Вопросы физической олимпиады для 7 класса
Теоретические задачи
Задача 1. Вася и Петя запустили по воздушному шарику. В Васином находится гелий, а в Петином - водород. Чей шарик сможет подняться выше и почему?
Задача 2. Бывают упругие мячики - такие, что отскакивают от пола и долетают почти до той же высоты, с которой падали. Придумайте конструкцию, которая, отскочив, поднимется выше исходного положения. Конструкция не должна содержать внутренних запасов энергии (сжатой пружины, батарейки, готовой ко взрыву гранаты и т.п.). Долететь может не сама конструкция, а ее часть. Оцените, во сколько раз увеличится высота отскока по сравнению с высотой, с которой ваша конструкция падала.
Задача 3. Один из способов нанести на плоскую поверхность равномерно тонкий слой вязкой жидкости типа мёда или сахарного сиропа заключается в том, чтобы сначала как-то намазать, а потом быстро раскрутить вещество. Как повлияют на результат такие факторы, как вязкость жидкости, скорость вращения, размер поверхности и прилипшая к поверхности пыль?
Задача 4. На этом графике изображена зависимость удельной теплоемкости стали от температуры. Сколько килограмм воды уйдет для охлаждения 20 кг стали с 1000 до 100 градусов?
Задача 5. Говорят, что газон соседа всегда зеленее. В каких ситуациях это утверждение может быть справедливо, а в каких - нет? Какие причины, кроме банальной зависти, могли бы его объяснить?
Экспериментальные задачи
Решение экспериментальной задачи состоит из:
1. Фотографии или схемы установки с описанием того, как она работает, физических принципов, лежащих в основе эффекта, чего и в каких единицах предлагается измерять.
2. Таблицы с результатами экспериментов. По возможности добавьте графики, иллюстрирующие ваши результаты
3. Результата работы, - ответа на поставленный вопрос, общего вывода и т.п.
Задача 1. Известно, что поверхностные натяжения соленой и пресной воды различаются. Исследуйте экспериментально: в какую сторону? На сколько (например, получите зависимость коэффициента поверхностного натяжения от концентрации соли)?
Задача 2. Петя учится играть в пинг-понг, и для этого исследует шарики. Присоединяйтесь к Петиному исследованию и измерьте коэффициент упругости шарика для пинг-понга на практике.
Задача 3. Говорят, что если долго идти по пустыне, то вдали можно увидеть миражи: призрачный город, идущий вдали караван, пальмы оазиса и т.п. Какие физические основы могут быть у миража? Создайте его практическую модель в домашних условиях и опишите её.
Задача 4. Женя купил себе карандаш и весь урок географии пробовал поставить его на острие так, чтобы он не падал. На перемене Вася подарил Жене моток проволоки. Помогите Жене поставить карандаш на острие так, чтобы проволока и другие части карандаша не касались никаких других предметов (в частности - стола).
Задача 5. Если построить башню из кубиков, а потом медленно наклонять её, то в какой-то момент она сломается и рухнет. Исследуйте на практике и теоретически этот процесс и выясните:
а) На каком расстоянии от основания башни происходит перелом?
б) В какую сторону - «вперед» или «назад» падает верхняя часть башни в сравнении с нижней?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.