Мини-зачёт по первому тому романа «Война и мир». № 1.
1. Назовите три важных (на ваш взгляд) эпизода первого тома.
2. Назовите четыре семьи, о которых говорится в первом томе.
3. Назовите три важных исторических события, о которых говорится в первом томе.
4. Зачем нужен смотр Кутузову?
5.Эпизод, которым открывается роман.
6. Назовите две (любые) фамилии истинных героев первого сражения войны 1805 года.
7. Назовите две (любые) фамилии мнимых героев первого сражения войны 1805 года.
8. Назовите сражение, в котором русские победили.
9. Назовите сражение, в котором русские проиграли.
10. Назовите фамилию героя, который
а) был адъютантом Кутузова; б) был выслан в Москву за историю с медведем;
в) давал дочери уроки математики; г) сервировал вечер аббатом;
д) стал мужем Элен; е) спрашивал, какое будет мороженое на десерт.Мини-зачёт по первому тому романа «Война и мир». № 1.
1. Назовите три важных (на ваш взгляд) эпизода первого тома.
2. Назовите четыре семьи, о которых говорится в первом томе.
3. Назовите три важных исторических события, о которых говорится в первом томе.
4. Зачем нужен смотр Кутузову?
5.Эпизод, которым открывается роман.
6. Назовите две (любые) фамилии истинных героев первого сражения войны 1805 года.
7. Назовите две (любые) фамилии мнимых героев первого сражения войны 1805 года.
8. Назовите сражение, в котором русские победили.
9. Назовите сражение, в котором русские проиграли.
10. Назовите фамилию героя, который
а) был адъютантом Кутузова; б) был выслан в Москву за историю с медведем;
в) давал дочери уроки математики; г) сервировал вечер аббатом;
д) стал мужем Элен; е) спрашивал, какое будет мороженое на десерт.
Минизачёт по первому тому романа «Война и мир». № 1.
1. Назовите три важных (на ваш взгляд) эпизода первого тома.
2. Назовите четыре семьи, о которых говорится в первом томе.
3. Назовите три важных исторических события, о которых говорится в первом томе.
4. Зачем нужен смотр Кутузову?
5.Эпизод, которым открывается роман.
6. Назовите две (любые) фамилии истинных героев первого сражения войны 1805 года.
7. Назовите две (любые) фамилии мнимых героев первого сражения войны 1805 года.
8. Назовите сражение, в котором русские победили.
9. Назовите сражение, в котором русские проиграли.
10. Назовите фамилию героя, который
а) был адъютантом Кутузова; б) был выслан в Москву за историю с медведем;
в) давал дочери уроки математики; г) сервировал вечер аббатом;
д) стал мужем Элен; е) спрашивал, какое будет мороженое на десерт.
……………………………………………………………………………………………………………..
Минизачёт по первому тому романа «Война и мир». № 1.
1. Назовите три важных (на ваш взгляд) эпизода первого тома.
2. Назовите четыре семьи, о которых говорится в первом томе.
3. Назовите три важных исторических события, о которых говорится в первом томе.
4. Зачем нужен смотр Кутузову?
5.Эпизод, которым открывается роман.
6. Назовите две (любые) фамилии истинных героев первого сражения войны 1805 года.
7. Назовите две (любые) фамилии мнимых героев первого сражения войны 1805 года.
8. Назовите сражение, в котором русские победили.
9. Назовите сражение, в котором русские проиграли.
10. Назовите фамилию героя, который
а) был адъютантом Кутузова; б) был выслан в Москву за историю с медведем;
в) давал дочери уроки математики; г) сервировал вечер аббатом;
д) стал мужем Элен; е) спрашивал, какое будет мороженое на десерт.
……………………………………………………………………………………………………………
Минизачёт по первому тому романа «Война и мир». № 1.
1. Назовите три важных (на ваш взгляд) эпизода первого тома.
2. Назовите четыре семьи, о которых говорится в первом томе.
3. Назовите три важных исторических события, о которых говорится в первом томе.
4. Зачем нужен смотр Кутузову?
5.Эпизод, которым открывается роман.
6. Назовите две (любые) фамилии истинных героев первого сражения войны 1805 года.
7. Назовите две (любые) фамилии мнимых героев первого сражения войны 1805 года.
8. Назовите сражение, в котором русские победили.
9. Назовите сражение, в котором русские проиграли.
10. Назовите фамилию героя, который
а) был адъютантом Кутузова; б) был выслан в Москву за историю с медведем;
в) давал дочери уроки математики; г) сервировал вечер аббатом;
д) стал мужем Элен; е) спрашивал, какое будет мороженое на десерт.1.Настроение и планы князя Андрея в начале романа.
2.Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
3.История с кошельком Денисова.
4.Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?
5.С каким настроением едет князь Андрей в действующую армию?
6.Эпизод с женщиной в обозе.
7.О чем просил Кутузова князь Андрей?
8.Как проявил себя в Шенграбене Жерков?
9.Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?
10.Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
11.Как произошло « сватовство» Пьера и Элен?
12.Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
13.Как и почему ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем?
14.Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
15.Ссора Пьера и Долохова.
16.Дуэль Пьера и Долохова.
17.Разрыв Пьера с Элен.
18.Приезд князя Андрея из плена.
19.Ссора Николая Ростова с Долоховым.
20.Как произошло вступление Пьера в масонскую ложу?
21.В каком настроении пребывают князь Андрей и Пьер во время их разговора на пароме?
22.Что произошло ночью в Отрадном во время пребывания там князя Андрея?
23.О чем и почему условились князь Андрей и Наташа?
24.Как приняли Наташу в доме Болконских в отсутствие князя Андрея?25.Как закончилась история Наташи с Анатолем?
Мини зачёт по второму тому романа «Война и мир». № 2.
Кто из героев романа
1) считал себя виновным в том, что женился, не любя, в том, что обманул и себя, и её;
2) мучился, что проиграл в карты 43 тысячи;
3) как бы говорила: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?»;
4) вступает в масонскую ложу;
5) после Аустерлицкой кампании твёрдо решил никогда не служить более в военной службе;
6) после сватовства кн. Андрея к Наташе почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь;
7) назовите участников важного для героев разговора на пароме;
8) рассуждает, глядя на старый дуб, о том, что жизнь кончена, но вскоре решает, что жизнь не
кончена в 31 год;
9) не разделяет восторга Наташи лунной ночью, может спокойно спать;
10) в день большого бала не имеет ни минуты свободного времени для себя, стремится всем помочь;
11) ценит в человеке отсутствие отпечатка большого света, его условностей;
12) исполняет пляску в имении дядюшки;
13) пытается украсть Наташу;
14) настоятельно советует приятелю отказаться от задуманного, напоминая о том, что он женат;
15) запирает Наташу на ключ, чтобы не дать ей тайно бежать;
16) утешает Наташу, утверждая, что был бы счастлив на коленях просить её руки и любви;
17) «был самый нежный сын и брат», он живёт со своей старой матерью и сестройгорбуньей.
18) Назовите три важных, на ваш взгляд, эпизода второго тома.
………………………………………………………………………………………………………………
Мини зачёт по второму тому романа «Война и мир». № 2.
Кто из героев романа
1) считал себя виновным в том, что женился, не любя, в том, что обманул и себя, и её;
2) мучился, что проиграл в карты 43 тысячи;
3) как бы говорила: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?»;
4) вступает в масонскую ложу;
5) после Аустерлицкой кампании твёрдо решил никогда не служить более в военной службе;
6) после сватовства кн. Андрея к Наташе почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь;
7) назовите участников важного для героев разговора на пароме;
8) рассуждает, глядя на старый дуб, о том, что жизнь кончена, но вскоре решает, что жизнь не
кончена в 31 год;
9) не разделяет восторга Наташи лунной ночью, может спокойно спать;
10) в день большого бала не имеет ни минуты свободного времени для себя, стремится всем помочь;
11) ценит в человеке отсутствие отпечатка большого света, его условностей;
12) исполняет пляску в имении дядюшки;
13) пытается украсть Наташу;
14) настоятельно советует приятелю отказаться от задуманного, напоминая о том, что он женат;
15) запирает Наташу на ключ, чтобы не дать ей тайно бежать;
16) утешает Наташу, утверждая, что был бы счастлив на коленях просить её руки и любви;17) «был самый нежный сын и брат», он живёт со своей старой матерью и сестройгорбуньей.
18) Назовите три важных, на ваш взгляд, эпизода второго тома.
Вопросы и ответы по романуэпопее «Война и мир»
1. Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как
эпопею?
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение
исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта
охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность
действующих лиц (559); множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы
истории; повествование ведется в эпическом плане — действие романа развивается
широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее
характерных сторонах; эпически представлен быт разных социальных групп и сословий —
от императора до простого крестьянина. Широта философскоисторического синтеза и
глубина социальнопсихологического анализа связи человека и истории — все это
позволяет рассматривать роман как эпопею.
2. Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?
Название романа включает не только антитезу: мир как состояние, противоположное
войне, но обозначает войну и общество (мир) в отношении к ней.
3. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?
При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремятся к общей цели: понять
смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и
найти свое место в истории.
4. Что понял Болконский на поле Аустерлица?
До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполеон, мечтал о своем Тулоне. Но
после ранения, лежа под высоким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих
честолюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного потока жизни,
символизируемую вечным для всех людей небом.
5. Каковы этапы духовного пути Болконского?
Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После
Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных
действиях, не способных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем
любовь к Наташе возрождает его. Он постепенно приходит к мысли, что мало жить только
для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует
односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека.
Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.
6. Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?
Пьер Безухов в начале романа «Война и мир» — честный, но наивный молодой человек,
который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую
мораль общества, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его
к масонам. В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян. В
период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в
людях «внутреннего человека» — живую душу. Большое значение в духовных исканиях
Безухова имела Бородинская битва. Именно здесь Пьер понимает, что историю творит
народ. Встреча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармонии, кпониманию, что «человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении
естественных человеческих потребностей». Близость к народу заставляет анализировать
жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество
декабристов.
7. Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?
Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы
романа, которые проверяются народной нравственностью, она лежит в основе философии
личности и истории.
8. Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого решается вопрос о роли личности в
истории?
Согласно Л.Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными
личностями, а волей народа. Из множества отдельных воль складывается дух нации, от
которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечественная война 1812
года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела «общую жизнь».
9. Какие народные типы рисует Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»?
Л.Н. Толстой показывает разных представителей народа. Но он отмечает два полярных
типа национального характера. Один — способные на бунт (богучаровские мужики),
другой — непротивленцы (Платон Каратаев). Между ними — созидатель, мастер на все
руки Тихон Щербатый, отважная старостиха Василиса, староста Дрон.
10. Какие взгляды Л.Н. Толстого воплотились в образе Платона Каратаева?
В образе Платона Каратаева Л.Н. Толстой воплотил мораль идеализируемого им
патриархального крестьянства и теорию «непротивления злу насилием». Каратаев
оставляет впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. В его
облике постоянно подчеркивается округлость как признак завершенности. Он убежден, что
все происходит по велению Божьему, потому ничему не надо сопротивляться, надо
принимать мир таким, каков он есть. Основное в поведении Платона Каратаева —
пассивность и созерцательность. Хотя Л.Н. Толстой подавал образ Каратаева как
положительный пример, но он же показывает, что солдаты не восхищаются Каратаевым,
относятся к нему даже снисходительно. Не пассивные Каратаевы выиграли войну с
французами. Каратаев — толстовский идеал полного растворения в общей жизни, тип
«роевого человека».
11. Что Л.Н. Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма»?
В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его
истинный патриотизм, который не нуждался ни в пышных словах, ни в красивых жестах.
Все как один человек понимали, что «под французом нельзя было», все направляли свои
действия против врага — это и было тем источником победы, который Л.Н. Толстой назвал
«скрытой теплотой патриотизма».
12. Каково значение противопоставления Наполеона и Кутузова?
Л.Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда
определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта
философия отразилась в антитезе Наполеон — Кутузов. По Толстому, нет и не может быть
величия там, где нет простоты, добра и правды. Наполеон же эгоистичен, честолюбив, для
него люди ничего не значат — это только фигурки в разыгрываемых им партиях. Солдаты
его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов
не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и
направить его на победу. Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно
благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил
приближение разгрома. Русские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и
историческую военную.13. Каково значение понятий «внутренний человек» и «внешний человек»?
Понятия «внутренний человек» и «внешний человек» рождаются в сознании Пьера
Безухова в период разочарования его в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в
жизни», народное чувство, естественность. «Внешний человек» — «лишнее», прах и
мертвенность души, искусственность. Воплощение «внутреннего человека» — Кутузов,
«внешнего» — Наполеон.
14. Каков толстовский идеал женщины?
Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога романа «Война и мир». Интересы
Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л.Н. Толстой — противник женской
эмансипации. Его идеал женщины близок патриархальным
СВОЯ игра
1 тур. Вопросы.
Портрет 5. Кто это? Он на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорблённым тем
положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян.
Поперёк лба его была глубокая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не
видя.
Ответ:Пьер Безухов.
Портрет 10.«Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который
чтото сделал над ним… все ли стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или,
может быть, еще чтонибудь сделать?» Кто этот маленький человек, описанный Толстым
как «комедиант», о котором Николай Ростов думал, что тот «дурно и нетвердо сидел на
лошади»?
Ответ:Наполеон Бонапарт
Портрет 15. О ком в романе Наполеон говорит: «Это прекрасное животное»?
Ответ: Елена Васильевна Курагина — Элен
Комментарии учителя:Автор показывает, что Элен Курагина никого никогда не
любила, сердце у неё мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от
поклонника к поклоннику, а это у неё сознательная линия поведения. Именно потому и
появляются разврат и зло, что у неё нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В
романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное».
Портрет 20.Кто это? «Лично князь Андрей не знал его и никогда не видал, но всё, что он
знал о нём, мало внушало ему уважения к этому человеку.»
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть
дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, — следовательно, он
один и может дать ход ей», — думал князь Андрей…»
Портрет: сорокалетний человек с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной
головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями и карезелёными тупыми
глазами и висячим красным носом.
Ответ:Алексей Андреевич Аракчеев
Комментарии учителя: Т.2, ч.3, гл.4.
1. Август 1809 г. Петербург. Время Сперанского – время воплощения либеральных
мечтаний Александра I.
2. Князь Андрей в Петербурге и как камергер при дворе. Сухость Государя к князю
Андрею. Записка о военном уставе.
3. Князь Андрей по поводу записки о военном уставе в приемной графа Аракчеева,
военного министра, и у него на приеме. Резолюция Аракчеева
Дом 5.Чьи это имения?Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был
один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово
была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за
жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Ответ:Князя Андрея Болконского
Комментарии учителя:
Все, о чем мечтал Пьер, но не смог реализовать князь Андрей, много не разговаривая,
сделал.
Дом 10.О чьем доме идет речь?
«
Вот он уголперекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь.
Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому домуто? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом!»
Ответ:Дом Ростовых
Дом 15. Чей кабинет описан?
В большом кабинете, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими
шкурами и оружием, сидел (…) в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на
котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той
комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакейфранцуз с
другими укладывал последние вещи. (Обратите внимание, что в квартире в переднем углу
образ (икона).)
Ответ:Федор Долохов
Дом 20. Узнав от Марьи Дмитриевны Ахросимовой об истории Наташи с Анатолем, Пьер
вначале искренно пожалел князя Андрея и осудил Наташу, сопоставив её со своей женой.
Чуть позже он сообщил Наташе, что Анатоль обманул её, скрыв свою женитьбу. Далее
Пьер встретился с Анатолем, высказал ему всё, что думал, назвав негодяем и мерзавцем.
Безухов забрал у Курагина письмо, компрометирующее Наташу, взял с него слово о
молчании по поводу его отношений с Ростовой и заставил Анатоля поскорее уехать в
Петербург, чтобы тот не встретился с князем Андреем. Таким образом граф Безухов
уберёг своего друга от дуэли. Где произошел разговор Пьера с Анатолем?
Ответ:В Москве в доме Пьера, в гостиной.
Мысли 5. Кто из героев решает хозяйственные дела подобным образом? «Чёрт с ними, с
этими мужиками, и деньгами, и транспортами по странице, — думал он. – Ещё от угла на
шесть кушей я понимал когдато, но по странице транспорт – ничего не понимаю», —
сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела.» Только разорвал вексель на имя
Друбецких, потому что они раньше дружили с их семьёй и были бедны.
Ответ:Николай Ильич Ростов
Мысли 10.Кто из героев так перерождается?
Опыт жизни, простая вера княжны Марьи оказывают на него благотворное влияние: «Как
бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня!»
Ответ:Болконский Андрей
Мысли15.Вопросы, мучающие Пьера после дуэли с Долоховым?
Ответ:В размышлениях Пьера соединяются разнородные события, которые исключают
возможность думать о целесообразном устройстве мира, оценивать и судить его: «Дурно ли
это было или хорошо? Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него
самого неизбежно. Потому что ему есть нечего. Он говорил, что его прибил за это офицер.
А офицер прибил за то, что ему надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счёлсебя оскорблённым. А Людовика XVIказнили за то, что его считали преступником. А через
год убили тех, кто его казнил, тоже за чтото».
Противительным союзом «а» Толстой подчёркивает во внутренней речи героя его
ощущение абсурдности жизни, где всё случайно и относительно, не связано воедино.
Правды нет ни в частной жизни, ни в истории. Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный
винт, на котором держалась вся его жизнь.
Мысли 20.Чей образ мышления перед Вами?
«(…) никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы
человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви
и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество,
когда сам он – Бог».
Ответ:Княжна Марья Болконская
Комментарии учителя:Т.2, ч.3, гл.25.
Взаимоотношения старого князя Николая Андреевича и княжны Марьи: несправедливость
отца и «простой и ясный закон» дочери.
История 5. О ком и о чем идет речь? Он привлек Пьера своей твёрдой верой, прежде
всего в необходимость нравственного «очищения» мира и человека, в потребность человека
в личном совершенствовании. И он проникается желанием «переродить порочный род
человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства», что значит – жить
не для себя, а для других.
Ответ:Масон Осип Алексеевич Баздеев. Масонство.
Историческая справка :
Мас нство (франкмас нство, фр. Francmaçonnerie, англ. Freemasonry)
— это братство,
которое берёт свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века,
предположительно — оперативных Цехов каменщиков. Масонское братство — это
этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и
философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или
франкмасон происходит от фр. francmaçon (в старофранцузском masson, англ. freemason),
употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Масонство позиционируется как нравственноэтическая система, выраженная в аллегориях
и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и
христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание
масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также
духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия
масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.
Комментарии учителя:
Судьба сводит Пьера с масоном Баздеевым, и на время он обретает согласие с миром и
собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. Масоны привлекли Пьера
своей твёрдой верой, прежде всего в необходимость нравственного «очищения» мира и
человека, в потребность человека в личном совершенствовании. Он проникается желанием
«переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени
совершенства», что значит – жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погубил
свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтобы облегчить
участь крестьян.
оо
оо
Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах,
всемогущее и непостижимое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко
истинную религию, как её понимал автор романа.
«В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать,как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила изпод его ног, чем твёрже
он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его
ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил
к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную
поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твёрдости
почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился ещё больше, завяз и уже
невольно ходил по колено в болоте.»
История 10. Какой временной промежуток описан во втором томе романа?
Ответ:
Изображение России за шестилетие (1806 – 1812) было у Толстого изображением
определённой исторической эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без IIтома нам был
бы непонятен характер участия в войне главных героев и их судьба в эпилоге.
Почему рушится мир к концу повествования IIтома?
Вопервых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во
вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису, потому что ни у одного из них пока
ещё нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока ещё не
нашёл сопряжённости с общей жизнью народа. В поисках своего подлинного места в жизни
и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.
История15. Историческое лицо, прославившееся Шенграбенским и Аустерлицким
сражениями , еще более прославившееся в светской Москве тем, что при восхвалении его,
показывалось неодобрение и нерасположение Кутузову?
Ответ:Багратион. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим
Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну
нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион
выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был
чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг,
русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем
Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось
нерасположение и неодобрение Кутузову.
Историческая справка:Активный участник войны против Наполеона в 1805—1807 годах.
В кампании 1805 года, когда армия Кутузова совершала стратегический маршманёвр от
Браунау к Ольмюцу, Багратион возглавлял её арьергард. Его войска провели ряд успешных
боёв, обеспечивая планомерное отступление главных сил. Особенно прославились они в
сражении при Шёнграбене.
В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии,
которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали
отход главных сил.
В ноябре 1805 год получил чин генераллейтенанта.
История 20.О каком знаменитом государственном деятеле — реформаторе идет речь?
Высокий, лысый, белокурый человек лет сорока с большим открытым лбом и необычайной,
странной белизной продолговатого лица. Вся фигура его имела особенный тип, по
которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из общества, в котором жил князь
Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни
у кого он не видал такого твёрдого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько
влажных глаз, не видал такой твёрдости ничего не значащей улыбки, такого тонкого,
ровного, тихого голоса и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько
широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых.
Он не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в
большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будутслушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Ответ:Михаил Михайлович Сперанский
Историческая справка:Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 — 11
(23) февраля 1839) — русский общественный и государственный деятель времён
Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической
науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской
академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и
Императорской Академии наук (1819). Воспитатель наследникацесаревича Александра
Николаевича. Начинаются звездные годы Сперанского, эпоха славы и могущества, когда он
был вторым лицом в могущественнейшей империи. На политическом небосклоне всходили
новые звезды: Сперанский (гражданские реформы) и Аракчеев (военные реформы).
Александр I оценил выдающиеся способности Сперанского. Императора привлекало то,
что он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на молодых друзей из
«Негласного комитета». Александр стал приближать его к себе, поручая ему «частные
дела». Сперанский был введен в «Комитет для изыскания способов усовершенствования
духовных училищ и к улучшению содержания духовенства»
Комментарии учителя:
«…первый длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с
которым он первый раз увидал Сперанского. Он видел в нём разумного, строго мыслящего,
огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего её
только для блага России. Сперанский, в глазах князя Андрея, был именно тот человек,
разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что
разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел
быть. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный,
зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука,
на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей,
имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почемуто раздражали князя
Андрея. Неприятно поражало князя Андрея ещё слишком большое презрение к людям,
которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приёмов в доказательствах, которые
он приводил в подтверждение своего мнения.»
«Главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная,
непоколебимая вера в силу и законность ума. И этотто особенный склад ума Сперанского
более всего привлекал к себе князя Андрея.» Т.2, ч.3, гл.6. Сперанский и его «несомненная,
непоколебимая вера в силу и законность ума». Сперанский как новый кумир князя Андрея.
«Страстное чувство восхищения» Сперанским и раздражение князя Андрея.
Детали 5. Какая художественная деталь объединяет два эпизода?
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки,
красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие
его в своей власти… Десятка была дана.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не
бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай
готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку
отца, он прижался к ней губами и заплакал.
Ответ:руки.
Комментарии учителя: Обратите внимание, как в этой сцене находит свое
своеобразное воплощение мотив возвращения блудного сына, один из вариантов блуждания
человеческого духа. Николай Ростов отпадает от дома както незаметно, словно не
покидая его: он кутит с Денисовым, совершает вылазки в свет/в «полусвет»/в «темноту» –«поездки туда» (Т.2, ч.1, гл.2) – и возвращается домой, в «любовную поэтическую
атмосферу». Это даже не отпадение, а разлад души, разделение ее на две половинки: дом –
одно, а «полутьма» – «это было другое дело» (Т.2, ч.1, гл.2).
Соотнесите спасительную руку отца, которую целует Николай Ростов (это просто «рука
отца»), и руки Долохова, на которые несколько раз обращает внимание Николай и от
которых уже зависит его судьба.
Обратите внимание, как искушается Николай Ростов, как он вспоминает слова Долохова о
картах, как с ним «чтото случается» и он втягивается в игру, попадая в зависимость от
Долохова, от его рук, «красноватых, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися
изпод рубашки». Л.Толстой показывает, как Николай Ростов, както необъяснимо, почти
теряя волю, психически – через слухпамять и взглядзрение – попадает в руки Долохова,
«имевшие его в своей власти».
Соотнесите смысл слов матери Долохова
Детали 10.О каком предмете идет речь?
Обратите внимание на такую деталь: Багратион в Английском клубе показался «без шляпы
и …, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара», а Денисов «отстегнул …» в
зале перед самым танцем.
Ответ: шпага, сабля.
Детали 15.Что объединяет все эти предметы?
Евангелие, череп, гроб с костями, свечи, белый фартук, лопата, три пары перчаток.
Ответ: Ритуал посвящения в масоны.
Детали 20.
Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти
Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час». Переведите 18
верст в час в современные меры скорости.
Ответ: Верста – 1,06 км. 18 верст в час – 19,08 км/ч.
2 тур. Вопросы.
Флора и фауна 5. Какое слово скрыто на месте пропуска?
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот такто, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два
прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с
бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть
офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его
разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и
подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
Ответ:петух
Комментарии учителя.Гадание у амбара. Соня и Николай.
Флора и фауна 10.Преображение какого предмета приводит князя Андрея к подобным
размышлениям?
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил
князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и
Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы недля одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от
моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Ответ:дуб.
Флора и фауна 15.«Всех гончих было выведено двадцать четыре собаки, под которыми
доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было
восемь человек, за которыми рыскало более 40 борзых…» так описывает Толстой начало
охоты. Кто такие доезжачие, выжлятники, борзятники?
Ответ: Доезжачий – старший псарь, ведавший обучением борзых собак и
распоряжавшийся собаками во время охоты. (Псари ухаживали за охотничьими собаками).
Выжлятник (от выжлец – гончий кобель) ведал гончими собаками, борзятник или
борзовщик – борзыми.
Флора и фауна 20. Ерза, Милка, Ругай. Кто они такие? Каким семьям принадлежат?
Ответ: Охотничьи собаки. Ерза Илагина, Милка Николая Ростова и Ругай дядюшки
Михаила Никанорыча .
Комментарии учителя: Обратите внимание на модель охоты: и в охоте на волка, где
его берет Данило, и в охоте на зайца успех зависит не от «породы» человека или собаки, а
от природной сноровки и скрытой страсти. За Ерзу Илагин отдал «три семьи дворовых», у
дядюшки «горбатый кобель». Но именно он взял зайца. В романе охота является
своеобразной моделью войны 1812 года.
Пары 5. Кто он и кто она?
«Он, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе
общего светского отпечатка. И такова была она, с её удивлением, радостью, и робостью, и
даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил
с нею. Сидя подле неё, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, он
любовался на радостный блеск её глаз и улыбки, относившейся не к говорённым речам, а к
её внутреннему счастию.»
Ответ: Наташа и Андрей.
Пары 10 . Кто он и кто она? Она увлеклась им по многим причинам. Первая и основная –
это ясно показанное старым князем нежелание принять Её в свою семью в качестве жены
сына. Неприятное впечатление на Нее произвела также сестра будущего мужа, не сумевшая
скрыть своё настроение. Параллельно этому контрастом явилось для Нее отношение к ней
светской красавицы, которая выполняла просьбу своего брата поспособствовать его
сближению с понравившейся девушкой. Сам Он, имевший огромный опыт по обольщению
женщин, приложил огромные усилия, чтобы добиться ответного чувства у Нее. Похищение
же девушки от родных брался организовать дружок, любитель всяких рискованных
предприятий.
Ответ:Наташа Ростова и Анатоль Курагин
Пары 15 .Кто он и кто она?
Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!»
Говорить больше не нужно было: лицо ее сияло торжеством и самодовольством; но она
заставила его сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и
никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и
нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Ответ: Жюли Карагина и Борис Друбецкой
Пары 20.Кто он и кто она? Но Он, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет
знать верно, что будет дано за Ней, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей,
то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея
определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым
просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Тот кротко улыбнулся, поцеловал
графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в
новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, –
прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я
дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Такто, поцелуй меня.
Ответ: Берг и Вера Ростова
Письма 5. Кто автор этого письма, адресованного князю Андрею? «Это пултуская битва,
которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы
штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или
проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы
говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем
после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не
уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из
Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего».
Ответ: Билибин, находившийся теперь в качестве дипломатического чиновника при
главной квартире армии
Письма 10. Кто автор письма и по какому поводу оно написано?
«Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!.. Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша
у Николушки мачеха будет. Напиши ему, что пускай женится хоть завтра. Только одно, в
моём доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живёт.»
Ответ:Николай Андреевич Болконский, помолвка князя Андрея с Наташей
Комментарии учителя:«Здоровье и характер князя Николая Андреевича Болконского в
этот последний год после отъезда сына очень ослабели. Он сделался ещё более
раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью
обрушивались на княжну Марью.»
«В середине лета княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из
Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей
объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью
к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре.» Он писал, что никогда не любил
так, как любит теперь, и просил сестру передать письмо отцу в добрую минуту и известить
его о реакции Николая Андреевича. Прочитав письмо, старик впал в ярость.
Письма 15 .
Что предпринял Николай Ростов после получения таких писем?
«В 1810 году он получил письма родных, в которых извещали его о помолвке Наташи с
Болконским и о том, что свадьба будет через год, потому что старый князь не согласен.
Это письмо огорчило, оскорбило Николая.» Ему было жалко потерять из дома Наташу,
которую он очень любил, и он не понял поведения Андрея Болконского, решившего
отложить свадьбу.
«Но весной того же года он получил письмо матери, писавшей тайно от графа, и письмо
это убедило его ехать. Она писала, что ежели Николай не приедет и не возьмётся за дело,
то всё имение пойдёт с молотка и все пойдут по миру. Граф так слаб, так вверился
Митеньке, так добр, и так все его обманывают, что всё идёт хуже и хуже.»
Ответ:Ушел из армии в длительный отпуск
Письма 20.Кто автор письма и кому оно предназначалось?
«Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в
армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в
Английскую гостиницу».Ответ:Николай Ростов получил такую записку от Долохова. Долохов не пожелал бывать
в доме Ростовых после отказа Сони.
Дружба 5. Кто этот друг? Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из
Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала,
как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре
по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
Ответ:Жюли Карагина
Дружба 10. О ком идет речь? Отношения этих людей нельзя считать настоящей дружбой.
Для этих людей всё – игра. Даже разгул для них в значительной мере поза. «Беспокойный
дурак», один из них так реализует свои представления о том, каким должен быть
гвардейский офицер. Нежный сын и брат, бедный дворянин другой, чтобы лидировать
среди богатых гвардейских офицеров, становится особенно лихим кутилой, картёжником и
бретёром.
Ответ:Анатоль Курагин и Федор Долохов
Дружба 15.Кто эти друзья?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что она мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее.
Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и
нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и
бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Ответ:Наташа и Соня .
Комментарии учителя:Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз,
следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа
сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чегото и что она сделала какойто знак
проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё
время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на
делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи.
Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг
Соне стало ясно, что у Наташи был какойнибудь страшный план на нынешний вечер. Соня
постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
Дружба 20 .Дружба этих разных людей началась с первых страниц романа, они могут
называть друг друга на «Вы», но при этом очень близки друг другу. Один спас другого от
дуэли. В их постоянных беседах каждый для себя познает жизнь. Назовите этих людей.
Ответ: Пьер и Андрей
Танец 5. Где проходил этот бал? «Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей
был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в
бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо
её сияло восторгом счастия. Князь Андрей любил танцевать. …едва он обнял этот тонкий,
подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так
близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и
помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился глядеть на танцующих.»
Ответ:31 декабря 1809 г. Бал у Екатерининского вельможи.
Комментарии учителя:«Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная исчастливая девочка своей просиявшей изза готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на
плечо князя Андрея.
Танец 10. Кто аккомпанировал Наташе и на чем?«Где, как, когда всосала в себя из того
русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная
эмигранткойфранцуженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы
должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не
изучаемые, русские. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и
хитровесело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих,
страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.»
Ответ:Дядюшка Михаил Никонорыч, на гитаре.
Комментарии учителя:В доме дядюшки. Атмосфера лада и праздника. Угощения
Анисьи Федоровны, экономки дядюшки. Игра Митькикучера на балалайке. Игра дядюшки
на гитаре и танец Наташи как выражение духа, «неподражаемого, неизучаемого, русского».
Наташа – «детски восприимчивая душа».
Танец 15. Кто этот танцор?
«Когда после холостого ужина он с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы
весёлой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодёжью раздавались
радостные, торжественные крики. На балах он танцевал, если недоставало кавалера.
Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми
одинаково любезен, особенно после ужина.»
Ответ:Пьер Безухов.
Танец 20. Что и чьими глазами нам представлено? Поменялись ли ощущения героя к концу
представления?
«Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к
которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели чтото. Когда они закончили
свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в
шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и
разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли,
заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье,
очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели
вдвоем, и все стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали
влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.»
Ответ:Опера глазами Наташи, вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная
тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, уже казалось ей
вполне естественным
Комментарии учителя:Обратите внимание, как, с одной стороны, все происходящее на
сцене описывается с точки зрения безучастной Наташи и оценивается ею как «вычурно
фальшивое, ненатуральное» и как, с другой стороны, Наташа постепенно заражается
атмосферой света, который живет по своим скрытым законам: вначале, как и одинаково
всем улыбающаяся Элен, «точно так же улыбнулась Наташа Борису», потом, поддаваясь
восхищению Элен, она одобрительным восклицанием оценивает танец Дюпора, который «с
голыми ногами» высоко прыгал и семенил, а в конце она оказывается в сетях света.
3 тур. Правила.
Право выбора темы предоставляется согласно количеству набранных баллов в двух турах.
Команда, набравшая наибольшее количество очков выбирает тему первой, наименьшее –
последней.
Вопросы.
Герой 50. Отгадайте героя по описанию.«Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он
сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее
положение в обществе… в душе своей он считал себя безукоризненным человеком… У
кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности…»
Ответ:Анатоль Курагин.
Деньги 50. Назовите сумму проигрыша Долохову.
«Проигрыш Долохову …… рублей ,« что составляло сумму сложенных его годов с годами
Сони».
Ответ:43 тысячи рублей.
Кот в мешке 50. Что увидел Пьер?
«Было морозно и ясно. Над грязными, полутёмными улицами, над чёрными крышами
стояло тёмное звёздное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной
низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде
на Арбатскую площадь огромное пространство звёздного неба открылось глазам Пьера.»
Ответ:«огромная яркая комета 1812 года… которая предвещала, как говорили, всякие
ужасы и конец света».
Комментарии учителя:Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не
возбуждала никакого страшного чувства… Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала
тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
Подведение итогов.
Использованная литература и источники:
1. Л. Н. Толстой. Война и мир.т.2 Москва. 1986 г.
2. Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова. Литература. 10 класс. Пособие для учителя.
Методические советы. Москва. «Просвещение». 2001г.
3. Я иду на урок литературы. 10 класс. Редакция Г.Г. Красухина. Москва. «Первое
сентября». 200г.
4. И.М. Михайлова. Литература. Тесты. 91 кл. Москва. «Дрофа». 1998г.
5. Энциклопедия знаменитых россиян. До 1917 года. Москва. «Диадема – Пресс». 2001г.
6. Г.Ю. Карпенко. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»(т.2) Вопросы и аналитические
указания. Самара. «Универсгрупп» 2005 г.
7. Кадры из фильма С. Бондарчука «Война и мир». 1965г.
8. Кадры из фильма «Война и мир». реж. Роберт Дорнхельм. 2007г.
4 том.
Какова основная тема четвертого тома романа?
Основная тема этого тома — «дубина народной войны», партизанское движение
как проявление общенародного патриотизма. Писатель убедительно показывает,
что победа России в войне 1812 года определялась не удачными диспозициями, не
талантом военачальников, не превосходством в военной силе, а действиями
народных масс, единством народа в борьбе с захватчиками. Это единство
особенно ярко проявилось в партизанском движении.
Что вы можете рассказать о делах и людях партизанских отрядов?
Какова роль эпизодов, связанных с Петей Ростовым? Как вы думаете, почему,
по воле автора, этот светлый мальчик погибает?
Что значит в жизни П. Безухова месяц, проведенный в плену? Какое влияние
оказал на него П. Каратаев?
Случайно ли, повашему, то, что Толстой закончил основную сюжетную линию
романа описанием изгнания французов из России и не рассказал о событиях,
происходивших в Западной Европе?Это закономерно. Ведь «народная мысль» «Войны и мира», самая любимая
мысль великой эпопеи, была высказана. Народу, отстоявшему независимость своей
родины ценой великого подвига и огромных потерь, чужды были интересы царской
семьи, борьба монархов за сферы влияния в Европе, страх перед революцией. Вот
почему события, связанные с личными интересами европейских монархов, в том
числе и русского царя, остались за рамками «Войны и мира».
Чем отличается «мирная жизнь», изображенная в «Эпилоге» (часть I), от
той, что была показана во втором томе романа?
Как вы думаете, случайно ли возник конфликт Н. Ростова и П. Безухова?
Конфликт этот закономерен и неизбежен: оба они порядочные люди, но Н.
Ростов — заурядный человек, так и не научившийся мыслить самостоятельно
(прикажут — он будет стрелять, не пытаясь разобраться, кто прав), а в душе
Пьера идет непрестанная духовная работа: он мучительно ищет правду, старается
быть в ладу со своей совестью, «жить честно». Даже слуги замечают, что после
войны их барин «попростел». Пьер осознал себя частью своего народа и готов
жизнь отдать за то, что считает справедливым. А Николая Ростова Марья
Болконская не может сделать мыслящим существом! Такие, как он, бездумно
направят огонь против декабристов — лучших людей России, среди которых,
несомненно (и это соответствует замыслу Толстого), будет и П. Безухов.
Как вы думаете, для чего писатель делает пятнадцатилетнего Николеньку
Болконского участником (хотя и неравноправным) спора Н. Ростова и Пьера?
Почему именно так завершается сюжетная канва эпопеи?
Как решается «женский вопрос» в романе? Удивило ли вас превращение Н.
Ростовой, показанное в эпилоге?
Постарайтесь сформулировать (очень кратко!) собственную оценку «Войны и
мира». Не бойтесь ошибок! Главное — будьте самостоятельны!
3 том.
На чем основывалось единство армии завоевателей и единство русской армии в
войне 1812 года?
Суть «единства» французской армии хорошо показана в сцене переправы через
Неман. Надежда на быстрое и легкое обогащение, слепая, бездумная преданность
Наполеону — вот и все, что объединяло его армию. Это «единство» должно было
рухнуть при первых неудачах и трудностях. Так и случилось.
Единство русских людей раскрывается во многих сценах романа (оставление
Смоленска, невозможность для убитой горем княжны Марьи воспользоваться
покровительством французов, отъезд жителей Москвы из столицы и др.). Писательподчеркивает, что самые разные люди ведут себя одинаково: «скрытая теплота
патриотизма сближает их. Особенно убедительно это народное единство
раскрывается в картине Бородинского сражения, а затем (в четвертом томе) в
сценах партизанской войны. «Дубина народной войны» и определила исход всей
кампании.
Как вели себя разные слои населения России (показать это на конкретных
примерах)?
Как характеризует Ростовых, Болконских, Курагиных их отношение к событиям
1812 года? Было ли это отношение для вас неожиданным?
Почему князь Андрей отправился в действующую армию, отказавшись от
почетного предложения остаться при штабе?
Какие чувства испытал на Бородинском поле Пьер Безухов?
Как характеризует двух полководцев их поведение во время Бородинского
сражения?
Наполеон чувствует себя удачливым игроком («шахматы расставлены, игра
начнется завтра»), рисуется перед своими солдатами. Он настолько уверен в
своей победе, что не вмешивается в подготовку к сражению, в его ход.
Кутузов видит в Бородинском сражении событие, решающее исход войны. Он
поглощен ведением боя. И хотя Толстой приписывает ему пассивную мудрость, в
художественных картинах сражения писатель раскрывает и патриотизм, и
полководческий талант Кутузова, и его веру в своих солдат, и полное отрешение
от каких бы то ни было личных интересов.
В картине Бородинского сражения очень хорошо видно, что Кутузов и Наполеон —
два полюса романа, воплощение естественности, искренности, патриотизма — и
фальши, себялюбия, индивидуализма.
Как вы думаете, для чего писатель показал, что князь Андрей был
смертельно ранен не в бою, а стоя в арьергарде?
Почему Л. Н. Толстой считает, что Бородинское сражение было нравственной
победой русских?
Военная победа ведь не была одержана, но дух русского войска, в отличие
от армии французов, сломить не удалось. Русские солдаты готовы были «до конца
стоять», чтобы отстоять Москву. Это и испугало Наполеона и его генералов: они
поняли, что такую армию победить невозможно.
Какой самый героический, на ваш взгляд, поступок совершил Кутузов как
главнокомандующий?
Можно ли считать Бородинское сражение кульминацией романа? Почему?