Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и
Оценка 4.7

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
2 кл
23.03.2017
Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и
В данной статье рассматривается вопрос о значении внеурочной деятельности и её результативности на начальном этапе обучения. Проанализирована работа в классе казачьей направленности. Выявлена и обоснована необходимость продолжения плодотворной работы по воспитанию подрастающего поколения с помощью внеурочной деятельности. Представлены мероприятия в рамках внеурочной деятельности.
Ворожко....docx
Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе. Ворожко Ольга Николаевна,  учитель начальных классов МБОУ­СОШ № 15 город Армавир Опыт и организация Сегодня   для   образовательного   учреждения   на   первое   место выходит проблема организации   внеурочной   деятельности.   Именно   сейчас учащиеся должны   быть   вовлечены   в   исследовательские   проекты,   творческие занятия,   спортивные   мероприятия,   в   ходе   которых   они   научатся   изобретать, понимать   и   осваивать новое,   быть   открытыми   и   способными   выражать собственные   мысли,   уметь   принимать   решения   и   помогать   друг   другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Цель   внеурочной   деятельности: создание   условий   для проявления   и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций. Содержанием   воспитания   является культура   личности:   внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения,   его   способности   каждого   человека,   внешнего   вида), самоопределение, саморазвитие, самореализация. Внеурочная   деятельность   позволяет   решить   ряд   очень   важных   задач: обеспечить   благоприятную   адаптацию   ребенка   в   школе,   оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная   деятельность   организуется   по   направлениям   развития личности:  физкультурно­спортивное   и   оздоровительное,   духовно­ нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Основным   преимуществом   внеурочной   деятельности   является предоставление   обучающимся   возможности   широкого   спектра   занятий, направленных на их развитие. С 1 класса обучающиеся в процессе деятельностного подхода учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной   литературой,  отбирать  нужную   информацию,  делать  выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. Второй год обучения предполагает раскрытие творческих способностей учащихся. Третий год обучения посвящён общественно­полезному   труду,   а главное,   показу   обучающимся,   как   можно изменить   мир   к лучшему.   На   четвёртом   году   обучения   ребята   планируют самостоятельно   участвовать   во   всероссийских   дистанционных   конкурсах, викторинах.   Для   этого   необходимо   научиться   ориентироваться   в Интернет­ ресурсах, искать и вычитывать нужную информацию, самостоятельно загружать работы   и отправлять   на   конкурсы.   Деятельностный   подход   во   внеурочной деятельности   позволяет   не   только   ученику   начальной   школы   найти   себя, самоопределиться   и приблизиться   к эталону   выпускника.   Переходя   в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Это значит, не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусства, авторами которых будут наши ученики. В   реформируемом   российском   государстве   стратегическая   цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского   общества.   Следовательно,   важнейшей   задачей   российского общества   сегодня   является   воспитание   гражданина   и   патриота.   Решение практической   задачи   связано   с   включением   подрастающего   поколения   в общественно   значимую   деятельность.  Для   достижения   поставленных   целей   и задач в нашем городе созданы классы казачьей направленности. В нашей школе эта традиция поддерживается. Я работаю в таком классе второй год.                    Создание класса казачьей направленности вызвано убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбу России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. На Кубани с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска.  Основные задачи совместной работы образования и казачества: адаптация детей   к   современным   условиям   жизни,   организация   интересного   и плодотворного досуга, развитие потребности у ребят в здоровом образе жизни,  формирование   позитивного   отношения   к   различным   видам   трудовой деятельности; сохранение и укрепление казачьих семейных традиций. Цели   совместной   воспитательной   работы   школы   и   казачества: формирование у кубанских школьников познавательного интереса к истории и традициям   казачества,   изучение   бытовых   и   духовных   традиций   и   правил поведения   казаков,   совершенствование   физического   и   психологического здоровья детей на примере исторически сложившихся традиций казачества. Цель деятельности класса казачьей направленности. Воспитание   учащихся   на   основе   духовных   ценностей   российского казачества,   в   системе   которых   на   одном   из   первых   мест   находится   чувство патриотизма по отношению к Отечеству.  Посредством   приобщения   детей   в   рамках   внеурочной   деятельности   к истории,   традициям,   художественным   проявления   культуры   кубанского казачества,   к   основам   Православия,   реализации   программы   начального обучения – совершенствовать их интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие, создавая основу подготовки молодого поколения граждан к служению России на гражданском и военном поприще. Приобщение   казачат   к   здоровому   образу   жизни,   привитие   им   навыков социальной адаптации и стремления к самообразованию и самореализации как личности.  Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. В рамках данного направления были проведены многие мероприятия: праздник «Рождество Христово», конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Пасха в кубанской семье», участие в концерте, посвящённом Дню рождения Г. Х. Засса, участие в городском концерте национальных культур, участие в Дне города с песнями, участие в Дне кубанского казачества в Новокубанске «Мы песнями Кубань   прославим».   Мои   дети   получали   много   положительных   эмоций   и впечатлений,   участвуя   в   различных   мероприятиях,   связанных   с   казачьими традициями. Труд ребят был оценен грамотами и благодарностями. Мною   разработаны   следующие   программы   внеурочной   деятельности   по   (кружки   «Спортивные   игры», направлениям:   спортивно­оздоровительное   «Гимнастика»,   «Я   ­   пешеход   и   пассажир»),   духовно­нравственное   («История религиозной   культуры»,   «Этика:   азбука   добра»),   общеинтеллектуальное («Информатика   в   играх   и   задачах»,   «Математика   и   конструирование», «Удивительный   мир   слов»,   «Занимательная   математика»),   общекультурное («Декоративно­прикладное искусство», «Смотрю на мир глазами художника»), социальное («Психология для младших школьников», «Моя первая экология»). За период 1 и 2 классов я проводила в рамках внеурочной деятельности: Кружок «Я ­ пешеход и пассажир», который  направлен на формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных   ролей   младшего   школьника   как   участника   дорожного   движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно­транспортных   происшествий,   участниками   которых   становятся младшие школьники. Основными формами обучения являются: тематические занятия, игровые уроки,   практические   занятия,   конкурсы,   соревнования,   на   лучшее   знание правил дорожного движения, подготовка и проведение игр и праздников по ПДД, изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения,   просмотр   видеоматериалов   по   ПДД,   организация   экскурсий   на улицу. Кружок   «Гимнастика»    помимо   задач   физического   и   психического оздоровления, решает и задачи духовно­нравственного воспитания и развития. Известно,   что   нынешнее   подрастающее   поколение   ослаблено   не   только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно   и,   как   следствие,   дезадаптировано   к   трудностям   реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как   правило,   не   входят   трудолюбие,   целеустремлённость,   упорство,   без которых   невозможно   движение   по   тернистому   жизненному   пути.   Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на  чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему. Кружок   «История   религиозной   культуры»   направлен   на   духовно­ нравственное   воспитание   детей   на   основе   сопряжения   культуры,  традиций   и православия,   создание   условий   для     формирования   личности   гражданина   и патриота   России   с   присущими   ему   ценностями,   взглядами,   ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству. Основными методами обучения являются: небольшой иллюстрированный рассказ   с   обсуждением   наиболее   сложных   вопросов   темы,   предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока, комментированное   чтение,   беседа   с   закреплением   материала   в   творческих работах под руководством учителя, анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов   и   образов   религиозного   содержания,   работа   с   текстами,   картами, составление кроссвордов, экскурсии, выступления. Кружок   «Этика:   азбука   добра»   формирует   у   детей   нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Методы   обучения:  личностно   направленные,   когда   содержание становится актуальным  для каждого ребёнка;  стимулирующие, когда  через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению   у   детей   интереса   к   нравственным   проблемам   и   созданию общественного   мнения;  развивающие  нравственное   сознание; активизирующие,  пробуждающие   творческие   способности   личности,   его эмоциональную сферу.  Содержание   ориентировано   на   игровые,   творческие   формы,   проектную деятельность,   работу   с   фольклорной   и   художественной   литературой.   Это позволяет   в   яркой   форме   довести   до   сознания   ребёнка   представления   о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия   и   являющихся   двигателями   поступков.   Всё   это   в   реальной   жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит   учителю   использовать   эмоционально   образную   форму   народных произведений   и   художественной   личностно значимого поведения.   детской   литературы   в   целях   развития Кружок «Информатика в играх и задачах» предназначен для формирования элементов   логической   и   алгоритмической   грамотности,   коммуникативных умений   младших   школьников   с   применением   групповых   форм   организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций   активного,   предоставление   возможности   сделать   собственное «открытие»,   знакомство   с   оригинальными   путями   рассуждений   позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Кружок «Математика и конструирование»  обеспечивает высокий уровень математической   грамотности   учащихся   (научить     их   счету,   сформировать умение выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развивать   трудовые   умения   и   навыки,   так   и   в   том,   чтобы   познакомить   с основами конструкторско ­ практической деятельности. Курс   призван   решать   следующие  задачи:  расширение   математических знаний   и   представлений   младших   школьников   и   развитие   на   их   основе пространственного   воображения   детей,   формирование   у   детей   графической грамотности   и   совершенствование   практических   действий   с   чертежными инструментами, овладение учащимися различными способами моделирования, развитие   элементов   логического   и   конструкторского   мышления,   обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников. В   процессе   работы   в   кружке   «Декоративно­прикладное   искусство» происходит  формирование   у   учащихся   художественной   культуры   как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно­ творческой активности, овладение образным языком декоративно­ прикладного искусства. Задачи кружка:  закреплять   и   расширять   знания,  полученные   на   уроках технологии,   изобразительного   искусства,   математики,   литературы   и   т.д.   и способствовать   их   систематизации,   знакомить   с   основами   знаний   в   области композиции,   формообразования,   цветоведения,   декоративно   –   прикладного искусства,   раскрыть   истоки   народного   творчества,   формировать   образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка,   объемных   форм,   совершенствовать   умения   и   формировать   навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов, приобретение навыков учебно­исследовательской работы. В   кружке   «Психология   для   младших   школьников»   происходит первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения   учащихся:   изучение   ощущений   и   восприятия   и   развитие соответствующих   способностей,   изучение   вопросов   внимания,   методов   и упражнений для его развития, изучение памяти, методов и упражнений для ее развития, изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития, изучение воображения, методов и упражнений для его   развития,   изучение   образного   и   абстрактного   мышления,   методов   и упражнений для их развития, изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей, изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения. Основные   методы   обучения:   рассказ,   обсуждение,   решение   проблемных ситуаций, практические упражнения ­ и многие другие методы, используемые на других   уроках.   Широко   используются   игровые   формы   и   методы,   так   как формирование   учебной   деятельности   младших   школьников   происходит   в значительной   степени   на   основе   игровой.   Игра   долго   остается   очень привлекательной   для   них,   поскольку   произвольное   внимание   младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Внеурочная   деятельность   –   это   часть   основного   образования,   которая нацелена   на   помощь   педагогу   и   ребёнку   в   освоении   нового   вида   учебной деятельности,   сформировать   учебную   мотивацию,   способствует   расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся.  С помощью внеурочной деятельности происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат ­ способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. Кроме   того,   интеграция   учебной   и   внеучебной   деятельности взаиморасширяет   образовательные   возможности   уроков   и   дополнительных занятий вне их. Например: урок ­ наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность; заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение ­ обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;  чтение и слушание   на   уроке   –   посещение   библиотеки   школы   или   городская   детская библиотека –   произведения   собственного   сочинения;  знакомство   с   новым научным материалом – опыт – экскурсия в парк, сад – мини­доклад, мини­ реферат; урок ­ исследование ­ анализ – обсуждение – мини–конференция.  Такой   подход   позволяет   реализовывать   требования   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Таким   образом,   внеурочная   деятельность   способствует   трём   уровням воспитательных результатов: первый — приобретение школьником социальных знаний   (об   общественных   нормах,   об   устройстве   общества,   о   социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;  третий  —   получение   школьником   опыта   самостоятельного общественного действия. Вся   внеурочная   деятельность   способствует   овладению   личностных результатов (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий, уважительного отношения к культуре других народов, эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие мотивов учебной деятельности и формирование   личностного   смысла   учения,   навыков   сотрудничества   с учителем   и   сверстниками,     этических   чувств   доброжелательности   и эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания чувствам других людей),  метапредметных результатов  освоения программы (ориентация   в   культурном   многообразии   окружающей   среды,   участие   в общественной   жизни   класса,   школы,   города   и   др.,   продуктивное сотрудничество   (общение,   взаимодействие)   со   сверстниками   при   решении различных   краеведческих     задач,   наблюдения   за   разнообразными   явлениями жизни   и   искусства   в   учебной   и   внеурочной   деятельности,   овладение способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска   средств   ее   осуществления,   формирование   умения   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения   результата,   освоение   начальных   форм   познавательной   и личностной рефлексии). Школа   после   уроков   ­   это   мир   творчества,   проявления   и   раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и

Ворожко Ольга Николаевна "Опыт и организация внеурочной деятельности в современной школе".и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017