В.Осеева "Волшебное слово"

  • docx
  • 18.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В.А.Осеева «Волшебное слово» является одной из важных в обучении литературного чтения. У учащихся сформируется уважительное отношение к старшему поколению. Эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем применять на практике.
Иконка файла материала урок лит .чтения техн.карта на курсы.docx

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: В.А.Осеева  «Волшебное слово»

            Желавская Ольга Васильевна, учитель начальных классов

 филиал «Самаевская СОШ» МБОУ «Ковылкинская СОШ №4»Ковылкинского  муниципального района .

 

I. Введение

     В проекте представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева  «Волшебное слово», выполненный в рамках ФГОС.

   Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК  «Школа России»

 

II. Актуальность (3-4 предложения) Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов. 

Тема: В.А.Осеева  «Волшебное слово» является одной из важных в обучении литературного чтения. У учащихся сформируется уважительное отношение к старшему поколению. Эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем применять на практике.

III. Цель и задачи проекта

 Цель проекта: Разработка технологической карты урока  литературного чтения.

 Задачи проекта: 

изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;

определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»

разработать дидактический материал к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева  «Волшебное слово».

провести урок с использованием материала по программе.

1. Целевая группа проекта: учащиеся 2 класса.

2. Объект и предмет исследования.

Объект исследования: методическое обеспечение литературного чтения во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева  «Волшебное слово».

IV. Сроки реализации проекта:

1. Подготовительный - март

2. Основной - март

3. Заключительный - март

V. Проектное решение

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: урок «усвоения» нового знания.

Цель урока: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Задачи:

– образовательные: познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;

– развивающие: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

– воспитательные: воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

 

Планируемые результаты: 

Метапредметные результаты:

– регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

– познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

– коммуникативные: развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

– личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные результаты: соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

 

Межпредметные связи: русский язык.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах. Методы: решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Ресурсы: компьютер, проектор, учебник Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.2/ [Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова]- М. Просвещение, 2019,карточки, мультимедийная презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово»  

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

 

I.Организация класса

 

 

Мотивация

 

 

 

 

 

    Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка и вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас и доставляет радость. У вас появляются новые силы. Вы чувствуете, как ваше сердечко наполняется удовольствием и радостью. Вам приятно и радостно. Вас овевает теплый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке.

Посмотрите по сторонам. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пошлите добрые мысли.

 

Слушают учителя.

 

Настраиваются на работу

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при положительном настрое на урок.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

II. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Беседа по вопросам

- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем?

- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке?

 - Кто его автор?

2.Чтение по ролям

- А сейчас, ребята, мы поиграем в радиотеатр. Кто-то из вас будет актером, а кто-то слушателем. Чтобы слушателям понравился спектакль, как необходимо читать?

 

3.Беседа по прочитанному.

- Кто из главных героинь понравился больше и почему?

- Как вы думаете, зачем автор рассказал вам эту историю?

 

 

 

 

 

 

-Я и мои друзья.

-Два пирожных.

 -Юрий Ермолаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

Коммуникативные:

формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания

III.Речевая разминка. Постановка целей урока

 

 

- Прочитайте стихотворение про себя.

Слайд №

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды вдень.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» — я кричу.

«Добрый день!» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз

 

-Как мы называем такие слова?

-Как по-другому называют такие слова?

Слайд №

- Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Чему будем учиться?

Слайд №

 

 

Чтение стихотворения про себя, а затем вслух выразительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вежливые слова.

-Волшебные слова.

 

 

Дети высказывают свое мнение.

-О волшебных словах.

 

-Как можно чаще употреблять в своей речи волшебные слова.

 

 

IV Самоопределение к деятельности

 

Давайте прочитаем  пословицу.

«Волшебное слово помочь всегда готово».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Наша задача  проверить, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь.

 

 

Чтение пословицы.

 

 

Коммуникативные:

Развивать умения излагать свои мнения

V. Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прогнозирование

 

-Прочитайте название произведения.

 (Слайд№

-Как вы думаете, о чём это произведение?

-А кто автор этого произведения?

 

2.Знакомство с биографией. (Слайд

 

-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

3. Словарная работа  (Слайд №

 

- В произведении встретятся слова и выражения, которые могут быть непонятными для вас:

Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил. 
Стряпать – т.е. готовить пищу. 
Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.) 

4. Прослушивание рассказа

до слов «Он вскочил и побежал домой» (аудиозапись).

-Как вы считаете, ребята, поможет ли Павлику волшебное слово?

5.Чтение оставшейся части произведения.

 

6.Первичное восприятие текста.

-О чём этот рассказ?

Кто главный герой произведения?

-Что случилось с Павликом?

-Почему, как вы думаете?

 

- Можно ли было помочь мальчику?

 

-Чем?

 

- Кто помог Павлику?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученица рассказывает биографию В.Осеевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова, объясняют значение слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают дети,уловившие интонацию чтения

 

Вступают в диалог, отвечают на поставленные вопросы

 

-Грубо разговаривал с окружающими.

-Можно.

-Помочь стать вежливым, воспитанным.

 

Старик.

 

Регулятивные УУД

высказывать свое предположение(версию)  при знакомстве с названием произведения.

Познавательные УУД

устанавливать причинно - следственные связи, и на основе анализа объектов делать выводы при высказывании своих предположений.

Коммуникативные УУД

умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения  при высказывании своих предположений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить героев с нравственными  нормами.

 

Познавательные:

Формировать навык смыслового чтения и выбора чтения в зависимости от цели.

 

Регулятивные:

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

VI.Физкультминутка

 

“Дорогою добра "

Учитель организует проведение физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие физического напряжения, укрепления здоровья

 

VII. Продолжение работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Чтение произведения «цепочкой».

 

2.Выборочное чтение

 

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил? 

-Почему?

 

3.Беседа по вопросам.

Слайд №

 

 

- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? 

 

 

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.

-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

 

 

-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

 

 

 

 

-Как повёл себя старший брат? Согласился ли взять Павлика кататься на лодке?

 

 

- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?

 

- Можно ли старика назвать волшебником? Почему?

 

 

 

 

Слайд №

4. Работа над образом героя.

Составление кластера.

-Каким был Павлик до встречи со стариком?

 (Найти слова и подчеркнуть  их.)

 

Карточки с характеристикой Павлика

 

     Характеристика Павлика

 

Злой, добрый, назойливый,

 внимательный, вежливый,

непослушный, уважительный,

обидчивый,   любящий,  грубый,

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55e7096fe37b3/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-v-osieieva-volshiebnoie-slovo_1.png

 

 

Вывод: Мы видим, что Павлик изменился.

-Ребята, что помогло измениться Павлику?

 

 

5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

Если утверждение верное – поставьте +, если нет -.

а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+);

б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+);

в) Павлик не хотел убегать из дома (-);

г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (+);

д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+);

е) Лена дала брату зелёную краску (-);

ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+);

з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+).

 

 

 

Читают по цепочке.

 

 

 

 

 

-Волшебника)

(Он говорит о волшебном слове).

 

 

 

 

"Пожалуйста".

 

 

 

Дети находят отрывки и читают.

 

-Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала…

(Слайд №

 

-Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 

(Слайд №

 

-Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

(Слайд №  

-Изменилась, все члены семьи стали добрыми по отношению к мальчику.

 

-Можно, потому что он помог мальчику стать добрым.

 

 

 

 

Дети находят слова.

 

 

Павлик

 

Злой                           добрый

Назойливый                 внимательный

Непослушный                    вежливый

уважительный

Обидчивый                     любящий

Грубый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Он узнал волшебное слово.

-Он не просто узнал, а начал применять это волшебное слово!

Дети находят верные утверждения и проверяют по эталону.

 

Самооценка.

Оценивание работы.(!,+-)

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

умение выделить нравственный аспект поведения при обсуждении героя рассказа Павлика;

высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам при принятии коллективного решения.

 

Познавательные УУД

находить ответы на вопросы в тексте при первичной проверке  понимания прочитанного;

приводить примеры, аргументы в виде слов и словосочетаний из текста при первичном восприятии прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей при составлении кластера

 

 

Коммуникативные УУД

Осознание себя частью коллектива, умение действовать в сотрудничестве при составлении кластера

VIII. Включение в систему знаний и повторений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№

1. «Соберите пословицы»

 

-Перед вами полоски с частями пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению  и точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….      потом – говори.

Сначала думай…..       добру и учит.

Вырасти вырос ……а ума не вынес.

Век живи……….   век учись.

 

 

 

 

- Какая пословица подходит к рассказу.

- Так  какова главная мысль рассказа?

 

2.Словесное рисование

– Опишите своими   словами, что вы видите на экране. (Слайд )

 

Работа в парах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый человек, добру и учит.

Высказывания детей

 

Личностные УУД

самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними при работе над пословицами.

Коммуникативные УУД

представлять свои мысли в устной форме при знакомстве с пословицами.

IX. Итог урока.

 

-Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

Слайд№

-С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

–Кто написал этот рассказ?

-Сегодня в начале урока мы поставили задачу, это была пословица, кто ее запомнил?

- Согласны ли вы с этой пословицей?

- Как вы думаете, кому из героев прочитанного рассказа подойдет эта пословица? Почему?

-Есть слова, без которых в нашей жизни мы не можем обойтись.

Эти слова по-настоящему способны творить чудеса.

Каждый из вас, ребята, может стать волшебником.

И для этого нужно просто знать одно  из волшебных слово. Какое?

 

 

 

 

 

 

 

 

"Волшебное слово всегда помочь готово"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пожалуйста

 

 

Личностные УУД

Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения при подведении итогов урока

 

Познавательные УУД

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя при обсуждении вопроса «Чему учит нас рассказ Осеевой?» 

 

Коммуникативные УУД

представлять свои мысли в устной форме при знакомстве с пословицами, при ответе на вопрос «Чему учит нас рассказ В. Осеевой?», при анализе

своих добрых поступков

 

 

X. Рефлексия

Слайд №

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

 

-Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам.

 

- Добрые, волшебные слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце -  доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Слайд №

Дарите всем по солнышку –               

Частичку света, доброты.

Дарите людям, как цветы,

Слова любви и нежности!

 

- А сейчас давайте подарим нашим гостям по такому доброму, волшебному солнышку!

 

 

 

 

 

Дети дают оценку своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дарят каждому гостю сделанные раньше улыбающиеся солнышки.

 

 

Регулятивные УУД

- определять степень успешности своей работы и работы других при оценивании работы на уроке

Личностные:

Развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

XI. Домашнее задание.

 

Проводит разъяснение домашнего задания.

 

Слайд№

1 .Придумать продолжение рассказа. 

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению, выбрать сюжет, который не был среди этих. (1,2 по выбору)

2.Провести эксперимент: обращаться к окружающим при помощи «волшебного» слова – и на следующем уроке рассказать, как подействовало слово «пожалуйста» на ваших родственников (Всем)

 

Дети записывают дом.задание и задают вопросы.

Регулятивные:

выделение и освоение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

 

 

 

 

 

VI. Заключение

Урок  литературного чтения разработан  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Приложение 1.

Технологическая карта урока содержит следующую структуру:

 I.Организация класса. Мотивация.

 II. Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания

III.Речевая разминка. Постановка целей урока

IV. Самоопределение к деятельности

V. Работа по теме урока.

VI.Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока.

VIII. Включение в систему знаний и повторений.

IX. Итог урока.

X. Рефлексия

XI. Домашнее задание.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.

На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.

Методы работы решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

VII. Список литературы

 1.Интернет-ресурсы.

2.Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.2/ [Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова]- М.6 Просвещение, 2019.

3. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс./[С. В. Кутявина]- М.: ВАКО, 2013