МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Желавская Ольга Васильевна, учитель начальных классов
филиал «Самаевская СОШ» МБОУ «Ковылкинская СОШ №4»Ковылкинского муниципального района .
I. Введение
В проекте представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева «Волшебное слово», выполненный в рамках ФГОС.
Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК «Школа России»
II. Актуальность (3-4 предложения) Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово» является одной из важных в обучении литературного чтения. У учащихся сформируется уважительное отношение к старшему поколению. Эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем применять на практике.
III. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработка технологической карты урока литературного чтения.
Задачи проекта:
– изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;
– определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»
– разработать дидактический материал к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева «Волшебное слово».
– провести урок с использованием материала по программе.
1. Целевая группа проекта: учащиеся 2 класса.
2. Объект и предмет исследования.
Объект исследования: методическое обеспечение литературного чтения во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предмет исследования: технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: В.А.Осеева «Волшебное слово».
IV. Сроки реализации проекта:
1. Подготовительный - март
2. Основной - март
3. Заключительный - март
V. Проектное решение
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: урок «усвоения» нового знания.
Цель урока: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:
– образовательные: познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
– развивающие: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
– воспитательные: воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
– регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
– познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
– коммуникативные: развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
– личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные результаты: соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Межпредметные связи: русский язык.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах. Методы: решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Ресурсы: компьютер, проектор, учебник Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.2/ [Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова]- М. Просвещение, 2019,карточки, мультимедийная презентация.
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Виды деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
I.Организация класса
Мотивация
|
Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка и вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас и доставляет радость. У вас появляются новые силы. Вы чувствуете, как ваше сердечко наполняется удовольствием и радостью. Вам приятно и радостно. Вас овевает теплый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке. Посмотрите по сторонам. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пошлите добрые мысли.
|
Слушают учителя.
Настраиваются на работу |
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при положительном настрое на урок. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
II. Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания
|
1.Беседа по вопросам - Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? - Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке? - Кто его автор? 2.Чтение по ролям - А сейчас, ребята, мы поиграем в радиотеатр. Кто-то из вас будет актером, а кто-то слушателем. Чтобы слушателям понравился спектакль, как необходимо читать?
3.Беседа по прочитанному. - Кто из главных героинь понравился больше и почему? - Как вы думаете, зачем автор рассказал вам эту историю?
|
-Я и мои друзья. -Два пирожных. -Юрий Ермолаев
Дети отвечают на вопросы.
|
Коммуникативные: формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания |
III.Речевая разминка. Постановка целей урока
|
- Прочитайте стихотворение про себя. Слайд № Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды вдень. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» — я кричу. «Добрый день!» — кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» — так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. О. Дриз
-Как мы называем такие слова? -Как по-другому называют такие слова? Слайд № - Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Чему будем учиться? Слайд №
|
Чтение стихотворения про себя, а затем вслух выразительно.
-Вежливые слова. -Волшебные слова.
Дети высказывают свое мнение. -О волшебных словах.
-Как можно чаще употреблять в своей речи волшебные слова.
|
|
IV Самоопределение к деятельности
|
Давайте прочитаем пословицу. «Волшебное слово помочь всегда готово». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Наша задача проверить, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь. |
Чтение пословицы.
|
Коммуникативные: Развивать умения излагать свои мнения |
V. Работа по теме урока.
|
1. Прогнозирование
-Прочитайте название произведения. (Слайд№ -Как вы думаете, о чём это произведение? -А кто автор этого произведения?
2.Знакомство с биографией. (Слайд
-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. -Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. -В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию. -Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
3. Словарная работа (Слайд №
- В произведении встретятся слова и выражения, которые могут быть непонятными для вас: Чуть не
поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил. 4. Прослушивание рассказа до слов «Он вскочил и побежал домой» (аудиозапись). -Как вы считаете, ребята, поможет ли Павлику волшебное слово? 5.Чтение оставшейся части произведения.
6.Первичное восприятие текста. -О чём этот рассказ? Кто главный герой произведения? -Что случилось с Павликом? -Почему, как вы думаете?
- Можно ли было помочь мальчику?
-Чем?
- Кто помог Павлику?
|
Ученица рассказывает биографию В.Осеевой.
Читают слова, объясняют значение слов.
Читают дети,уловившие интонацию чтения
Вступают в диалог, отвечают на поставленные вопросы
-Грубо разговаривал с окружающими. -Можно. -Помочь стать вежливым, воспитанным.
Старик.
|
Регулятивные УУД высказывать свое предположение(версию) при знакомстве с названием произведения. Познавательные УУД устанавливать причинно - следственные связи, и на основе анализа объектов делать выводы при высказывании своих предположений. Коммуникативные УУД умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при высказывании своих предположений.
Личностные: Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить героев с нравственными нормами.
Познавательные: Формировать навык смыслового чтения и выбора чтения в зависимости от цели.
Регулятивные: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника |
VI.Физкультминутка
|
“Дорогою добра " Учитель организует проведение физминутки.
|
Снятие физического напряжения, укрепления здоровья |
|
VII. Продолжение работы по теме урока.
|
1. Чтение произведения «цепочкой».
2.Выборочное чтение
- Найдите в тексте, как выглядел старичок. -Кого он вам напомнил? -Почему?
3.Беседа по вопросам. Слайд №
- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику?
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. -Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
-Как повёл себя старший брат? Согласился ли взять Павлика кататься на лодке?
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
- Можно ли старика назвать волшебником? Почему?
Слайд № 4. Работа над образом героя. Составление кластера. -Каким был Павлик до встречи со стариком? (Найти слова и подчеркнуть их.)
Карточки с характеристикой Павлика
Характеристика Павлика
Злой, добрый, назойливый, внимательный, вежливый, непослушный, уважительный, обидчивый, любящий, грубый,
Вывод: Мы видим, что Павлик изменился. -Ребята, что помогло измениться Павлику?
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Если утверждение верное – поставьте +, если нет -. а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+); б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+); в) Павлик не хотел убегать из дома (-); г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (+); д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+); е) Лена дала брату зелёную краску (-); ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+); з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+).
|
Читают по цепочке.
-Волшебника) (Он говорит о волшебном слове).
"Пожалуйста".
Дети находят отрывки и читают.
-Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала… (Слайд №
-Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. (Слайд №
-Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы. (Слайд № -Изменилась, все члены семьи стали добрыми по отношению к мальчику.
-Можно, потому что он помог мальчику стать добрым.
Дети находят слова.
Злой добрый Назойливый внимательный Непослушный вежливый уважительный Обидчивый любящий Грубый
-Он узнал волшебное слово. -Он не просто узнал, а начал применять это волшебное слово! Дети находят верные утверждения и проверяют по эталону.
Самооценка. Оценивание работы.(!,+-)
|
Личностные УУД умение выделить нравственный аспект поведения при обсуждении героя рассказа Павлика; высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам при принятии коллективного решения.
Познавательные УУД находить ответы на вопросы в тексте при первичной проверке понимания прочитанного; приводить примеры, аргументы в виде слов и словосочетаний из текста при первичном восприятии прочитанного
Регулятивные УУД уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей при составлении кластера
Коммуникативные УУД Осознание себя частью коллектива, умение действовать в сотрудничестве при составлении кластера |
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
|
Слайд№ 1. «Соберите пословицы»
-Перед вами полоски с частями пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению и точнее выражает главную мысль рассказа. Добрый человек…. потом – говори. Сначала думай….. добру и учит. Вырасти вырос ……а ума не вынес. Век живи………. век учись.
- Какая пословица подходит к рассказу. - Так какова главная мысль рассказа?
2.Словесное рисование – Опишите своими словами, что вы видите на экране. (Слайд )
|
Работа в парах.
Добрый человек, добру и учит. Высказывания детей
|
Личностные УУД самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними при работе над пословицами. Коммуникативные УУД представлять свои мысли в устной форме при знакомстве с пословицами. |
IX. Итог урока.
|
-Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались. Слайд№ -С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? –Кто написал этот рассказ? -Сегодня в начале урока мы поставили задачу, это была пословица, кто ее запомнил? - Согласны ли вы с этой пословицей? - Как вы думаете, кому из героев прочитанного рассказа подойдет эта пословица? Почему? -Есть слова, без которых в нашей жизни мы не можем обойтись. Эти слова по-настоящему способны творить чудеса. Каждый из вас, ребята, может стать волшебником. И для этого нужно просто знать одно из волшебных слово. Какое? |
"Волшебное слово всегда помочь готово"
-Пожалуйста
|
Личностные УУД Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения при подведении итогов урока
Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя при обсуждении вопроса «Чему учит нас рассказ Осеевой?»
Коммуникативные УУД представлять свои мысли в устной форме при знакомстве с пословицами, при ответе на вопрос «Чему учит нас рассказ В. Осеевой?», при анализе своих добрых поступков
|
X. Рефлексия |
Слайд № - Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам.
- Добрые, волшебные слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. Слайд № Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты. Дарите людям, как цветы, Слова любви и нежности!
- А сейчас давайте подарим нашим гостям по такому доброму, волшебному солнышку! |
Дети дают оценку своей работе.
Дети дарят каждому гостю сделанные раньше улыбающиеся солнышки.
|
Регулятивные УУД - определять степень успешности своей работы и работы других при оценивании работы на уроке Личностные: Развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
XI. Домашнее задание.
|
Проводит разъяснение домашнего задания.
Слайд№ 1 .Придумать продолжение рассказа. 2.Нарисовать иллюстрацию к произведению, выбрать сюжет, который не был среди этих. (1,2 по выбору) 2.Провести эксперимент: обращаться к окружающим при помощи «волшебного» слова – и на следующем уроке рассказать, как подействовало слово «пожалуйста» на ваших родственников (Всем)
|
Дети записывают дом.задание и задают вопросы. |
Регулятивные: выделение и освоение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. |
VI. Заключение
Урок литературного чтения разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Приложение 1.
Технологическая карта урока содержит следующую структуру:
I.Организация класса. Мотивация.
II. Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания
III.Речевая разминка. Постановка целей урока
IV. Самоопределение к деятельности
V. Работа по теме урока.
VI.Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока.
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
IX. Итог урока.
X. Рефлексия
XI. Домашнее задание.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.
На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
Методы работы решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
VII. Список литературы
1.Интернет-ресурсы.
2.Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.2/ [Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова]- М.6 Просвещение, 2019.
3. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс./[С. В. Кутявина]- М.: ВАКО, 2013
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.