Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107» |
344091 г. Ростов-на-Дону ул. Каширская, 10/2 т. (факс) 242-84-95
|
«Моя педагогическая находка»
Воспитание через деятельность
или
Лепка воском как средство приобщения ребенка к традиционным ценностям российского общества
Астраханбеева Марина Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ростов-на-Дону, 2023
Моя педагогическая находка.
1. Здравствуйте, коллеги! Посмотрите, на экран (пауза): что вы чувствуете, глядя на это фото? (выводим аудиторию на малую родину, реагируем на каждую реплику безоценочно, поддерживаем каждое чувство, но не долго: если народ упорно про родину не вспоминает – уточняем: можно ли, глядя на фото, вспомнить о нашей родной земле, наших бескрайних степях, нашей малой Родине? Выслушиваем все ответы, реагируем на них).
Как воспитать ребенка так, чтобы, глядя на подобные фотографии, он чувствовал тоже самое? (этот вариант если народ вспомнил про родину сразу)
или
Как воспитать ребенка так, чтобы, глядя на подобные фотографии, он первым делом вспоминал о своей малой родине: месте, где он родился? (если народ про родину сам не подумал)
2. Поиск ответа на данный вопрос привел меня к нетривиальному решению: использовать воск в качестве средства воспитания: именно воск позволил мне перевести воспитательную работу из беседы в деятельность. Представляемый мною сегодня опыт об этом.
3. Инновационным в представляемом опыте я считаю не только использование воска в качестве материала для лепки, но и сам процесс лепки воском – как деятельность, способствующую воспитанию личности ребенка.
4. Впервые воском – как материал для лепки я увидела в магазине: там продавались готовые наборы для лепки свечей. Воск там был цветной и очень мягкий. Далее, я изучила опыт Вальдорфских садов (знать основоположника – Рудольфа Штайнера и суть Вальдорфа, хотя бы из Википедии, эта школа достаточно неоднозначно воспринимается в официальных кругах): в нем меня привлекло использование натурального тёплого воска, его экологичность, предоставление ребенку права выбирать, что лепить, обыгрывание восковых фигурок в сказках и возможность использовать воск многократно, в отличие от промышленных восков, которые достаточно дороги и не могут использоваться несколько раз.
5. Начав использовать воск как материал для лепки, я поняла, что это не просто пластичная масса, это полноценное средство воспитания:
- Воск неизменно вызывает большой интерес у детей: его можно растопить в жидкость, а можно просто нагреть и он превратится массу для лепки.
- При охлаждении воск твердеет и становится хрупким – т.е. время лепки ограничено, это закаляет волю ребенка и делает его решительным.
- Природное происхождение воска – повод погрузить детей в историю донского казачества, одним из основных занятий которого было бортничество.
Так я стала использовать воск и лепку из него как инструмент приобщения ребенка к традиционным ценностям российского общества.
6. Согласно Федеральной образовательной программе, процесс воспитания происходит постепенно, начинаясь со знакомства ребенка с ценностями его народа, продолжаясь в осознании этих ценностей в деятельности, и только когда ценности присваиваются самим ребенком, т.е. разделяются и транслируются им окружающим, процесс воспитания можно считать успешным. В этой системе воск выступает как инструмент деятельности – ключевое звено воспитания, без деятельности не случится встраивания ценностей народа в свою личную систему ценностей.
7. Когда в ладонях ребенка оказывается теплый шарик воска, нам открываются широкие горизонты:
- зарождается любовь к Родине и природе Ростова, где обитают пчелы, которые делают воск,
- появляется желание позаботиться о родном городе и его окрестностях, чтобы сохранить пчелиную жизнь,
- интерес познания удивительных свойств воска: хрупкость и пластичность, твердость и текучесть, зависимость их от цвета воска и его месторождения,
- изучить историю донского казачества, как казаки использовали воск (вам всё узнать!), бортничество – «прародителя» современного пчеловодства,
- легко сочинить восковые сказки про добро, дружбу и семью, а потом показать их одногруппникам или малышам,
- лепка из воска персонажей и наведение порядка после требуют от ребенка трудовых усилий,
- желание слепить красиво, чтобы порадовать себя и окружающих, формируют волю и стремление к красоте.
8. Все это полностью отвечает цели Федеральной рабочей программы воспитания: красным на слайде обозначены задачи, решить которые мне помогают воск и лепка из него (пауза, чтобы успели прочитать).
9. Воск – не простой материал: при остывании он застывает и становится хрупким, при сильном нагревании воск превращается в жидкость.
Его свойства обуславливают возможность его повторного использования: когда к фигуркам, слепленным детьми, угасает интерес, мы растапливаем их (где? Подумайте).
Для лепки разогревается воск на водяной бане заранее, раскатывается на шарики и накрывается салфеткой, чтобы не остыл.
В ходе лепки мы используем тепло своего дыхания, чтобы успеть слепить из воска задуманное. Воском лепим исключительно по замыслу ребенка: «Золотой комочек, солнышка кусочек, что в тебе запряталось – деткам расскажи!» (пропеть для примера, хорошо, если с шариком воска, потом на тарелке дать потрогать жюри, если так у вас делают). Лепке предшествует предварительная работа: чтение сказок, былин, потешек, слушание музыки, рассматривание картин или просмотр коротких видеофрагментов.
Лепим на деревянных дощечках (спилах дерева – оставить нужное). Так дети в деятельности соприкасаются с материалом, рожденным на просторах донских степей, вдыхают аромат воска, ощущают его тепло и текстуру дерева, что способствует зарождению искренних чувств по отношению к своей родине.
10 – 11. Хочу поделиться результатами использования лепки воском в качестве инструмента воспитания. Дети моей группы непоседы. При использовании лепки воском я наблюдаю среди моих воспитанников следующее:
- дети стали интересоваться историей своей малой родины, что стало началом проекта, с которым мы участвовали в научно-практической конференции «Я – исследователь» и заняли там 2-е место.
- Важным результатом я считаю тот факт, что лепка воском появилась дома у моих воспитанников – многие семьи заинтересовались ею.
- Возрастание детского интереса к былинам и русским народным сказкам, желание сочинять свои сказки про добро, дружбу между главными героями.
- Любое прикосновение к воску, даже уборка после лепки – для детей – радость. Они с удовольствием помогают наводить порядок, любят собирать использованный воск в тазик для последующей плавки.
12. Лепка воском захватила не только детей, она представляется мне настолько эффективным инструментом воспитания, что я начала собирать материал для составления парциальной программы по восковой лепке. Мне представляется это перспективным направлением, т.к. таких программ пока нет, и она могла бы стать ЧФУ, т.к. дополняет Федеральную программу. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.