"Воспитание дисциплины и культуры поведения"

"Воспитание дисциплины и культуры поведения"

Медиа
Документация
docx
Воспитательная работа
1 кл—11 кл
29.11.2019
Дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом.
Сообщение на методический совет.docx

Сообщение на методический совет.

"Воспитание дисциплины и культуры поведения"

 

1. Формирование дисциплинированности и куль­туры поведения как важнейшая задача нравствен­ного воспитания.                                                               2. Различные подходы к разработке проблемы вос­питания дисциплины и культуры поведения в педа­гогике.                                                                                      3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.                                                                                                  4. Формирование у учащихся потребности в со­блюдении правил дисциплины и культуры поведения.                                                                                                    5. Воспитание сознательного отношения к соблю­дению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка.                                                        6. Воспитание дисцип­лины и культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья                                                                                                7. Использование общественного мнения воспита­тельного коллектива в …
процессе формирования у уча­щихся дисциплинированности и культуры поведения.
                                                                                                                                            1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного вос­питания.                                                         При рассмотрении вопроса о содержании нрав­ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дис­циплины и культуры поведения. Чем же оно                      обусловли­вается?                                                                                                    Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятель­ности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.                                      Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообла­данию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры пове­дения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­питания дисциплины и культуры поведения в педаго­гике.                                                                         С давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинирован­ности учащихся придерживались  гуманистического направления. Такие идеи, в частности, высказыва­ли Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дис­циплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом един­стве выступают ее сознание, чувства, а также навы­ки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их доб­росовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.                                          Этот процесс требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) к со­блюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у  обучающихся воспитанников дис­циплинированности и культуры поведения.                                   

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.                                                                                            Слово дис­циплина (disciplina) латинского происхождения и в пе­реводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему зна­ний, например, математическая дисциплина, лингвисти­ческая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обя­зательное для всех членов данного коллектива подчине­ние твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1.                                          Обратим внимание: дисциплина понимается как на­личие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязатель­ность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравствен­ности, дисциплина охватывает главным образом те сто­роны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и су­ществующих в том или ином учреждении правил внут­реннего распорядка.                                                                      Школьная дисциплина включает в себя целую систе­му обязательных для учащихся правил поведения, опреде­ленный порядок организации их учебной, трудовой и обще­ственной деятельности, причем выполнение этих правил дол­жно носить сознательный, а не принудительный характер.Сущность сознательной дисциплины  воспитанников состоит в знании правил поведения и установленного в школе по­рядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.                                      Но если правила дисциплины закрепляются в поведе­нии учащихся и определяют его устойчивость, они пре­вращаются в личностное качество, которое обычно при­нято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на форми­рование у учащихся дисциплинированности.                                                          Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно вклю­чает в себя все стороны нравственного проявления лично­сти. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д.              Культура поведения как специфический термин озна­чает высокую степень отточенности, отшлифованности дей­ствий и поступков человека, совершенство его деятельнос­ти в различных сферах жизни.               Содержание школьной дисциплины, как уже отмеча­лось, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны доб­росовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать поря­док и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в обще­ственно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть тре­бовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.                    Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.Поскольку содержание этих норм и требований долж­но учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся на­чальных, средних и старших классов. 

4. Формирование у учащихся потребности в соблю­дении правил дисциплины и культуры поведения.                                                                        Как и воспитание любого личностного качества, формирова­ние дисциплинированности и культуры поведения бази­руется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого  педагоги должны со­здавать такие педагогические ситуации, в которых  обучающие воспитанники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стре­мились к ее улучшению. В этих целях можно использо­вать целую систему методических приемов.                                       Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцо­вый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, сле­дить за своим внешним видом.                                                      Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала уча­щихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирую­щее влияние на школьников, на их чувства и сознание.                                                                                 Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство  учащихся, продуманы меры поддержания по­рядка и дисциплины во время  режимных моментов, игр на свежем воздухе, хорошее проветривание  спален и т.д.                                                                    Большую роль при выработке дисциплинированности и культуры поведения играет так­тичное предъявление требований к учащимся воспитанникам в начале учебного года.  Здесь же необхо­димо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у обучающихся воспитанников переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их   обязанностей. Сильнейшее дисциплинирующее влияние  оказывает увлекательная и содержательная организация  воспитательной работы, умелой организацией досуга детей, активизации их познавательной деятельности и установление благожелательных отноше­ний между педагогами и  воспитанниками                                                                          Образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организа­ция поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление  занятий, правильная организация режима дня и свободного времени обучающихся воспитанников — используются достаточно умело и комлексно, они созда­ют действенные предпосылки для воспитания  потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюде­нию установленных в школе правил поведения и внут­реннего распорядка.                            Органической частью формирова­ния дисциплинированности и культуры поведения явля­ется воспитание у обучающихся воспитанников понимания и сознательно­го отношения к выполнению своих школьных обязанно­стей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснитель­ной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и куль­туры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения.  Большое место занимает разъяснение правил поведе­ния. С этой целью в школе проводятся  внеклассные занятия. Вначале учебного года в основном раскрывается со­держание правил поведения учащихся в целом.                             Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и спо­собствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеж­дений. Естественно, что воспитательной работе в этом слу­чае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяс­нение важнейших вопросов поведения учащихся и спо­собствовать формированию у них соответствующих по­нятий.  Тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям.

6.Воспитание дисцип­лины и культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья                                           Закономерности развития человеческого общества неизбежно диктуют выработку новых отношений между людьми и новой дисциплины по мере того, как происходит замена одного общест­венно-экономического уклада другим. Между дисциплиной и культурой поведения всегда существует тесная взаимосвязь, так как они всецело определяются установившейся в обществе моралью. Современное общество рассматривает культуру поведения как «совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и не­принужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами».               

Говоря о воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в первую очередь имеется в виду воспитание культуры. Культура общения, культура поведения в общественных местах, в быту, культура речи – все это, по моему убеждению, является критериями воспитания и воспитанности любого человека, а не только детей с ОВЗ.                                                                            Осуществляя задачи воспитания, важно не только воспитывать у учащихся убежденность и общественно направленную мотивационную сферу, являющихся стержневыми качествами личности, но и вырабатывать соответствующие им привычные способы поведения.                                        Воспитывать дисциплину и культуру поведения — это значит прежде всего воспитывать сознание учащихся, их убеждения. Поэтому разъяснение учащимся с ОВЗ норм нравст­венности, тех требований, которые она к ним предъявляет, помогает им осознать и свое собственное поведение. Можно целиком согласиться с мнением, что «осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек нравственных норм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости».                          Необходимость воспитания культуры, поведения всегда воз­никает там, где организуется деятельность учащихся и регулируются нормы их взаимоотношений. Такой регулирующей силой в коллективе учащихся является школьная дисциплина. Она требует от учащихся соблюдения правил культуры поведения. У обучающихся с ОВЗ отмечаются недостатки поведения, которые выражаются в том, что они «плохо учатся, уклоняются от участия в общественно полезном труде, на­рушают дисциплину во время занятий, грубят учителям, не соблю­дают нормы культуры поведения в школе и вне её».                                                                                                                           Поэтому от учеников требуется точность и организованность, выражающаяся в выполнении распоряжений  педагогов, других работников школы.                             И наконец, дисциплинированность, как и культура поведения, требует соблюдения тех норм, которые можно отнести сфере взаимоотношений, в которые вступает ученик с окружаю­щими его людьми. Эти правила требуют примерного поведения и скромности; вежливости и предупредительности; выполнения норм современного общежития; нетерпимости к аморальным и антиобщественным поступкам.                                                                                        Работа воспитателя и заключается в основном в том, чтобы знакомить, развивать и закреплять навыки культурного поведения у учащихся с ОВЗ, превращать привычку в потребность.  Всё начинается с формирова­ния у обучающихся с ОВЗ отрицательного отношения к нару­шителям школьного порядка и дисциплины, к невыполнению пра­вил для учащихся. Они должны прибегать к осуждению нетоварище­ских поступков, нечестности, ябедничества, грубости и равноду­шия.                                                                                                                                 В большинстве своем учащиеся специальной (коррекционной) школы приходят к нам уже со сложившимися стереотипами поведения, имея различный уровень психофизического развития. Конечно, среди них есть дети с четко выраженными моральными принципами и этическими установками. Однако такие учащиеся единичны. В большинстве своем, учащиеся нашей школы – это дети из неполных или неблагополучных семей, имеющие родителей с неустойчивой психикой, ведущих асоциальный образ жизни, т.е. дети, которые видят перед собой изнанку жизни, ее негативные проявления, и принимающих такой образ жизнедеятельности как норму.                                               Систематически на внеклассных занятиях, обучающиеся воспитанники получают теоретические навыки культуры речи, межличностного общения, способах ведения домашнего хозяйства, культурного и, самое главное, безопасного поведения в быту и общественных местах. Задача воспитателя, заключается в систематизации полученных знаний и практическом их закреплении.                                                                                                                                     До начала рабочего дня необходимо проанализировать ситуацию в  группе и спрогнозировать (составить и запланировать) занятия, проведение которых необходимо в данный, и последующие за ним дни. В зависимости от внутреннего климата, это могут быть различные развивающие викторины игры, беседы о правилах поведения, о дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке, а в случае необходимости – практические занятия.                                                 Выработка определенных правил поведения в школьной столовой,    заключается не просто в банальном приеме пищи (пришел-поел-ушел), а в целой системе мероприятий, направленных на выработку устойчивых санитарно-гигиенических навыков, а также навыков культурного поведения в общественных местах, в частности в школьной столовой.
Этапы проведения обеда выглядят следующим образом:                                            1) инструктаж – напоминание о правилах поведения во время проведения санитарно-гигиенических процедур:                                                                        2)проведение санитарно-гигиенических   процедур                                                              3) короткое сообщение о пользе вкусной и здоровой пищи (значение овощей и фруктов, полезные свойства продуктов - для роста и развития растущего организма ребенка);                                                                                                                            4) непосредственное посещение столовой: как зашли, куда и как сели, что едим сначала, что потом, как правильно пользоваться салфеткой, столовыми приборами, как уходим из столовой.                                                Завершающим этапом обеда всегда является подведение итогов: какие замечания и нарушения были, кто, наоборот проявил себя с положительной стороны.
И так, изо дня в день, на протяжении всего периода обучения, воспитателями у учащихся вырабатывается потребность в культуре поведения в общественных местах и навыках правильного приема пищи.                                                               Подобным образом проводятся и все остальные режимные моменты: прогулка, самоподготовка, занятия по интересам. При планировании последних нужно исходить из интересов и потребностей детей.                                                            Появляющиеся замечания по внешнему виду - хороший повод для проведения занятий по самообслуживанию. Последние стали особенно актуальны в свете того, что многие дети в этом отношении могут рассчитывать только на себя. Более того, некоторые родители почему-то уверены, что именно школа должна позаботиться о том, чтобы у ребенка были зашиты брюки, пришиты пуговицы и вешалки, хлястики на туфлях.                                                                                                                   Как известно, наши воспитанники склонны к взаимной критике. Они бурно реагируют на проступки товарищей, на нарушения ими правил поведения. Как реагировать, на это?  «Покритикуй товарища, скажи ему правду в глаза и помоги стать лучше». Такое отношение будет способствовать  не только  порицанию поведения товарища, но и указывать, что надо сделать, чтобы исправиться. Так мы научим детей не только открыто выражать свое негодование по поводу всего отрицательного, но и радоваться всему хорошему, что происходит в коллективе. Конечно, далеко не сразу удается добиться такого психологического и нравственного настроя.                                                        Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что у многих из них заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания, соответствующих правил. Поэтому в работе нужно обращать особое внимание на их выработку. Достигается это системати­ческим приучением воспитанников. Нужно, чтобы обучающиеся воспитанники постоянно накапли­вали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. В работе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ требуется прове­дение специальных упражнений, в процессе которых планомерно отрабатываются отдельные навыки, культурного поведения.                                                                                                                                Наша задача,  не только познакомить и научить правилам культурного общения и поведения в общественной жизни и быту, но и систематически закреплять полученные знания, умения и навыки, превращая их в необходимую привычку и жизненную потребность.                                             

7. Использование общественного мнения воспита­тельного коллектива в процессе формирования у уча­щихся дисциплинированности и культуры поведения.                                                                                                              Проводя воспи­тательную работу в коллективе и через коллектив, нуж­но широко использовать его влияние на воспитание дис­циплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наиболее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе по­ведения учащихся, предъявляют требования к своим то­варищам и ориентируют коллектив на повышение ответ­ственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требо­вания к улучшению их поведения, поручать им прово­дить разъяснительную работу со своими товарищами.                                                Опираясь на активистов, необходимо тактично при­менять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от пра­вил поведения. К этим мерам относятся следующие: за­слушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий Общественное воздействие в этих случаях дол­жно выступать как коллективное осуждение недисцип­линированности и в то же время указывать пути к улуч­шению поведения.                                                        Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с обучающими  воспитанниками как по преодолению, так и по пре­дупреждению недисциплинированности.  Педагогам необходимо внимательно изу­чать поведение школьников, замечать малейшие откло­нения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, от­рицательное отношение к отдельным учителям, небла­гоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа, внушение, товарищеский совет, со­вместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.

 

Литература:

1.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.:Школа-Пресс,1994.

2.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. Москва:Akadema, 2002.

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)