Сообщение на методический совет.
1. Формирование дисциплинированности и культуры
поведения как важнейшая задача нравственного воспитания.
2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры
поведения в педагогике.
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.
4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и
культуры поведения. 5.
Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил
поведения и внутреннего
распорядка. 6. Воспитание
дисциплины и культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в …
процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения.
1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая
задача нравственного воспитания.
При рассмотрении вопроса о содержании нравственного воспитания отмечалось,
что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дисциплины
и культуры поведения. Чем же оно обусловливается?
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он
пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к
его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких
результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для
общества и для самой личности. Вместе с
тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она
делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообладанию,
способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению
поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и
повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного
формирования личности в школе.
2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике. С давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались гуманистического направления. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути. Этот процесс требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требовательности, и систематических упражнений (приучения) к соблюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у обучающихся воспитанников дисциплинированности и культуры поведения.
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например, математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1. Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка. Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер.Сущность сознательной дисциплины воспитанников состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности. Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. Культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины, как уже отмечалось, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д. Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся начальных, средних и старших классов.
4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения. Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культуры поведения базируется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого педагоги должны создавать такие педагогические ситуации, в которых обучающие воспитанники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов. Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, следить за своим внешним видом. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала учащихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства и сознание. Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время режимных моментов, игр на свежем воздухе, хорошее проветривание спален и т.д. Большую роль при выработке дисциплинированности и культуры поведения играет тактичное предъявление требований к учащимся воспитанникам в начале учебного года. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у обучающихся воспитанников переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их обязанностей. Сильнейшее дисциплинирующее влияние оказывает увлекательная и содержательная организация воспитательной работы, умелой организацией досуга детей, активизации их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений между педагогами и воспитанниками Образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление занятий, правильная организация режима дня и свободного времени обучающихся воспитанников — используются достаточно умело и комлексно, они создают действенные предпосылки для воспитания потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.
5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка. Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у обучающихся воспитанников понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения. Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой целью в школе проводятся внеклассные занятия. Вначале учебного года в основном раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом. Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию у них соответствующих понятий. Тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям.
6.Воспитание дисциплины и культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья Закономерности развития человеческого общества неизбежно диктуют выработку новых отношений между людьми и новой дисциплины по мере того, как происходит замена одного общественно-экономического уклада другим. Между дисциплиной и культурой поведения всегда существует тесная взаимосвязь, так как они всецело определяются установившейся в обществе моралью. Современное общество рассматривает культуру поведения как «совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами».
Говоря о воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в
первую очередь имеется в виду воспитание культуры. Культура общения, культура
поведения в общественных местах, в быту, культура речи – все это, по моему
убеждению, является критериями воспитания и воспитанности любого человека, а не
только детей с ОВЗ.
Осуществляя задачи воспитания, важно не только воспитывать у учащихся
убежденность и общественно направленную мотивационную сферу, являющихся
стержневыми качествами личности, но и вырабатывать соответствующие им привычные
способы поведения.
Воспитывать дисциплину и культуру поведения — это значит прежде всего
воспитывать сознание учащихся, их убеждения. Поэтому разъяснение учащимся с ОВЗ
норм нравственности, тех требований, которые она к ним предъявляет, помогает
им осознать и свое собственное поведение. Можно целиком согласиться с мнением,
что «осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие
формирования общественно полезных навыков и привычек нравственных норм
поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать
перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять
и оценить с точки зрения общественной пользы и
необходимости». Необходимость воспитания культуры,
поведения всегда возникает там, где организуется деятельность учащихся и
регулируются нормы их взаимоотношений. Такой регулирующей силой в коллективе
учащихся является школьная дисциплина. Она требует от учащихся соблюдения
правил культуры поведения. У обучающихся с ОВЗ отмечаются недостатки поведения,
которые выражаются в том, что они «плохо учатся, уклоняются от участия в
общественно полезном труде, нарушают дисциплину во время занятий, грубят
учителям, не соблюдают нормы культуры поведения в школе и вне
её». Поэтому
от учеников требуется точность и организованность, выражающаяся в выполнении
распоряжений педагогов, других работников школы. И
наконец, дисциплинированность, как и культура поведения, требует соблюдения тех
норм, которые можно отнести сфере взаимоотношений, в которые вступает ученик с
окружающими его людьми. Эти правила требуют примерного поведения и скромности;
вежливости и предупредительности; выполнения норм современного общежития;
нетерпимости к аморальным и антиобщественным
поступкам.
Работа воспитателя и заключается в основном в том, чтобы знакомить, развивать и
закреплять навыки культурного поведения у учащихся с ОВЗ, превращать привычку в
потребность. Всё начинается с формирования у обучающихся с ОВЗ отрицательного
отношения к нарушителям школьного порядка и дисциплины, к невыполнению правил
для учащихся. Они должны прибегать к осуждению нетоварищеских поступков,
нечестности, ябедничества, грубости и равнодушия.
В большинстве своем учащиеся специальной (коррекционной) школы приходят к нам
уже со сложившимися стереотипами поведения, имея различный уровень
психофизического развития. Конечно, среди них есть дети с четко выраженными
моральными принципами и этическими установками. Однако такие учащиеся единичны.
В большинстве своем, учащиеся нашей школы – это дети из неполных или
неблагополучных семей, имеющие родителей с неустойчивой психикой, ведущих
асоциальный образ жизни, т.е. дети, которые видят перед собой изнанку жизни, ее
негативные проявления, и принимающих такой образ жизнедеятельности как
норму. Систематически на
внеклассных занятиях, обучающиеся воспитанники получают теоретические навыки
культуры речи, межличностного общения, способах ведения домашнего хозяйства,
культурного и, самое главное, безопасного поведения в быту и общественных
местах. Задача воспитателя, заключается в систематизации полученных знаний и
практическом их закреплении. До
начала рабочего дня необходимо проанализировать ситуацию в группе и
спрогнозировать (составить и запланировать) занятия, проведение которых
необходимо в данный, и последующие за ним дни. В зависимости от внутреннего
климата, это могут быть различные развивающие викторины игры, беседы о правилах
поведения, о дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке, а в случае необходимости –
практические занятия. Выработка
определенных правил поведения в школьной столовой, заключается не просто в
банальном приеме пищи (пришел-поел-ушел), а в целой системе мероприятий,
направленных на выработку устойчивых санитарно-гигиенических навыков, а также
навыков культурного поведения в общественных местах, в частности в школьной
столовой.
Этапы проведения обеда выглядят следующим
образом: 1) инструктаж – напоминание
о правилах поведения во время проведения санитарно-гигиенических
процедур:
2)проведение санитарно-гигиенических
процедур 3)
короткое сообщение о пользе вкусной и здоровой пищи (значение овощей и фруктов,
полезные свойства продуктов - для роста и развития растущего организма
ребенка);
4) непосредственное посещение столовой: как зашли, куда и как сели, что едим
сначала, что потом, как правильно пользоваться салфеткой, столовыми приборами,
как уходим из столовой.
Завершающим этапом обеда всегда является подведение итогов: какие замечания и
нарушения были, кто, наоборот проявил себя с положительной стороны.
И так, изо дня в день, на протяжении всего периода обучения, воспитателями у
учащихся вырабатывается потребность в культуре поведения в общественных местах
и навыках правильного приема
пищи. Подобным
образом проводятся и все остальные режимные моменты: прогулка, самоподготовка,
занятия по интересам. При планировании последних нужно исходить из интересов и
потребностей детей.
Появляющиеся замечания по внешнему виду - хороший повод для проведения занятий
по самообслуживанию. Последние стали особенно актуальны в свете того, что
многие дети в этом отношении могут рассчитывать только на себя. Более того,
некоторые родители почему-то уверены, что именно школа должна позаботиться о
том, чтобы у ребенка были зашиты брюки, пришиты пуговицы и вешалки, хлястики на
туфлях. Как
известно, наши воспитанники склонны к взаимной критике. Они бурно реагируют на
проступки товарищей, на нарушения ими правил поведения. Как реагировать, на
это? «Покритикуй товарища, скажи ему правду в глаза и помоги стать лучше».
Такое отношение будет способствовать не только порицанию поведения товарища,
но и указывать, что надо сделать, чтобы исправиться. Так мы научим детей не
только открыто выражать свое негодование по поводу всего отрицательного, но и
радоваться всему хорошему, что происходит в коллективе. Конечно, далеко не
сразу удается добиться такого психологического и нравственного
настроя. Наблюдения за детьми
с ОВЗ показывают, что у многих из них заметно отставание навыков и привычек
культурного поведения от знания, соответствующих правил. Поэтому в работе нужно
обращать особое внимание на их выработку. Достигается это систематическим
приучением воспитанников. Нужно, чтобы обучающиеся воспитанники постоянно
накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись
в совершении положительных поступков. В работе с обучающимися воспитанниками с
ОВЗ требуется проведение специальных упражнений, в процессе которых планомерно
отрабатываются отдельные навыки, культурного
поведения.
Наша задача, не только познакомить и научить правилам культурного общения и
поведения в общественной жизни и быту, но и систематически закреплять
полученные знания, умения и навыки, превращая их в необходимую привычку и
жизненную потребность.
7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Проводя воспитательную работу в коллективе и через коллектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наиболее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъявляют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совещания и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со своими товарищами. Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий Общественное воздействие в этих случаях должно выступать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения. Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с обучающими воспитанниками как по преодолению, так и по предупреждению недисциплинированности. Педагогам необходимо внимательно изучать поведение школьников, замечать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа, внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.
Литература:
1.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.:Школа-Пресс,1994.
2.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. Москва:Akadema, 2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.