Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Актуальность:
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель:
изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. В конце дошкольного детства проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола.
Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых (девочек, берут на себя работу, требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок
Задачи:
Методы работы со сказкой
1) Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3) Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и
справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесовичок» общеразвивающего вида
ПАО РКК «Энергия»
___________________________________________________
Тема для работы
с детьми средней группе
«Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок»
Воспитатель: Мордвинцева Д.Н.
2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.