СЛАВЕНСКИЙ КОНЕЦ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Славенский конец (Славенский холм) получил своё название от микротопонима Славно, который в летописях также именовался просто Холм (поселение на возвышенности). Располагается в южной части Торговой стороны, которая в своё время называлась Славенской. Топоним Славно/Славенский конец, упоминается в списках Новгородской первой летописи.
СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКИХ КОЛОДЦАХ6 класс
«В лето 6505 (997) Владимир пошёл к Новгороду за воинами против печенегов, так как в это время была беспрерывная война. Узнали печенеги, что нет в Киеве князя. Пришли и стали под Белгородом».
Выдержать осаду горожанам помогла мудрость старца:
«И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, взяв своих заложников, а тех отпустив, поднялись от города и пошли восвояси».
Объясните значение выражения «пошли восвояси». Слово восвояси из всех славянских языков есть только в русском, его писали в три слова въ своя си.
Повесть о разорении Рязани батыем (середина XIV века) 6 класс
В повести передаётся предельный накал сражения. Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.
«Стали биться с ними крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна; один рязанец бился с тысячей, а два – с тьмою, многие сильные, полки Батыевы проезжая насквозь, храбро и мужественно бились, так что все полки татарские дивились крепости и мужеству рязанского воинства».
В повести присутствует образ «чаши смертной», подчёркивается равенство всех.
«Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мёртвые».
Читая страницы воинской повести, мы живо чувствуем тоску её автора по былой независимости родины, по её былой славе и могуществу. Именно о ней – о родине – думает автор, о её чести и могуществе, когда говорит о рязанских князьях.
Житие сергия радонежского8 класс
Когда ему было 23 года, игумен ближайшего монастыря Митрофан постриг его 7 октября, в день свв. мучеников Сергия и Вакха, и нарек Сергием. Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн и вкушая лишь одну просфору. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один. Тяжела была его пустынническая жизнь: бесы пытались устрашить его страхованиями; иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы исчезали. Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся шум и множество бесов окружило его келью.
- "Уйди же отсюда, зачем ты пришел жить в лесную глушь! - кричали они.
Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от разбойников?"
Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.
Прп. Сергий, в миру Варфоломей, был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии.
Родился он в 1314 или в 1320 г.
ЖИТИЕ всегда повествует о личности самоотверженной, который свою любовь к Родине переживает как служение Богу.
ПОДВИГ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ВО СПАСЕНИЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
«В 1380 г., перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым нашествием на Русь, вел. князь Димитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Преподобный осенил его крестом, окропил его и сподвижников святой водой и предрек ему победу. По просьбе вел. Князя преподобный послал с ним в поход двух иноков, бывших в миру боярами, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, и благословил его еще раз иконой Господа Вседержителя. 7 сентября 1380 г. русское воинство переправилось через Дон и расположилось на Куликовом поле. Перед самым боем преподобный послал вел. князю со своими иноками благословение, Богородичную просфору и грамоту, в которой утешал его надеждой на помощь Божию и предсказал победу. Знаменитая Куликовская битва произошла 8 сентября и окончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя прп. Сергий собрал братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и наконец поведал братии о победе. По возвращении своем в Москву вел. Князь отправился к преподобному, чтобы рассказать ему о бое, велел поминать имена павших и сделал щедрый вклад в обитель. Тогда и была установлена поминальная Димитриевская суббота. А во исполнение обета, данного им перед походом, вел. князь с помощью прп. Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери». https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1718263511&tld=ru&lang=ru&name=ZHitie-prepodobnogo-Sergiya-Radonezhskogo.pdf&text=житие
«Затем, воздев свои руки, он с молитвой предал Господу свою чистую душу 25 сентября 1392 г.»ЧУДЕСА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ВО СПАСЕНИЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
«Но настало Смутное время. В 1608 г. Троице-Сергиева лавра была осаждена шайками Тушинского вора. Не раз являлся прп. Сергий архимандриту Иоасафу и пономарю Иринарху, укрепляя их и предупреждая об опасностях. Раз видели его окропляющим стены святой водой; другой раз он предупредил о готовящемся приступе, который и был отражен. Являлся преподобный и осаждавшим, так что многие казаки стали уходить домой, давая клятву никогда не воевать с православными».
«Слух о прибывших старцах распространился в Москве. Сам царь Василий IV Шуйский спрашивал о них. К Богоявленскому монастырю стали собираться толпы народа, но старцев там никто не видел. Только вдруг в житнице оказалось изобилие хлеба. А тогда в Москве и по всей Руси был голод, и цены на хлеб были очень высокие. Тогда келарь Авраамий Паладын стал продавать населению хлеб по самой низкой цене. Между тем в житнице на подворье оказалась щель, из которой все время сыпалось зерно. Его стали сгребать, но оно посыпалось еще сильнее. Явление это продолжалось во все время осады лавры. 12 января 1610 г., после шестнадцатимесячной осады, враги отступили от стен Троице-Сергиевой лавры».
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1718263511&tld=ru&lang=ru&name=ZHitie-prepodobnogo-Sergiya-Radonezhskogo.pdf&text=житие%20сергия%20радонежского%20епифания%20премудрого
ЯВЛЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
«Прп. Сергий явился во сне городскому голове, торговавшему мясом - Косме Минину Сухорукому, - и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать Русскую землю. Косма Минин пришел в страх и недоумение и не знал, что ему делать. Трижды являлся ему прп. Сергий и наконец сказал ему: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей? Милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, - младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец". Тогда, испросив у преподобного прощения, Косма ревностно принялся за дело и обратился с воззванием к своим согражданам. Особенно горячо отозвалась молодежь. Косма первый пожертвовал свое имущество, другие присоединились к нему, и он собрал воинство, а начальство над ним принял воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. И Косма Минин, как выборный от земли Русской, вместе с ним пошел освобождать Москву, а с нею и всю землю Русскую от врагов. И враги были побеждены заступничеством Божией Матери и молитвами прп. Сергия, до наших дней не перестающего подавать помощь всем, с верою прибегающим к нему.»
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1718263511&tld=ru&lang=ru&name=ZHitie-prepodobnogo-Sergiya-Radonezhskogo.pdf&text=житие%20сергия%20радонежского%20епифания%20премудрого
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Перечитайте и перескажите историю подвигов Сергия Радонежского во спасение земли Русской.
Как проявляется патриотизм Сергия Радонежского?
Какой литературный приём использует Епифаний Премудрый, чтобы показать «удивительную победу»?
«И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистал оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: «Один преследовал тысячу, а двое – тьму».
4. Как в наше время сохраняется память о подвижничестве Сергия Радонежского?
5. Рассмотрите иллюстрацию и составьте описание древнерусской живописи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.