ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ детей средней группы.
Литература:
1.М.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения» пособие для воспитателей детского сада М. «Просвещение»1981г.стр113-149.
2.М.Ф. ФОМИЧЁВА «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ» практикум по логопедии. М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»1989Г.
Задачи:
· Продолжать работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию.
· Уделять внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха.
· Учить детей сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.
· Продолжать работу по развитию речевого дыхания: на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.
· Вырабатывать умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
· Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
· Совершенствовать и дифференцировать движения губ, языка.
· Отрабатывать основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточнять произношение свистящих звуков.
· Уделять внимание отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
(На каждый звук проводится три этапа работы за некоторым исключением. Каждый этап работы приводится один раз в неделю: первый н второй этапы—как часть занятия по родному языку, третий — как самостоятельное занятие по звукопроизношению)
Mесяц |
неделя |
Звуки |
Этапы работы |
д\игры на развитие речевого дыхания, силы голоса |
Сентябрь |
1 2
|
|
Обследование речи детей |
|
|
3 4 |
н |
Подготовка артикуляционного аппарата Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, делить движения к углам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким. 2. Дать детям представления — вверх, вниз, вправо, влево. |
|
Октябрь |
1
|
Н
|
Упражнение «Почистим зубы» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения поднимать кончик языка за верхние зубы. |
Игра «Лошадки» Уточнение произношения звука н, развитие силы голоса. Цель. Вырабатывать четкое произношение звука –н- в звукосочетаниях- но,- на; учить детей пользоваться громким и тихим голосом |
2
|
Н
|
Тема: Воспитание плавной речи и правильного, четкого произношения звука н в речи Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука н во фразовой речи. |
ИГРА «Хороводная» Цель. Добиваться плавного произношения слов и выразительности речи. Как у нашей Ниночки — Новые ботиночки, Как она сумела На ноги надела. На ноги надела — Плясать захотела |
|
3
|
Т |
Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука т. Упражнение «Ах, какое вкусное варенье!» Цель. Научить детей поднимать широкий передний край языка к верху. |
Тема. Выработка дифференцированного дыхания. упр. «Ныряльщики» Цел ь. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. |
|
4 |
т |
Тема. Уточнение произношения звука -т. Игра «Поезд» Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения звука –т-, умения определять положение языка при произнесении звука -т. Тема. Воспитание четкого произношения звука –т- в речи. Составление детьми рассказа по картинке «Дети на катке» с помощью вопросов педагога. Цель. Упражнять детей в четком произношении звука т во фразовой речи. |
|
Ноябрь |
1 |
|
Подготовка артикуляционного аппарата |
|
|
2
|
Д
|
Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука -д. Игра «Лошадки» Цель. Формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. |
Воспитание речевого дыхания. Игра «Дятел» Цель. Учить детей четко произносить звук д в тексте стихотворения, произносить каждую строчку слитно, на одном выдохе Тема. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи. Игра «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. |
3
|
Д
|
Тема. Уточнение произношения изолированного звука д, развитие силы голоса и фонематического слуха. Игра «Забьём гвоздь молотком» Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука -д. учить различать на слух звуки –т- и –д-. |
||
4 |
д |
Те м а. Воспитание правильного четкого произношения звука д во фразовой речи. |
||
Декабрь |
1
|
К
|
Тема. Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука -к-. Упражнение «Прятки» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. |
Капля раз, капля два. Капли медленно сперва — Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.) Стали капли поспевать. Капля каплю подгонять — Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.) Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем». (Дети поднимают руки нал головой, имитируя зонтик.) Игра «Вьюга». Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
|
2
|
К
|
Тема. Уточнение произношения звука к. Рассказ «Кто как кричит?» Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука- к- в звукоподражаниях |
||
3
|
к |
Тема. Воспитание четкого произношения звука -к- во фразовой печи и умения менять темп речи. Игра «Дождик» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука -к- во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому. |
||
Январь |
1
|
Г
|
Тема. Уточнение произношения звука- г-. Игра «Гуси» Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука -г- в звукоподражаниях. нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г. |
Игра на развитие силы голоса Игра «Волк, пастух и гуси» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.
|
2
3
|
г
X
|
Тема. Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса. Тема. Уточнение произношения звука х, воспитание длительного ротового выдоха. Упражнение «Погреем руки» Цель. Добиваться четкого, правильного, длительного произношения изолированного |
||
4
|
X |
звука х. Тема. Воспитание четкого произношения звука х в словах, развитие фонематического слуха. Игра «Кому что нужно?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука х в словах и в умении выделять его в слове. |
||
Февраль |
1
|
Ы
|
Тема. Уточнение произношения звука ы, воспитание длительного ротового выдоха. Игра «Пароход» Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука -ы. |
Игра па развитие речевого дыхания. Тема. Выработка дифференцированного дыхания. Игра «Кто лучше надует игрушку?» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Чистоговорки Самолет построим сами, Полетит он нал лесами. Идет Петя во лесок, во лесок! А у Пети туесок, туесок! Спал спокойно сытый сом. Видел сладкий, сладким сон |
2
|
Ы
|
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука- ы- во фразовой речи. Развитие речевого дыхания. Игра «Лото» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука –ы- во фразовой речи. Учить произносить фразу из трех-четырех слов слитно, на одном выдохе. |
||
3
|
с
|
Тема: Уточнение произношения имеющегося звука- с- или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха. Упражнение « Насос» Цель. Добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука- с |
||
4 |
с |
Тема. Воспитание четкого произношения звука –с- в словах, фонематического слуха. Игра «Магазин» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделении звука с более длительным произношением. |
||
Март |
1
|
с
|
Тема. Воспитание правильного произношения звука-с- в речи и четкой дикции. |
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука- с'- или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха. Игра «Угадай, что свистит» Цель. Добиваться умения правильно произносить звук- с' и различать на слух звуки –с- и -с'.
|
2
|
с
|
Рассказ «Сонин уголок» Рассказ «В саду» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука- с- во фразовой речи и добиваться четкого произношения фразы в целом.
|
||
3
|
с'
|
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения с' в речи. Рассказ «Семья» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с' во фразовой речи |
||
4 |
з |
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з или вызывание по подражанию, развитие силы голоса и фонематического слуха. Игра «Комары» Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука з, умения различать на слух звуки с — з Тема. Воспитание правильного произношения звука з в словах. |
загадки: Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб. зуб. (Пила.) Узловат Кузьма, Развязать нельзя. (Цепь.) |
|
Апрель |
1
|
З
|
Игра «Назови картинку» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука -з- в словах.
|
Игра на развитие речевого слуха. Тема. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса. Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?» Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж.
|
2
|
З
|
Тема. Воспитание правильного произношения звука –з- в речи и четкой дикции. Рассказ «Подруги» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука –з- и в четком произношении фраз.
|
||
3
|
з'
|
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з' или вызывание его но подражанию. Развитие фонематического слуха. Игра «Угадай, какой комар звенит» Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з' и различать на слух звуки з и з'. |
||
4 |
з' |
Тема. Воспитание чёткого, правильного произношения звука –з-' в словах. Игра «Назови картинку» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' в словах.
|
||
май |
1
|
з'
|
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука- з-' в речи. Игра « Подарки кукле Зине» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' во фразовой речи. |
Зеленая береза Стоит в лесу. Зоя под березой Поймала стрекозу.
Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой. Зой-зой-зой. зой зой-зой. Зоя ведет козлят и козу, Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Зоя — зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
Взвейтесь, алые знамена! Громче, музыка, играй! По земле идет зеленый Славный праздник Первом май.
Вот веселая затея — Запускать на нитке змея.
Зажглась зеленая звезда... Запустим звездолет туда! Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.) |
2
|
Ц
|
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию. Упражнение «Тихо, тихо» Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц Предшествующая работа. Отработаны звуки г и с, лежащие в основе звука ц.
|
||
3
|
Ц
|
Тема. Уточнение правильного произношения звука –ц- в словах. Развитие фонематического слуха. Игра «Разведчики» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах |
||
4 |
Ц |
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука -ц- в речи, развитие речевого дыхания. Игра «Что кому?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов. |
Июнь, июль,август |
|
|
Закрепление пройденного материалы, индивидуальная работа; занятия с подгруппами, и которые подбирают детей (4 — 6 человек) с одинаковыми недостатками звукопроизношения |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.