1. Воспитание в дошкольном возрасте
Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, хотя черты личности как таковые в этом возрасте внешне еще не заметны. Бедность психологических и поведенческих реакций младенца иногда создает иллюзию того, что в этом возрасте с ребенком ничего существенного не происходит.
Значимой для воспитания, по-видимому, является не сама по себе эта практика, а социальные установки родителей, их личное отношение к воспитанию детей и их общение с ними.
Воспитание начинается с общения.
Характер отношений матери с ребенком в первые месяцы жизни во многом определяет его последующее личностное развитие. Ребенку передаются от матери многие личностные свойства, но происходит это не по механизму биологической наследственности, а через проявление матерью данных качеств как в рамках общения с ребенком, так и вне его.
Уже на втором полугодии жизни у младенца начинает проявляться особое качество личности, сохраняющееся в течение всей последующей жизни, – привязанность к людям. Младенец довольно рано начинает демонстрировать свои симпатии и предпочтения.
В раннем детстве (период от 1 года до 3 лет) у ребенка впервые проявляются внешне определенные личностные особенности.
Зарождается самосознание: к двум годам ребенок уже узнает себя в зеркале и на фотографиях.
В этом возрасте уже появляется первая самооценка, пока еще не дифференцированная и носящая безусловно положительный характер: «Я хороший».
Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, которые не испытывали частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости.
У излишне опекаемых детей, лишенных поведенческой свободы и независимости, уровень притязаний зачастую занижен.
Ребенок, выросший в атмосфере строгости, воспитываемый исключительно путем чередования поощрений и наказаний, может иметь умеренно высокий уровень притязаний.
Наконец ребенок, рано испытавший множество удач, капризный, нередко обладает завышенным уровнем притязаний.
Дисциплина предполагает способность ребенка управлять своими желаниями, подчинять сиюминутные побуждения заданным требованиям, достижению более серьезных, значимых и отдаленных целей.
Дисциплина основывается на трех способностях, формирующихся у ребенка в течение раннего детства:
произвольной саморегуляции поведения;
осознание относительной значимости мотивов и целей ;
сознательное соподчинение мотивам и целям.
Физическое воспитание в раннем возрасте необходимо не только для укрепления здоровья, силы и выносливости детей, но и для их интеллектуального развития.
Разнообразные произвольные и автоматизированные движения, осваиваемые ребенком в процессе физического воспитания, являются составляющей самых разных способностей, которые не могут развиваться без тонких и точных движений.
Это касается технических, творческих, художественно-изобразительных, музыкальных способностей и многих других. Кроме того, совершенствование движений предполагает выработку умения произвольно ими управлять.
Раннее детство является сенситивным периодом для формирования у детей элементарных гигиенических навыков – пользования горшком, умывания, чистки зубов и т. п.
Выработка этих навыков также дисциплинирует ребенка, способствует формированию у него ряда других полезных качеств, в частности аккуратности, которая затем переносится на другие виды деятельности.
После достижения ребенком 3-летнего возраста и преодоления соответствующего возрастного кризиса его воспитание идет по трем основным линиям:
укрепления эмоциональной саморегуляции;
нравственного воспитания;
дальнейшего формирования деловых качеств личности.
Уже в раннем возрасте у детей можно наблюдать различные реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Результаты своей деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей.
В три года у большинства детей уже имеется простейшее представление о собственных возможностях. Однако в этом возрасте детям еще недоступно установление причинно-следственных отношений между их способностями и прилагаемыми усилиями.
В четыре года ребенок уже оценивает свои возможности более реалистично, представления о них определяются путем сравнения результатов своей деятельности с результатами деятельности других людей.
Необходимым условием для формирования адекватного уровня притязаний (в силу того, что оценки ребенка исходят из оценок взрослого и повторяют их) является регулярное получение ребенком информации от взрослого о своих успехах и неудачах, о том, каких именно результатов он достиг при решении задач, и если родители постоянно заботятся об этом, то уже в 4–4,5 года дети начинают проявлять разумную осторожность при выборе задач.
Способность к самосознанию у дошкольника выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прошлого, так и будущего. Дошкольники часто задают вопросы типа: «Каким я был, когда был маленьким?» или: «Каким я буду, когда вырасту?» Ответы взрослых на эти вопросы заключают в себе мощное воспитательное влияние, способное заставить ребенка стремиться стать человеком с определенными ценными качествами: сильным, добрым, смелым, умным и т. п
2.Воспитание младшего школьника
Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою деятельность, воспитывается уже не только через разговоры и примеры со стороны взрослых, но и в рамках разных видов собственной активности, которая становится систематической, предметной и целенаправленной.
Основные виды деятельности, оказывающие воспитательное влияние на младших школьников
учение
игра
общение
труд.
Учение является мощным средством воспитания в силу того, что оно предполагает общение и взаимодействие ребенка с учителем и товарищами, личности которых оказывают воздействие на личность ученика.
Следовательно, в учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В процессе учения приобретаются не только знания, умения и навыки, но и происходят формирование и закрепление определенных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт характера.
В начальный период учения основное содержание воспитательной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
Собственно успехи школьников оценивает прежде всего учитель, и именно его точка зрения является определяющим фактором осознания детьми младшего школьного возраста своих личностных качеств.
Удовлетворенность успехами у таких детей тем больше, чем больше усилий они приложили для их достижения.
Правильное воспитание стремления к достижению успеха зависит от стиля общения детей с воспитывающими их взрослыми (как родителями, так и учителями), от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в какой-то деятельности.
Игра у младших школьников также служит средством формирования и развития многих полезных личностных качеств, которые пока не могут складываться у них в более «серьезных» видах деятельности.
Переход от игровой деятельности к трудовой в этом возрасте трудно различим, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой, например играконструирование – в создание реальных полезных предметов, т. е. в труд.
Сами игры младших школьников по сравнению с играми дошкольников приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие.
Общение младших школьников также выходит на новый уровень по сравнению с дошкольным детством и несет в себе мощный воспитательный потенциал.
С поступлением ребенка в школу отношения с окружающими людьми существенным образом меняются:
увеличивается время, отводимое на общение;
изменяется содержание общения;
выделяется особое деловое общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Появление у ребенка оценок, не зависящих от мнения учителя, означает, что у него складывается своя внутренняя позиция – осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям и делам.
Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется достаточно устойчивая система нравственных норм, которым он старается следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств и точки зрения на это окружающих взрослых.
Нравственный реализм в понимании Ж. Пиаже – это твердое и категоричное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее полутонов в нравственных оценках.
В реальной жизни такого однозначного деления на добро и зло, положительное и отрицательное провести невозможно.
К концу младшего школьного возраста у ребенка впервые проявляется нравственный релятивизм, основанный на убеждении в том, что каждый имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе, у каждого есть достоинства и недостатки, причем одно и то же качество может в конкретных ситуациях оказаться как тем, так и другим, и в каждом поступке человека можно увидеть нравственно оправданное и осуждаемое.
Этот подход сказывается и в том, какую литературу теперь предпочитают дети: их больше интересуют произведения, в которых герои идут по пути самовоспитания и самосовершенствования, совершают внутреннюю работу.
Трудолюбие возникает как следствие систематически повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрения за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении своей цели.
Для развития трудолюбия благоприятной предпосылкой является еще и то, что учебная деятельность вначале представляет для младших школьников ощутимые трудности, которые приходится преодолевать.
Необходимо также, чтобы ребенок получал удовлетворение от труда, чтобы труд удовлетворял важные для него потребности.
Самостоятельность у младшего школьника воспитывается лишь при том условии, что ребенку поручают самостоятельно выполнять какие-то важные дела и при этом доверяют ему.
Необходимо приветствовать всякое проявление ребенком самостоятельности в делах независимо от того, достиг ли он фактического успеха при их выполнении. Наиболее широкие возможности для формирования самостоятельности предоставляют виды труда, связанные с самообслуживанием: приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление и ремонт предметов домашнего обихода и личного пользования.
Кроме того, участие детей в уборке жилища развивает у них аккуратность и чистоплотность. Это не просто базовые психогигиенические навыки, но и основа экологического воспитания, формирования бережного отношения к природе.
Является мощным средством воспитания в силу того, что оно предполагает общение и взаимодействие ребенка с учителем и товарищами, личности которых оказывают воздействие на личность ученика.
Самостоятельность;
Трудолюбие;
Аккуратность;
Учение.
Ребенок, рано испытавший множество удач, капризный, нередко обладает …:
завышенным уровнем притязаний;
умеренно высокий уровень притязаний;
уровень притязаний зачастую занижен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.