Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Взрослым
16.06.2019
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори.docx
Торба Светлана Викторовна
Воспитание и развитие детей
дошкольного возраста
по системе М. Монтессори Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Современное дошкольное образование...................................................5
1.1 Современное дошкольное образование в России.........................................5
1.2 Проблемы современного дошкольного образования в России..................10
Выводы по первой главе..................................................................................14
2. В отечественных детсадах активно используются традиционные и
инновационные формы дошкольного образования и воспитания.
Традиционные формы и методы направлены, как правило, на формирование
у дошкольников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений.
Инновационные формы и методы характеризуются следующим образом: 1)
усвоением максимального объема знаний; 2) максимальной творческой
активностью; 3) широким спектром практических навыков и умений. К таким
инновационным формам и методам деятельности воспитателя относятся
компьютерные технологии.................................................................................14
Глава 2. Сущность и особенности педагогической системы М. Монтессори.....16
2.1 Дошкольное воспитание и образование в педагогической системе М.
Монтессори..........................................................................................................16
2.2 Основные функции педагога в системе М. Монтессори.............................20
Выводы по второй главе..................................................................................23
Заключение.............................................................................................................25
2. В отечественных детсадах активно используются традиционные и
инновационные формы дошкольного образования и воспитания.
Традиционные формы и методы направлены, как правило, на формирование
у дошкольников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений.
Инновационные формы и методы характеризуются следующим образом: 1)
усвоением максимального объема знаний; 2) максимальной творческой
активностью; 3) широким спектром практических навыков и умений. К таким
инновационным формам и методам деятельности воспитателя относятся
компьютерные технологии.................................................................................25
Список литературы................................................................................................27
2 Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день во всем
мире и в нашей стране педагогика М. Монтессори переживает пик
популярности. Многие педагоги, признают педагогическую систему этой
выдающийся женщины, считая ее уникальной и необычайно результативной,
свою деятельность основывают на ее педагогических принципах.
Система итальянского педагога и философа М. Монтессори
образовывалась и развивалась в рамках гуманистическоантропологической
педагогики двух прошлых веков, смысл которой состоит в том, что ее
средства ориентированы в большей степени на активизацию творческой
деятельности дошкольника, а не на прямое воздействие. Среди
предшественников М. Монтессори, чья деятельность, была направлена на
стимулирование внутренних ресурсов ребенка, выделяются такие ученые как
Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, Л.Н. Толстой,
К.Ф. Ушинский и др.
На своей родине М. Монтессори выдвинула собственный метод
воспитания, в котором отразились гуманистические концепции прогрессивных
психологопедагогических направлений ее времени. Понятие «метод»
предложен самим автором, под которым подразумевается педагогическая
система. М. Монтессори разрабатывала, по ее мнению, педагогическую
систему, являющуюся методом свободного саморазвития дошокльника в
условиях подготовленной среды.
Ценя идеи М. Монтессори, отечественный педагог и психолог П.П.
Блонский назвал причины интереса российских ученых к системе М.
Монтессори. Как объективную предпосылку широкой популярности ее
метода он находит в том обстоятельстве, что система воспитания и
образования дошкольников немецкого педагога Ф. Фребеля утратила свою
актуальность, а иной, которая бы ее смогла заменить в тот период
устаревшую, еще не явилось. Именно педагогика М. Монтессори, которая
3 ориентировалась на методы экспериментальной психологии, удовлетворила
острую потребность в новом видении организации воспитания и образования
дошкольников.
Кроме того, Л.С. Выготский в «Предыстории письменной речи»,
рассмотрел аспекты обучения ребят чтению и письму и отметил, что
существует целесообразность раннего обучения дошкольников и в том числе
подробно проанализировал условия и методы организации деятельности М.
Монтессори в итальянских детсадах.
Объект: воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогика М. Монтессори в современном дошкольном
образовании.
Цель: изучение на основе анализа научных источников, теоретических
аспектов исследования педагогики М. Монтессори в современном
дошкольном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать современное дошкольное образование в России.
2. Изучить проблемы современное дошкольного образования в России.
3. Рассмотреть дошкольное воспитание и образование в педагогической
системе М. Монтессори.
4. Рассмотреть функции педагога в педагогической системе М.
Монтессори.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
теоретический анализ и синтез;
сравнение;
обобщение.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного
исследования можно использовать в лекциях и семинарах по дошкольной
педагогике.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список
литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 10
наименований, размещенных в алфавитном порядке.
4 Глава 1. Современное дошкольное образование
1.1 Современное дошкольное образование в России
Различия между Россией и западными странами в вопросе
взаимоотношений между дошкольными учреждениями и родителями
такие учреждения находятся под
определяются тем, что в России
государственным контролем, а там нет. По этой причине цели и задачи
дошкольных учреждений за рубежом реализуются с учетом позиции каждого
представителя семьи.
В России главным условием формирования детской личности является
создание насыщенной предметнопространственной среды ДОУ.
5 «Развивающая
предметнопространственная
среда
образовательной среды,
представленная
специально
–
часть
организованным
(помещениями, участком и т. п.), материалами,
пространством
оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их
развития» [9]. Иными словами, «развивающая предметнопространственная
среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы)
образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с
определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»
[1].
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметно
пространственная среда должна быть направлена на обеспечение и
гарантирование:
1) охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей;
2)
максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства ДОУ;
3) построение вариативного развивающего образования;
4) создание
условия для ежедневной трудовой деятельности и
мотивации непрерывного самосовершенствования;
5) открытость дошкольного образования и вовлечение родителей;
6) построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми;
7) создание равных условий.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметнопространственная среда создается воспитателями
с целью формирования у дошкольников личности. Для выполнения этой цели
предметнопространственная среда должна быть:
1) содержательнонасыщенной;
2) трансформируемой;
3) полифункциональной;
4) доступной;
6 5) безопасной [9].
Н.А.
среду,
ориентированную на развитие эмоционального интеллекта у старших
Логинова определяет предметнопространственную
дошкольников как среду обитания. Самое главное, что эта среда является
сферой непосредственного общения, в процесс которого активно включены
родители, школа, студенческие и производственные коллективы, социальные
организации и собственная семья. Такие общности рассматриваются как
частные среды, которые сменяют друг друга в процессе социализации или
сосуществующие на некоторых возрастных этапах человека.
Н.А. Логинова также добавляет, что не стоит упускать из
внимания ее вещественный характер. Среда развития является и средой
коммуникации, она должна удовлетворять не только потребность личности
в коммуникации, но и остальные, как материальные, так и духовные
потребности. Вещественное окружение выполняет, кроме практических,
эстетическую и нравственную функции [2].
В рамках реализации этапов работы по развитию эмоционального
интеллекта у дошкольника решаются следующие задачи:
1. Организация процесса взаимодействия взрослых с дошкольниками,
направленного на развитие навыков конструктивного управления эмоциями и
их выражения.
2. Формирование у дошкольников знания и представления о
различных средствах и способах регуляции своего эмоционального
состояния при помощи использования потенциала различных форм
деятельности, которые основываются на желании управлять собственными
эмоциями.
3. Развитие у дошкольников навыков самостоятельного регулирования
своего эмоционального состояния, посредством использования средств и
способов разных форм деятельности.
Формы и методы воспитания это средства достижения воспитательной
цели. При помощи методов воспитатели воздействуют на сознание, волю,
7 чувства и поведение дошкольников для того чтобы выработать у них заданные
целью воспитания качества.
Формы и методы воспитания делятся на традиционные и
инновационные.
Традиционные формы и методы это рассказ, беседа, разъяснение,
убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ
ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие
правильное поведение в различных ситуациях. Традиционные формы и методы
направлены, как правило, на формирование у дошкольников нравственных и
правовых знаний, оценок и убеждений.
В ДОУ активно применяются инновационные формы и методы
деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию
К
эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
инновационным формам и методам воспитания относится организованный
и воспитательный процесс, построенный на других
образовательный
принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющий достичь
образовательных и воспитательных эффектов, которые характеризуются
следующим образом:
1) усвоением максимального объема знаний;
2) максимальной творческой активностью;
3) широким спектром практических навыков и умений.
К таким инновационным формам и методам деятельности воспитателя
относятся компьютерные технологии. Как говорит Т.Л. Ясинская
«Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования» [2].
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не
дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой
частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его
качество» [1].
В воспитательной работе компьютерное оборудование является:
1) средством организации и оснащения воспитательного процесса;
8 2) средством для создания информационнометодических материалов и
планов, конспектов, методических разработок и т.п.;
3) средством обеспечения наглядности в форме презентаций,
видеороликов, видеофильмов и пр.;
4) средством поиска информации;
5) средством обработки информации;
6) средством хранения информации;
7) средством коммуникации.
К достоинствам ИКТ относятся:
1. Воспитательный процесс делается современным, разнообразным и
насыщенным.
2.
Расширяются возможности демонстрации воспитательной
информации.
3. Обеспечивают наглядность и красоту оформления воспитательных
мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для
дошкольников и повышают их интерес к воспитательным мероприятиям.
5.
Помогают адаптироваться дошкольнику в современном
информационном пространстве и развить информационную культуру.
6. Используются в разных видах воспитательных мероприятий и
синтезируются с различными информационными источниками и психолого
педагогическими технологиями.
7. Позволяют качественно проводить диагностику и мониторинг
проведения воспитательной работы.
8. Повышают качество профессиональной деятельности педагогов.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий .
Для реализации форм и методов воспитательного процесса необходимо
придерживаться следующих принципов:
1) обучение ведется по дидактическим правилам, основанным на
психологических закономерностях, решает задачи сообщения знаний,
овладения умениями;
2) обучение опирается на обучающую роль взрослого (учителя,
воспитателя);
3) обучение носит организованный характер: имеет определенную
программу и форму организации детей.
9 Анализируя организацию педагогического процесса в дошкольном
учреждении можно отметить следующее:
1. В организации педагогического процесса в дошкольном учреждении
большое значение имеет проблема своеобразия учебновоспитательной работы
с детьми дошкольного возраста.
2. Разработано значительное число форм и средств учебной работы с
дошкольниками, в том числе занятия, дидактические игры, дидактические
материалы.
3. Учебные занятия в дошкольных учреждениях имеют свою специфику:
1) имеют большое значение для подготовки детей к школе; дети
овладевают навыками учебной деятельности, становятся более собранными,
организованными;
2) на занятиях развивается устойчивое внимание, сосредоточенность,
способность к волевым усилиям;
3) при систематическом проведении занятий формируются
познавательные интересы;
4) при совместной работе на занятиях дети влияют друг на друга – это
способствует созданию дружного детского коллектива и формирует умение
жить и работать в нем.
Таким образом,
проанализировано современное дошкольное
образование в России.
1.2 Проблемы современного дошкольного образования в России
Главной проблемой современного дошкольного образования в России
является установления взаимоотношений с родителями воспитанников.
Взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи в общем процессе
воспитания, протекают на единых основаниях, т.е. в воспитании ими
осуществляются те же самые функции, а точнее информационные,
В целях реализации
воспитательные
дифференцированного подхода к родителям необходимо выполнить ряд
и контролирующие.
следующих общепедагогических и специальных условий:
10 1) взаимное доверительное отношение во взаимодействиях между
воспитателями и родителями;
2) воспитатели должны тактичными, чуткими, отзывчивыми по
отношению к родителям;
3) нужно учитывать особенности условий жизни всех семей по
отдельности, возраст родителей, уровень информированности в вопросах
воспитания;
4) синтез индивидуального подхода к каждой отдельной семье и
организации групповой работы со всеми родителями;
5) взаимосвязь различных форм работы с родителями;
6) одновременное влияние на детей и их родителей;
7) создание в работе с родителями определенной последовательной и
организованной системы [5].
Соблюдение вышеописанных условий поможет найти подходящий
способ коммуникации, а заодно создать индивидуальный подход к каждой
отдельной семье. Стоит изучить семью ребенка принятого на воспитание в
целях более тесного с ней знакомства, понимания семейного уклада жизни,
традиционных принципов,
воспитательных
возможностей, уровня контактирования ребенка с родителями. Изучение
духовных ценностей,
семьи стоит реализовать с деликатностью, с уважением к каждому члену
семьи, быть искренним с ними и желать оказать поддержку в воспитании
ребенка [6].
В целях определения уровня педагогической образованности и формы
семейного воспитания детей используются нижеописанные методы:
1) анкетирование;
2) тестирование;
3) индивидуальные беседы с родителями;
4) индивидуальные беседы с детьми;
5) посещение семьи ребенка;
6) изучение тестоврисунков детей;
7) наблюдение за ребенком посредством сюжетноролевой игры;
8) наблюдение воспитателем за отношениями родителей и ребенка когда
они приводят и уводят детей;
9) создание игровых и проблемных ситуаций [1].
11 В работе воспитателей с родителями должны осуществляться
следующие задачи:
Вопервых это информирование родителей для того, чтобы повысить
их педагогическое образование. В этих целях подходят: индивидуальные
беседы, консультации в родительском уголке и беседы с родителями на
родительских собраниях.
Вовторых – это исследование семьи и установление доверительной
коммуникации с каждым членом для согласования воспитательского влияния
на дошкольника. В этих целях подходят: анкетирование и индивидуальные
беседы.
Втретьих – это ознакомление родителей с психологическими
особенностями детей дошкольного возраста, особенностями работы детского
сада во время проведения организационных родительских собраний.
В – четвертых – это формирование у родителей умений руководства
детской активностью, в том числе, игровой, трудовой. В этих целях
проводятся дни открытых дверей, во время которых происходит
демонстрация различных видов деятельности [10].
Также стоит выделить инновационные технологии, позволяющие
работать с семьей и ребенком на удаленном доступе. Это, прежде всего,
компьютерные технологии и дистанционное сопровождение семьи.
Как говорит Т.Л. Ясинская, использование компьютерных технологий –
это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем
развития образования, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем
развития образования [2].
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не
дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой
частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его
качество.
В работе ДОУ компьютерное оборудование является:
1) средством организации и оснащения психологопедагогического
процесса;
12 2) средством для создания информационнометодических материалов и
планов, конспектов, методических разработок и т.п.;
3) средством обеспечения наглядности в форме презентаций,
видеороликов, видеофильмов и пр.;
4) средством поиска информации;
5) средством обработки информации;
6) средством хранения информации;
7) средством коммуникации [3].
Служба
дистанционного
на
информационную поддержку семьи (создание библиотеки, видеотеки
сопровождения направлена
родителя), организацию свободного общения родителей, имеющих ребенка с
нарушениями речевого развития, в режиме реального (видеоконференции,
чат) и отсроченного времени (форум).
Таким образом, дистанционное сопровождение семьи должно включать:
разработку, составление, написание методических пособий для
родителей, включающих игры и упражнения, направленные на психоречевое и
психомоторное развитие ребенка с особыми потребностями;
разработку и составление видеофильмов по практической работе с
«особыми» детьми;
внедрение видео связи для дистанционного проведения занятий и
консультаций в режиме реального времени;
открытие Интернет портала для консультирования в режиме
отсроченного времени (форум), создание библиотеки родителя на сайте для
предоставления родителям информационной поддержки, открытие рабочего
портала для электронной регистрации клиентов, ведения документации,
повышения эффективности взаимодействия педагогов и семьи.
Теперь стоит обратиться к зарубежному опыту взаимодействия
коллективов ДОУ и родителей.
За рубежом центральным для педагогики является ребенок и его семья.
Взаимодействие учреждения дошкольного образования и родителей
существует в виде помощи родителям в воспитательном процессе их ребенка.
А обучение же родителей педагогическим основам в компетенцию
дошкольных учреждений не входит.
13 Различия между Россией и западными странами в вопросе
взаимоотношений между дошкольными учреждениями и родителями
такие учреждения находятся под
определяются тем, что в России
государственным контролем, а там нет. По этой причине в цели и задачи
дошкольных учреждений за рубежом реализуются с учетом позиции каждого
представителя семьи [4].
В Великобритании имеются как государственные, так и частные
дошкольные учреждения. Каких либо официальных инструкций по
организации образовательной программы там не существует. Программы
составляются самостоятельно воспитательным коллективом во время
проведения педагогических конференций [8].
Выводы по первой главе
1. В итальянских школах (детских садах) дошкольники разделяются на
3 возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая
(средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим
навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к
обучению чтению, письму и счету. Во время нахождения дошкольников в
таких детских садах они обучаются различным полезным видам деятельности
и получают полноценные навыки общения, которые впоследствии помогают
им легко приспособиться к требованиям средних школ, а после и к учёбе в
высших учебных заведениях.
2. В отечественных детсадах активно используются традиционные и
инновационные формы дошкольного образования и воспитания.
Традиционные формы и методы направлены, как правило, на формирование у
дошкольников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений.
Инновационные формы и методы характеризуются следующим образом: 1)
усвоением максимального объема знаний; 2) максимальной творческой
14 активностью; 3) широким спектром практических навыков и умений. К таким
инновационным формам и методам деятельности воспитателя относятся
компьютерные технологии.
15 Глава 2. Сущность и особенности педагогической системы М.
Монтессори
2.1 Дошкольное воспитание и образование в педагогической системе М.
Монтессори
На сегодняшний день педагогика М. Монтессори являеться одной из
самых востребованных методик развития дошкольника, в которой
совмещается, на первый взгляд, несовместимое: свобода и дисциплина,
увлекательная игра и серьезная работа. Свобода в качестве самопроизвольной
деятельности дошкольника. Подобная позиция ярко проявляется в теории М.
Монтессори. Для итальянского педагога свобода это, вопервых,
биологическая свобода (свобода роста и детское развития), а вовторых,
свобода выбора. С одной стороны, дошкольник рассматривается как
существо, которое растет душой и телом в силу внутреннего импульса,
которое действует во вселенной и нуждается лишь в неограниченном
просторе для последовательного и надлежащего раскрытия собственной силы.
С такой точки зрения, свобода является свободой роста, условием которой
является устранение всего, что могло бы както стеснить либо ослабить
развивающиеся внутренние силы.
«Первым словом» в собственной педагогической теории М. Монтессори
считает свободу выбора, которая, на ее взгляд, ведет «к достоинству людей».
Принцип свободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания
дисциплинированности у дошкольников, потому что свободу она понимает не
в качестве бесконечного, порывистого детского поведения, не в качестве
действия по капризу либо минутного влечения, а свободы воспитанной,
упорядоченной и ограниченной интересами других. М. Монтессори полагала,
что любая жизнь является существованием свободной активности, в связи с
16 этим, развивающийся дошокльник обладает врожденной потребностью в
свободе и самопроизвольности [10].
Исходя из этого, она видела суть воспитания не в формировании
педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее
соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного М.
Монтессори, заключается в том, чтобы «принудить» ребенка к
самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании
ребенка, в первые годы его жизни она понимала как условия, наиболее
благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть как
физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное
содействие нормальному развитию жизни в ребенке.
М. Монтессори осуществила переворот в представлениях о
возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также
высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность
всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какоголибо
авторитаризма делают ее антропологопедагогическую систему и поныне
привлекательной. «Следуя сначала одному велению природы, потом другому,
ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и
постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и
мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку
полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и
нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это
утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только
свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку
развиваться» [7].
Дисциплину М. Монтессори трактовала как активность, которая
контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия,
определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Внутренняя
дисциплина становится «обратной стороной свободы».
17 Смысл основных идей Монтессори заключается в том, чтобы
стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
Педагогика Монтессори как «альтернативная» система включает в себя:
1) наличие собственной уникальной философской базы;
2) наличие эффективных оригинальных технологий (методик),
адекватно реализующих соответствующие философскопсихологические
принципы;
3) отсутствие классноурочной системы.
Понятие «система» означает единство и целостность Монтессори
образования на всех его уровнях: философском, психологическом,
педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной
системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут
быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость
ее составных частей снизу доверху.
Философский уровень связан с наличием у М. Монтессори собственного
оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие,
на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в
существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект
и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально
отличается от взрослого, обладает особой формой разума «впитывающим
мышлением» и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его
предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и
присущим только ему «строительным планом».
Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека
как индивида, на законы его онтогенеза движущие силы и механизмы
развития. Заслуга М. Монтессори состоит в открытии сензитивных периодов
развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации [2].
Педагогический уровень предполагает трактовку проблемы
взаимодействия взрослого и доошкольника в ходе образовательной
деятельности. Смысл «метода М. Монтессори» заключается в свободной
целесообразной деятельности дошкольников с дидактическими материалами в
18 созданной учителем развивающей предметноразвивающей среде, согласно
терминологии автора, «подготовленной среде», при ограничении прямого
воздействия воспитателя либо педагога на воспитуемых.
На методическом уровне рассматриваются определенные приемы и
средства воспитания и обучения дошкольников. Система М. Монтессори
обладает глубоко продуманной и многократно экспериментально
опробованной методикой работы с комплексом уникальных материалов,
известных ныне как Монтессориматериалы. Первоначально педагог
демонстрирует дошкольнику рациональный способ работы с материалом, а
потом дает ему возможность заниматься самостоятельно.
«Непрерывность образования» предопределена тем, что трехлетний
ребенок лет, по существу, приходит в школу (не в обычном понимании
данного слова), где и продолжает учиться вплоть до двенадцати лет. За счет
чего отсутствует кризис перехода из детсада в первый класс и связанный с
этим стресс. По мере детского развития и овладения им новыми знаниями
плавно изменяется окружающая его предметноразвивающая среда, которая
организуется взрослым: в нее вносят новые средства обучения, а материалы,
освоенные каждым ребенком, убирают. Благодаря этому, исчезает
необходимость подготовки к школе.
Основное, что дает обучающимся Монтессоришкола кроме высокого
общеобразовательного уровня, это гуманистическая ориентация и культура
автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них
ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной
литературой, умение учиться.
Понятие «образование» также обладает у М. Монтессори своим
смыслом: образование – это не то, что делает с ребенком государство либо
педагог. Образование является процессом самопостроения детской личности
самим ребенком, исходя из своего внутреннего потенциала. М. Монтессори
счиатал, что с рождения ребенок обладает некой силу внутри себя, а
взрослым полагать уважать в нем законы творения, как педагогпартнер и
19 помощник ребенка в ходе его образования. М. Монтессори полгала, что нужно
помогать человеческому индивидууму с рождения развивать все скрытые
энергии, достичь более ясного разума и более сильного характера [10].
2.2 Основные функции педагога в системе М. Монтессори
Педагог выступает как коллега, партнер, старший товарищ ребенка,
который готов в необходимый момент оказать нужную помощь. Он
доброжелательным и ненавязчивым образом руководит дошкольником,
становясь посредником между ним и подготовленной средой.
Работа нового педагога заключается в том, чтобы ориентировать, точнее
сказать предоставлять руководство по применению материала, находить
точные слова, облегчать и пояснять всякую работу, предотвращать потери
энергии, при необходимости восстанавливать отсутствующее равновесие. В
связи с этим она дает необходимую помощь, предоставляющую возможность
уверенным и быстрым образом двигаться вперед в умственном развитии [7].
Образно выражаясь, педагог не просто следует «на поводу» у дошкольника, а
находится рядом с ним, внимательным образом наблюдая, обгоняя его в
случае необходимости на шаг и предоставляя собственную помощь и
руководство либо же отступая на шаг назад и давая дошкольнику
возможность в полной мере насладиться самостоятельной деятельностью.
Педагог лишь помогает дошкольнику, создает порядок в вещах, нужных
для развития воспитанника, а их весьма множество. Все данные чашечки,
подносики, губки и щеточки и также палки и кубики, бусины и стерженьки,
карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать, по словам Ю.И.
Фаусек, является лишь чувством бессилия перед хаосом мира. М. Монтессори
предложила расположить их в конкретной строгой логике, а воспитуемых с
первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не
только и не столько, поскольку этого хотят взрослые, а в связи с этим, что так
удобнее самим дошкольникам. М. Монтессори вообще полагает, что порядок
20 органичен для малыша, однако тот не всегда способен самостоятельно его
организовывать. Педагог способен создать условия, в которых порядок прост
и естественен. Он не проводит с воспитанниками долгие и изнурительные
беседы, а предлагает им принять лишь одно четкое правило: «Взял, поработал,
положи на место». Однако, чтобы работа приносила пользу, педагог
предоставляет дошкольнику короткий (23 минуты) урок. На нем воспитатель
демонстрирует, каким образом обращаться с предметами, чтобы достичь
результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
Большая часть воздействий педагога происходит косвенным образом,
через среду либо посредством правил, которые он придумывает совместно с
воспитуемыми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает
ребят и помогает взрослому наладить доверительные отношения с каждым
ребенком,
отличающуюся классы
создать уникальную атмосферу,
Монтессори.
К главным функциям Монтессорипедагога относят: посредническую
функцию, руководящую функцию, обучающую функцию, организующую
функцию, диагностическую функцию и, в конце концов, защитную функцию
[2].
Посредническая функция. Педагог создает связь между дошкольником
и развивающей предметнопространственной средой подготовленной средой.
Им показывается, каким образом работают с материалом, точнее сказать
предоставляет образец действий с ним, ориентированных на раскрытие
свойств и отношений, которые заключены в материале. Такой показ
называется презентацией материала.
Руководящая функция. Педагог внимательным образом наблюдает за
воспитуемым и в нужный момент дает ему помощь: помогает (в случае
необходимости) сделать выбор, проводит презентацию материала, показывает
способ контроля и исправления ошибок. Педагогу необходимо уметь
предложить дошкольнику материалы, которые относятся к его зоне
ближайшего развития. Если помощь не требуется, педагогу не надо
21 вмешивается в процесс деятельности малыша. Он внешне является
пассивным, внутренне высоко активным.
М. Монтессори подчеркивает важность тактичного руководства:
«Учительнице необходимо вести ребенка, не давая ему слишком сильно
почувствовать ее присутствие, так чтобы она была всегда готова предоставить
желаемую помощь, но никогда не становилась бы препятствием между
ребенком и его опытом» [11].
Обучающая функция. Педагог дает урок тогда, когда он демонстрирует
образец работы с материалом. Его действия, как и его поведение, служат
примером, которому дошкольник подражает. Викарное научение является
одним из основных способов овладения знаниями, умениями и навыками в
системе Монтессори.
Кроме того, педагог дает устный урок. Его пояснения должны быть
краткими, ясными и точными, без излишних подробностей и длиннот. Им
закрепляется всякое приобретение дошкольника в форме вербального
обозначения.
Одно из наиболее чаще всего используемых способов введения новых
понятий так называемый трехступенчатый урок. Его описание дано в ряде
работ.
Организующая функция. Педагогом создается подготовленная среда,
которая «должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять
дошкольникам возможность свободы движений, свободы выбора материала,
места и длительности работы с ним и в том числе право заниматься некой
полезной деятельностью индивидуально либо с партнером (партнерами).
Кроме того, воспитатель заботится о порядке в организованной им
пространственнопредметной среде.
Для упорядочения отношений в Монтессори группе имеется ряд
правил, которые педагогу стоит обсудить с воспитуемыми. Правила должны
быть разумными, немногочисленными, сформулированными в ясной и
позитивной форме, а не в виде запретов, к примеру: «Мы обходим коврик»,
«Мы берем материал только с полки» и т.д. Педагог ответственен за
22 выполнение правил, следит за тем, чтобы материалы на полках всегда
находились в порядке. Возвращение материала на свое место по окончании
работы это правилом, обязательное для каждого ребенка.
Кроме того, надо соблюдать порядок в ходе работы: выполнять
действия в определенной последовательности, доводить дело до конца, по
завершении упражнений привести материал в первоначальное состояние.
Диагностическая функция. Одно из главных требований, которые
предъявляются к Монтессори педагогу, состоит в умении наблюдать за
поведением дошкольника и оценивать уровень его физического и
психического развития, владение техникой наблюдения. В данных целях
используются самые разные способы фиксации результатов наблюдений:
отчеты о наблюдении, дневники наблюдений т др.
Защитная функция. Педагог должен следить, чтобы воспитанники не
мешали друг другу. Монтессори педагог выступает в качестве «ангела
хранителя» существ, которые сконцентрированы на старании [1].
Подготовленная среда. Вместе со специальной профессиональной
подготовкой педагога М. Монтессори придавала особое значение организации
в детсаду и школе развивающей предметнопространственной среды:
«Подготовка среды и подготовка учителя есть практический фундамент
нашего воспитания». Перечислим главные правила создания такой среды,
которые хорошо известны Монтессори педагогам всего мира.
При подготовке среды учитываются следующие аспекты: помещение
как таковое; помещение в качестве места работы; помещение в качестве
общественного места [10].
Выводы по второй главе
1. Педагогика, базирующаяся на свободном воспитании, М. Монтессори
распространена в большинстве развитых стран; ее дидактический материал и
приемы обучения, методы развития способностей стали базисом для создания
более совершенных систем образования и воспитания дошкольников.
23 2. Но по нашему мнению, что педагогика М. Монтессори оптимально
подходит для развития ряда ВПФ (сенсорное воспитание это основа
развития восприятия), иные ВПФ (произвольное внимание) лучше
развиваются, при использовании упражнений из системы целенаправленного
воспитания.
3. Также как мы полагаем, не каждому дошкольнику может подойти
некоторые исследования
система свободного воспитания.
Так,
свидетельствуют, что при развитии креативности, некоторые ребята начинают
испытывать дискомфорт, когда оказываются в нерегламентированной
ситуации со стороны взрослого, а иные ребята чувствуют себя вполне
нормально, и лишь у них наблюдается развитие креативности.
24 Заключение
Целью курсовой работы явилось изучение на основе анализа научных
теоретических аспектов исследования педагогики М.
источников,
Монтессори в современном дошкольном образовании.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить современное дошкольное образование.
2. Проанализировать современное дошкольное образование в России.
3. Рассмотреть дошкольное воспитание и образование в педагогической
системе М. Монтессори.
4. Рассмотреть функции педагога в педагогической системе М.
Монтессори.
В связи с этим были сформулированы следующие выводы:
1. В итальянских школах (детских садах) дошкольники разделяются на
3 возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая
(средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим
навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к
обучению чтению, письму и счету. Во время нахождения дошкольников в
таких детских садах они обучаются различным полезным видам деятельности
и получают полноценные навыки общения, которые впоследствии помогают
им легко приспособиться к требованиям средних школ, а после и к учёбе в
высших учебных заведениях.
2. В отечественных детсадах активно используются традиционные и
инновационные формы дошкольного образования и воспитания.
Традиционные формы и методы направлены, как правило, на формирование у
дошкольников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений.
Инновационные формы и методы характеризуются следующим образом: 1)
усвоением максимального объема знаний; 2) максимальной творческой
активностью; 3) широким спектром практических навыков и умений. К таким
инновационным формам и методам деятельности воспитателя относятся
компьютерные технологии.
25 3. Педагогика, базирующаяся на свободном воспитании, М. Монтессори
распространена в большинстве развитых стран; ее дидактический материал и
приемы обучения, методы развития способностей стали базисом для создания
более совершенных систем образования и воспитания дошкольников.
4. Но по нашему мнению, что педагогика М. Монтессори оптимально
подходит для развития ряда ВПФ (сенсорное воспитание это основа
развития восприятия), иные ВПФ (произвольное внимание) лучше
развиваются, при использовании упражнений из системы целенаправленного
воспитания.
5. Также как мы полагаем, не каждому дошкольнику может подойти
система свободного воспитания.
некоторые исследования
свидетельствуют, что при развитии креативности, некоторые ребята начинают
Так,
испытывать дискомфорт, когда оказываются в нерегламентированной
ситуации со стороны взрослого, а иные ребята чувствуют себя вполне
нормально, и лишь у них наблюдается развитие креативности.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены.
26 Список литературы
1.
2.
Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная
педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
3.
Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом.
// Теория и практика общественного развития. № 3, 2010. – С. 132137.
4.
Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом. История и
современность. М.; ТЦ Сфера, 2007 г. – 128 с.
5.
Зебзеева В.А., Сазонова Д.А. Системы дошкольного образования
за рубежом: их педагогический потенциал. // Научноисследовательские
публикации. № 8 (12) / 2014. – С. 161166.
6.
160 с.
7.
Мак Тамани М. Воспитание по Монтессори. – М.: АСТ, 2018 г. –
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую
деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2002. 268 с.
8.
9.
Монтессори М. Дети – другие. М.: Карапуз, 2004. 336 с.
Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное
образование за рубежом: История и современность. М.: Академия, 2001.
240 с.
10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.:
Академия, 2007. 480 с.
11. Стэдинг Э. Революция Монтессори в образовании. – ИПК
«Береста», 2015. – 400 с.
27
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.