Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
3 кл—11 кл
12.03.2019
Через систему духовно-нравственного воспитания учитель предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить пову для становления личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и помогает школьникам осмыслить историческое прошлое нашего края и Родины, определить своё место в современном обществе.
Доклад. Артемьева А.В..docx
Артемьева Анастасия Владимировна,
МБОУ «СОШ№4»,г.ХантыМансийска
Воспитание личности школьника путём формирования
духовнонравственных качеств.
«От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа».
Дж.Локк
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают
вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как
воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную
культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал
себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило,
выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности.
Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:
«Особая сфера воспитательной работы ограждение детей, подростков,
юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»
Детство это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю
жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой
действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную
культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это
совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека,
человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на
основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно
влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его
этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование
гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и
психическое развитие.
Хочу поделиться опытом работы по духовно – нравственному
воспитанию школьников, сложившимися в нашей школе. Школа является
региональной инновационной площадкой реализации проекта «Малая
Родина».
Понятие «малая Родина» взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, поэтому продолжение формирование ценностей,
заложенных в данное понятие, является естественным продолжением с 1 по 11
класс после первой ступени образования. Для того чтобы воспитать у
учащихся бережное и уважительное отношение к месту, где ты родился и
проживаешь, важно создать такую воспитательную среду, которая
способствовала бы развитию личностных качеств обучающихся, его
потребностей и запросов. Результатом этого воспитательного пространства
должна стать личность, мотивированная на проживание и работу на своей
малой Родине, желающей быть полезной и нужной на благо поселка, и города.
Направлений, связанных с понятием «малая Родина», несколько: гражданско
сохранение здоровья
патриотическое,
экологическое,
краеведческое,
профориентация молодежи,
социальное проектирование,
населения,
добровольческое движение. Каждое из них направлено на формирование
духовно нравственных ценностей, таких как гражданская идентичность,
патриотизм, ответственная жизненная позиция, указанных в «Стратегии
воспитания на период до 2025 года» от 13 января 2015 года.
Считаю, что формирование патриотизма связано с наивысшим нравственным
уровнем развития личности и предполагает беззаветное служение Родине,
поэтому понятие «Родина» категория нравственная. И.А. Ильин отмечал,
что «Родина есть нечто от духа и для духа». Неразрывная связь Родины с
внутренним миром человека подчеркивали в свое время философы Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев. В.В. Макаров рассматривал понятие «Родина» как
которое имеет пространственновременные
социальное явление,
характеристики, свое прошлое, настоящее и будущее, а также как условие
деятельности субъекта и непосредственный объект преобразования. Таким
образом, понятие «малая Родина» это основа духовнонравственного
воспитания, с одной стороны, связанная с категориями человеколюбия,
справедливости, чести, совести, воли, личного достоинства, стремления к
исполнению долга пред самим собой, своей семьей и своим Отечеством, с
другой стороны, с тем местом, где человек родился, с принятием традиций,
культуры, языка народа, природных богатств, а также экономических
особенностей региона. Следовательно, выбранные направления проекта
отражают в полной мере современное толкование понятия «малая Родина».
С введением ФГОС второго поколения в 2011 была принята «Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Она представляет собой ценностнонормативную основу взаимодействия
общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации
семьей, общественными организациями, религиозными объединениями,
учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами
массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное
обеспечение условий для духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся. Патриотическое воспитание в МАОУ «СОШ №14» всегда было
одним из основных направлений воспитательной системы школы.
Педагогический коллектив имеет опыт практической деятельности по
заявленной проблеме. Таким образом, внимание патриотическому воспитанию
обучающихся в рамках понятия «малая Родина» это актуальное и значимое
направление работы педагогических работников нашей школы. Основная идея проекта сохранение и развитие сложившихся жизненных
ценностей всех поколений, бережного и уважительного отношения к малой
Родине, поселку Калья, городу Североуральску.
2. Проект включает организацию и реализацию серии тематических
конкурсных мероприятий, встреч, социального партнерства, мониторинга
воспитательной среды для создания условий реализации первого этапа и
активизации деятельности целевой аудитории.
3. Цель – создание условий для социальноличностного развития
обучающихся через знакомство и освоение традиций малой Родины, активное
социальное и волонтерское движение.
4. Задачи:
проведение мониторинга потребностей детей и их родителей (законных
представителей), общественных организаций и предприятий в территории для
выявления их готовности включения в проект в качестве партнеров по
патриотическому воспитанию в рамках программы «Малая Родина»;
создание нормативноправовой документации, позволяющей проектировать и
реализовывать технологии педагогической деятельности по патриотическому
воспитанию в условиях массовой общеобразовательной школы;
Разработан план мероприятий, направленных на индивидуальное, групповое
участие коллективов в различных конкурсах, смотрах, соревнованиях.
сентябрь
5 сентября
29 сентября
Уроки Памяти, в рамках социального проекта «Мы помним
подвиг народа»
(для учащихся 111 классов)
Оформление стенда «Я – гражданин России»
(1 4 классы)
«Урок мира»
(для учащихся 111 классов) 28 сентября
29 сентября
октябрь
25 октября
27 октября
октябрь
ноябрь
1617 ноября
по факту
8 декабря
9 декабря
9 декабря
Праздник «Посвящение в пятиклассники»,
в рамках проекта «Моя малая Родина».
Уроклекция «Моя малая Родина»
(для учащихся 14 классов)
Фотоконкурс ««Малая Родина»
(для учащихся 111 класс),
в рамках реализации инновационной площадки
Торжественная линейка, посвященная вручению значков
ГТО
Классные часы «История поселка Калья»,
в рамках реализации проекта «Малая Родина»
(для учащихся 14 классов)
Промежуточный мониторинг патриотического воспитания
Патриотические часы
(для учащихся 14 классов)
Всемирный День толерантности
(для учащихся 311классов)
Участие в научнопрактической конференции работающей
молодежи промплощадки РУСАЛ, Работа «Инженерный
дизайн CAD»
Отражение реализации проекта «Малая Родина» на
сайте МАОУ «СОШ №14»;
Конкурсная программа «Мой дом Россия» совместно с
ДК «Горняк»
Линейки Памяти:
День Героев Отечества
Почетный караул около памятника Дмитрия Шектаева
В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и
Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши
учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего
мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие.
Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение
культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит
овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями,
формирование собственной картины мира. Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию
осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического
цикла.
Возрождение Родины – это не только решение политических,
экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего,
духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е.
воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких
духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и
национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое
воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой
заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой,
систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть
скоординированы деятельность и государственных органов, и школ по
формированию у молодежи высокого патриотического сознания,
возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Дети наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того,
какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,
следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит
огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание. Каждый
человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая
вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение
в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в
формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный
педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде
всего, и больше всего – люди..» И наша задача развивать все благое, все
хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на любовь к Родине. Литература:
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика 2005 №2 С. 6768
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//
Вопросы психологии. М.:Просвещение, 1975. 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях
реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская Ростовна
Дону: РГПИ, 1986 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий М.:
Просвещение,1977. 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании 2003 №3 С. 912
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Воспитание личности школьника путём формирования духовно-нравственных качеств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.