Воспитание патриотизма на уроках иностранного языка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания учащихся и некоторые приемы и формы проведения занятий на уроках английского языка. Ключевые слова: патриотизм, урок английского языка, чувство патриотизма, история и культура, Родина. Среди множества учебных дисциплин предмет « английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Иконка файла материала патриотизм на уроках иностранного языка.docx
Киркитадзе С.А., Ханыченкова Г.Р.* Воспитание патриотизма на уроках иностранного языка *Киркитадзе  Светлана   Александровна,   учитель   английского   языка МБОУ СОШ №8 (Бирск, Россия) *Ханыченкова  Гульнара   Рафаилевна,   учитель   английского   языка МБОУ СОШ №8 (Бирск, Россия) Аннотация.   В   статье   рассматриваются   проблемы   патриотического воспитания учащихся и некоторые приемы и формы проведения занятий на уроках английского языка. Ключевые   слова:   патриотизм,   урок   английского   языка,   чувство патриотизма, история и культура, Родина. Патриотическое воспитание –  это неотъемлемая составляющая  гармонично развитой личности. Патриотизм. Что это такое? В современном мире, где мы живем, патриотизм немодное слово, иными словами, быть патриотом сейчас не модно. Потеря жизненных ориентиров, отсутствие целей, замена семейных ценностей алкоголизмом и наркоманией, поп­культурой так называемых «звезд»­ все это работает против нашей жизни. Перед детьми стоят вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл нашей жизни?». Ответить на эти вопросы должны помочь взрослые: родители и учителя.  На   чем   основывается   патриотизм?   На   любви   к   родителям,   друзьям, родному городу,  деревне,  улице, на которой живем,  дому, семье.  Любовь к Родине   начинается   с   семьи,   друзей,   родного   края.   Просто   необходимо прививать подрастающему поколению чувство гордости за культуру России, ее   достижения   и   успехи.   Все   это   очень   сложно   сделать   в   условиях современного мира, где идет «очернение» и принижение достижений нашейстраны,   принижается   и   вытесняется   важнейшая   роль   СССР   во   Второй мировой войне. Обидно   за   наших   отцов   и   дедов.   Важно   помнить   о   подвигах   наших прадедов, воспитывать у учащихся стремление встать на защиту интересов Родины.  Е.И. Пассов в своей книге «Урок иностранного языка в средней школе» отметил,   что   «одной   из   основных   забот   школы   является   патриотическое воспитание   учащихся.   Оно   включает   в   себя:   воспитание   идейной убежденности   и   политической   сознательности,   развитие   общественной активности. »  В связи с этим, какие материалы (тексты, темы и т.п.) должны использоваться   на   уроке?   Это   рассказы   о   Родине   и   ее  истории,  о   лучших людях, о беззаветном героизме советских людей в годы войны, о природе, музеях, музыке, литературе.                    Среди множества учебных дисциплин предмет «  английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности   по   воспитанию   гражданственности   и   патриотизма.   Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций  и прежде всего, языка другого народа. Темы   в   УМК   Ваулиной   Ю.Е.,   Д.Дули,   О.Е.Подоляко,   В.Эванс (Английский в фокусе), над которыми мы работаем на уроках иностранного языка, самые разнообразные. И очень важно, чтобы ученик ощущал уважение учителя к народу, убеждался в глубоком знании учителем страны, ее истории, ее места в мире. Особенно это должно проявляться при сравнении образа жизни у нас и за рубежом. В младших и средних классах изучаются такие темы   как   «Мой   дом»,   «Моя   семья»,   «Мои   любимые   праздники»,   «Моя любимая еда», «Моя одежда», «Город и село» и т.д.Учащиеся   рассказывают   о   своем   доме,   семье,   предпочтениях   в   еде,   представляют   проекты   изучают   прошлое   своей   семьи, одежде, генеалогических   деревьев   «My  family  tree»,   рассказывают   о   национальных блюдах своей страны.  Также, на уроках мы проводим сопоставительный анализ пословиц и поговорок на русском и английских языках:  «East or west, home is best» ­ «В гостях хорошо, а дома лучше»,  «There is no place like home» – «Дома и стены помогают». Все   это   имеет   большое   значение   в   формировании   патриотического воспитания.   В   старших   классах   учащиеся   рассказывают   о   людях   нашей страны,   которыми   можно   гордиться.   Проект   называется   «Men  of  honour». Также   мы   работаем   над   темами   «Культура   и   литература»,   «Искусство», «Семейные праздники», «Климат и географическое положение России», «Мой родной край». Учащиеся делают проекты о великих художниках и писателях России.   Большую   роль   в   патриотическом   воспитании   школьников   играет использование краеведческого материала. Учащиеся изучают и рассказывают о достопримечательностях России и родного края, составляют приглашения иностранным друзьям в свой город, организовывают виртуальные экскурсии по городу, рассказывают о достопримечательностях своего города.  Целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому   общению.   Учащиеся   приобщаются   к   культуре   стран   изучаемых языков,   расширяют   знания   о   культурном   наследии   родной   страны,   что позволяет принимать активное участие в диалоге культур. Вряд ли можно воспитать патриотизм, чтением и пересказами текстов и т.п. Нужно, чтобы ученик на каждом шагу осознал важность значения культуры и истории своего края и страны.Литература:  1.   Учебники   для   общеобразовательных   организаций   //   Ваулина   Ю.Е., Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс(Английский в фокусе) 2.   .Е.И.Пассов.   Урок   иностранного   языка   в   средней   школе   //   М.: Просвещение, 1988.­223.с. 3.   Полат   Е.С.   Метод   проектов   на   уроках   иностранного языка.//Иностранные языки в школе. 2000, №2,3. 4.  О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке английского языка. 5.   Федеральный   государственный   стандарт   начального   общего образования/М­во   образования   и   науки   Рос.Федерации   //   М.:Просвещение, 2010(Стандарты второго поколения)