В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания учащихся и некоторые приемы и формы проведения занятий на уроках английского языка.
Ключевые слова: патриотизм, урок английского языка, чувство патриотизма, история и культура, Родина. Среди множества учебных дисциплин предмет « английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Киркитадзе С.А., Ханыченкова Г.Р.*
Воспитание патриотизма на уроках иностранного языка
*Киркитадзе Светлана Александровна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №8 (Бирск, Россия)
*Ханыченкова Гульнара Рафаилевна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №8 (Бирск, Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы патриотического
воспитания учащихся и некоторые приемы и формы проведения занятий на
уроках английского языка.
Ключевые слова: патриотизм, урок английского языка, чувство
патриотизма, история и культура, Родина.
Патриотическое воспитание –
это неотъемлемая составляющая
гармонично развитой личности.
Патриотизм. Что это такое? В современном мире, где мы живем, патриотизм
немодное слово, иными словами, быть патриотом сейчас не модно.
Потеря жизненных ориентиров, отсутствие целей, замена семейных ценностей
алкоголизмом и наркоманией, попкультурой так называемых «звезд» все это
работает против нашей жизни.
Перед детьми стоят вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл нашей жизни?».
Ответить на эти вопросы должны помочь взрослые: родители и учителя.
На чем основывается патриотизм? На любви к родителям, друзьям,
родному городу, деревне, улице, на которой живем, дому, семье. Любовь к
Родине начинается с семьи, друзей, родного края. Просто необходимо
прививать подрастающему поколению чувство гордости за культуру России,
ее достижения и успехи. Все это очень сложно сделать в условиях
современного мира, где идет «очернение» и принижение достижений нашейстраны, принижается и вытесняется важнейшая роль СССР во Второй
мировой войне.
Обидно за наших отцов и дедов. Важно помнить о подвигах наших
прадедов, воспитывать у учащихся стремление встать на защиту интересов
Родины.
Е.И. Пассов в своей книге «Урок иностранного языка в средней школе»
отметил, что «одной из основных забот школы является патриотическое
воспитание учащихся. Оно включает в себя: воспитание идейной
убежденности и политической сознательности, развитие общественной
активности. » В связи с этим, какие материалы (тексты, темы и т.п.) должны
использоваться на уроке? Это рассказы о Родине и ее истории, о лучших
людях, о беззаветном героизме советских людей в годы войны, о природе,
музеях, музыке, литературе.
Среди множества учебных дисциплин предмет « английский язык»
занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его
изучения учащиеся приобретают умения и навыки пользоваться чужим языком
как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие
возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому
способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к
изучению быта, обычаев, традиций и прежде всего, языка другого народа.
Темы в УМК Ваулиной Ю.Е., Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс
(Английский в фокусе), над которыми мы работаем на уроках иностранного
языка, самые разнообразные. И очень важно, чтобы ученик ощущал уважение
учителя к народу, убеждался в глубоком знании учителем страны, ее истории,
ее места в мире. Особенно это должно проявляться при сравнении образа
жизни у нас и за рубежом. В младших и средних классах изучаются такие
темы как «Мой дом», «Моя семья», «Мои любимые праздники», «Моя
любимая еда», «Моя одежда», «Город и село» и т.д.Учащиеся рассказывают о своем доме, семье, предпочтениях в еде,
представляют проекты
изучают прошлое своей семьи,
одежде,
генеалогических деревьев «My family tree», рассказывают о национальных
блюдах своей страны.
Также, на уроках мы проводим сопоставительный анализ пословиц и
поговорок на русском и английских языках:
«East or west, home is best» «В гостях хорошо, а дома лучше»,
«There is no place like home» – «Дома и стены помогают».
Все это имеет большое значение в формировании патриотического
воспитания. В старших классах учащиеся рассказывают о людях нашей
страны, которыми можно гордиться. Проект называется «Men of honour».
Также мы работаем над темами «Культура и литература», «Искусство»,
«Семейные праздники», «Климат и географическое положение России», «Мой
родной край». Учащиеся делают проекты о великих художниках и писателях
России. Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет
использование краеведческого материала. Учащиеся изучают и рассказывают
о достопримечательностях России и родного края, составляют приглашения
иностранным друзьям в свой город, организовывают виртуальные экскурсии
по городу, рассказывают о достопримечательностях своего города.
Целью обучения иностранному языку в школе является формирование
межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к
речевому общению. Учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемых
языков, расширяют знания о культурном наследии родной страны, что
позволяет принимать активное участие в диалоге культур. Вряд ли можно
воспитать патриотизм, чтением и пересказами текстов и т.п. Нужно, чтобы
ученик на каждом шагу осознал важность значения культуры и истории своего
края и страны.Литература:
1. Учебники для общеобразовательных организаций // Ваулина Ю.Е.,
Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс(Английский в фокусе)
2. .Е.И.Пассов. Урок иностранного языка в средней школе // М.:
Просвещение, 1988.223.с.
3.
Полат Е.С.
Метод проектов на уроках иностранного
языка.//Иностранные языки в школе. 2000, №2,3.
4. О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке английского языка.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего
образования/Мво образования и науки Рос.Федерации // М.:Просвещение,
2010(Стандарты второго поколения)