Государственное автономное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
(ГАПОУ НСО «НКАиДХ»)
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
______________ Рыкова О.А.
«___» ______________2019г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Болучевских Г.Н.
воспитателя «НКАиДХ»
2019 – 2020 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы |
«Мы за здоровый образ жизни» |
Основания для разработки |
Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в общежитии обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые процессы во всех сферах деятельности. |
Цель программы |
Цель программы: 1. Формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни. 2. Развивать у обучающихся навыки организации здорового образа жизни. 3. Создать наиболее благоприятные условия для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни, как одному из главных путей в достижении успеха. |
Задачи программы |
1. Формирование ответственности за собственное здоровье 2. Популяризация преимущества здорового образа жизни через спортивно – оздоровительные мероприятия, проводимые в общежитии 3. Организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся по формированию здорового образа жизни 4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам 5. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом |
Структура программы
|
1-й раздел: «Здоровый коллектив – путь к здоровью» 2-й раздел: «Жизнь без вредных привычек» 3-й раздел: «Со спортом дружить – здоровым быть» |
Сроки реализации |
сентябрь 2019 г. – июнь 2020 г. |
Исполнители программы |
Воспитатели общежития, социальные педагоги, психолог, обучающиеся |
Разработчик программы |
Болучевских Г.Н. – воспитатель общежития. |
Пояснительная записка
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространения наркомании, алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития обучающихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством причин, а также образом жизни.
Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в общежитии обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые процессы во всех сферах деятельности.
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современные учебные заведения должны не только давать обучающимся определённый объём знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому студенту возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.
По данным социологических исследований гармоничности образа жизни, проведенных среди обучающихся:
- имеют осознанное отношение к собственному здоровью, ведут здоровый образ жизни, самостоятельно овладевают практическими навыками по сохранению собственного здоровья всего 22 % опрошенных;
- частично понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и ведения здорового образа жизни – 52% опрошенных;
- отсутствует понимание ценности и значимости здоровья у 26% опрошенных, они ведут образ жизни, способствующий развитию болезней. Вот почему так важно вести профилактическую работу с обучающимися и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю, наркотикам. Решение этой проблемы является важным звеном в воспитательной работе с, обучающимися, проживающими в общежитии.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно-досуговых и спортивно - оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно - развитой, творческой, нравственно и физически – здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющий ориентироваться в социокультурных условиях.
Здоровье является базовой потребностью человека. У подростков оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
От здоровья и жизнерадостности наших детей зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья подростков. Оно достигается высоким уровнем душевного комфорта, а для его формирования, необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами.
Безусловно, любое общество и в любую эпоху нуждалось и будет нуждаться в физически совершенных и развитых людях. Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, правильного питания, закаливания были заложены русским народом, учёными, врачами, интеллигенцией. Давно доказано, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни – не навреди, не употребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Основные принципы программы:
Ø Гуманизация и демократизация (создание комфортной среды для самореализации каждого обучающегося )
Ø Научность (внедрение современных здоровьесберегающих технологий)
Ø Участие ( непосредственное участие обучающихся в реализации этой программы)
Ø Соответствие целям и задачам Программы развития воспитательной деятельности в «НКА и ДХ» на 2019-2020 годы, направленной на создание воспитательной системы, формирующей ключевые компетенции, в основе которой лежит интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования при условии развития самоуправления обучающихся.
Нормативно-правовая документация.
- «Стратегия государственной молодежной политики до 2020 г.»
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025г.
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта»
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
- Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ст. 17, 20, 24).
- Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. (п. 2.2; 5.5).
1-й раздел
«Здоровый коллектив – путь к здоровью»
Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное стремление каждого, а формирование и сохранение и укрепление здоровья детей было и остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Поскольку большую часть времени подростки проводят в техникуме и в общежитии, то именно учебное заведение должно стать местом для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в воспитании и образовании. Ведущей целью становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности и её главного потенциала – здоровья! Задача воспитателей состоит не только в том, чтобы сохранять и укреплять здоровье воспитанников, но и учить тому, как использовать потенциал каждого мероприятия и вовлекать самих подростков в здраво-творческую деятельность.
В подростковый период отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой разнообразной творческой деятельности, поэтому необходимы мероприятия по созданию условий для психолого-педагогической поддержки воспитательного процесса, направленного на сохранения здоровья.
В современных условиях уровень культуры общества не мыслим без культуры здоровья, т.к. она является частью культуры общества. С первых дней нахождения в студенческом общежитии подростка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, результатом которой должна быть личная культура здоровья, опирающаяся на систему ценностных ориентаций.
Цель: Формирование культуры здоровья обучающихся, проживающих в общежитии, посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды.
Задачи:
Формирование у обучающихся через цикл внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека, о здоровом образе жизни.
§ Создание здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
§ Пропаганда здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты:
ü Понимают сущность понятия «ЗДОРОВЬЕ»;
ü Знают и соблюдают правила рационального питания;
ü Знают факторы, оказывающие влияние на жизнь и здоровье людей;
ü Понимают значение гигиенических процедур, соблюдают правила гигиены;
ü Снижение заболеваемости обучающихся.
Мероприятия по разделу
«Здоровый коллектив – путь к здоровью»
№ п.п. |
Мероприятия
|
Срок исполнения |
Ответствен- ные |
1. |
Изучение личных дел обучающихся, заселённых в общежитие. |
1-5 сентября 2019 |
Воспитатели |
2. |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их жизненных навыков (трудолюбия, одарённости, увлечений, склонностей и интересов, взаимоотношений между сверстниками, педагогами, родителями). Беседы Анкетирование Наблюдение |
В течение года |
Воспитатели |
3 3. |
Мониторинг здоровья, проживающих в общежитии. Изучение медицинских карточек |
Сентябрь - октябрь 2019 |
Воспитатели Медработник |
4. |
Организация профилактических осмотров состояния здоровья студентов. Медосмотр |
Сентябрь 2014, По графику и по мере необходимости |
Медработник |
5. |
Выявление обучающихся из «группы риска» Беседы Тестирование Наблюдение |
В течение года |
Воспитатели |
6. |
Проведение индивидуальных и групповых бесед по организации проживания: · режим дня; · противопожарная безопасность; · санитарные правила; · культура общения; · личная гигиена; · групповые и индивидуальные беседы; мероприятия, направленные на оздоровление личности. |
В течение года |
Воспитатели |
7. |
Выборы совета общежития. Организация работы комиссий по самоуправлению Собрание |
Сентябрь 2019 |
Воспитатели |
8. |
Профилактика конфликтности в подростковой среде» |
Октябрь 2019 |
Воспитатели |
9. |
Вовлечение проживающих студентов в кружки и секции Беседы Информирование о графике работы кружков и секций |
В течение года |
Воспитатели
|
10. |
Контроль за посещаемостью кружков и секций |
В течение года |
Воспитатели |
11. |
Тренинг «Как прекрасен этот мир» (проблемы суицидального поведения) |
Январь 2020 |
Воспитатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й раздел
«Жизнь без вредных привычек»
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, которые связанны со здоровьем подростков, такие как, курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и психоактивных веществ. Эти явления, получившие название «вредные привычки», широко распространены сегодня в молодёжной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Сегодня самыми распространёнными вредными привычками можно назвать курение, алкоголизм и наркоманию. При этом первые две в большинстве своём формируются ещё в школе. Это является большой проблемой для нашего общества, так как влияние сигарет и алкоголя может нанести непоправимый ущерб ещё не сформировавшемуся организму.
Современные подростки стараются выглядеть более взрослыми и следовать моде. И самой большой проблемой того, что вредные привычки так распространены, являются именно эти факторы. Подростки хотят за счёт этого самовыразиться и не отставать от других. Поэтому они начинают пить и курить, тем самым повышая свою самооценку.
В борьбе за здоровый образ жизни подростков главным является донести до них то, что курение и алкоголизм не являются хорошим средством для самовыражения. Эти вредные привычки не смогут сделать их более взрослыми и модным, но способны нанести большой вред здоровью. Поэтому вредные привычки должны не только пресекаться, но и иметь обоснованные причины их запрета.
При профилактике вредных привычек воспитатели общежития учитывают принципы, определённые в Концепции Комплексной активной профилактики:
· взаимодействие органов и учреждений,
· дифференцированность профилактических подходов (по возрасту,
по степени вовлечённости, по степени наличия факторов риска),
· аксиологичность (формирование представлений о здоровом образе
жизни, законопослушности),
· непрерывность.
Цель: Создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Задачи:
§ Профилактика и предупреждение вредных привычек и злоупотребления ПАВ.
§ Оказание социально- психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.
§ Развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание здорового образа жизни.
§ Выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению ПАВ, алкоголю, наркотикам.
§ Формирование нравственно-моральных качеств.
§ Повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ.
§ Формирование чувства ответственности за своѐ здоровье.Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам, ПАВ.
Предполагаемый результат:
ü Знают правила социального поведения;
ü Знают о вредном влиянии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков, ПАВ;
ü Критически относятся к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ, ПАВ;
ü Проявляют инициативу в проведении профилактических мероприятий в общежитии
Мероприятия по разделу « Жизнь без вредных привычек»
№ п.п. |
Мероприятия |
Срок ис-полнения |
Ответственные |
1. |
«Остановись, подумай, выбери» |
сентябрь |
Воспитатели |
2. |
«Безопасность в глобальной сети» |
октябрь |
Воспитатели |
3. |
«Суд над сигаретой», акция «Сломай сигарету» |
ноябрь |
Воспитатели |
4. |
Видеолекторий ко Дню борьбы со СПИДом. Акция «Красная лента» |
декабрь |
Воспитатели |
5. |
Акция «Здоровье молодежи – богатство России» |
март |
Воспитатели |
6. |
Акция «Белая ромашка» (ко Дню борьбы с туберкулезом) |
март |
Воспитатели |
7. |
Всемирный день здоровья: акция «Мы за ЗОЖ» |
апрель |
Воспитатели |
8. |
Всемирный день без табака: акция «Силу воли воспитать – сигарете отказать» |
май |
Воспитатели |
9. |
Видеофильм о последствиях употребления наркотиков. Акция «НЕТ наркотикам» |
июнь |
Воспитатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 раздел
« Со спортом дружить – здоровым быть»
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Именно поэтому обучающихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Одной из главных задач учебных заведений является укрепление здоровья и правильное физическое развитие обучающихся. С этой целью используются различные формы: уроки физической культуры, спортивные секции, подвижные игры на воздухе и в спортзале, час здоровья и т.д. Задача учебного предмета физическая культура – формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Но полностью и качественно решить задачи физического воспитания только за счёт уроков крайне сложно, поэтому мы широко используем внеурочную, физкультурно-оздоровительную спортивную работу
Цель: Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт обучающихся, проживающих в общежитии.
Задачи:
§ Пропаганда ЗОЖ.
§ Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
§ Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
§ Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
§ Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
§ Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
§ Снижение уровня заболеваемости учащихся.
§ Создание системы взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Предполагаемый результат:
Ø Понимают роль физических занятий и спорта для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера;
Ø Посещают кружки и секции спортивной направленности;
Ø Участвуют во всех спортивных мероприятиях общежития;
Ø Владеют элементами какого-либо вида спорта.
Мероприятия по разделу «Со спортом дружить – здоровым быть»
№ п.п. |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Турнир по футболу |
сентябрь |
Воспитатели |
2. |
Соревнование по настольному теннису |
октябрь |
Воспитатели |
3. |
Шахматный турнир |
ноябрь |
Воспитатели |
4. |
Купание в проруби |
январь |
Воспитатели |
5. |
Зарница |
февраль |
Воспитатели |
6. |
Соревнование по волейболу |
февраль |
Воспитатели |
7. |
Утренняя пробежка |
март |
Воспитатели |
8. |
Спортивное состязание в тренажерном зале |
апрель |
Воспитатели |
9. |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе |
апрель |
Воспитатели |
10. |
Зарядка на свежем воздухе |
май |
Воспитатели |
|
Игры на спортивной площадке (футбол, баскетбол) |
май, июнь |
Воспитатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.