Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"
Оценка 4.8

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
doc
воспитательная работа
Детсад
11.03.2019
Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"
В данной работе проведён теоретический анализ различных форм работы, сотрудничества с родителями воспитанников, направленных на приобщение детей к труду, что способствует активизации процесса трудового воспитания детей в семье. Также выявлено, при каких условиях, созданных в ДОУ, будет возможно активизировать родителей в процессе приобщения детей к труду.
Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников.doc
Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников ВВЕДЕНИЕ Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными   институтами,   так   как   именно   в   семье   формируется   и развивается   личность   ребёнка,   происходит   овладение   им   социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьёй   человек   ощущает   на   протяжении   всей   своей   жизни.   В   семье закладываются   основы   нравственности   человека,   формируются   нормы поведения,   раскрывается   внутренний   мир   и   индивидуальные   качества личности.  В   условиях   научно­технического   прогресса     и   перехода   экономики нашего   государства   на   рыночные   отношения,   выбор   сферы   трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы, где принимают на работу людей квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. В   этой   ситуации   очень   важной   и   актуальной   на   сегодняшний   день задачей, является трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду  и семье. То  есть  воспитание   у  детей  трудолюбия, желания  работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приученные к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием. Воспитание   является   одной   из   важнейших   составляющих образовательного   процесса.   В   соответствии   с   Федеральным   законом   «Об образовании   в   Российской   Федерации»   воспитание   рассматривается,   как целенаправленная   деятельность,   ориентированная   на   создание   условий   для формирования нравственно – трудовой личности. В   Федеральном   законе   «Об   образовании   в   Российской   Федерации» говорится,   что   "государственная   политика   направлена   на   интеграцию личности, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, любви к семье. Формирования человека и гражданина, интегрированного в современное   ему   общество   и   нацеленного   на   совершенствование   этого общества. В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально­коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.   Для   детей   дошкольного   возраста   ряд   видов   деятельности реализовывается   в   самообслуживании   и   элементарном   бытовом   труде   (в помещении   и   на   улице,   конструирование   из   разного   материала,   включая конструкторы,   модули,   бумагу,   природный   и   иной   материал.   В.   А. Сухомлинский   глубоко   верил   в   облагораживающую   силу   труда:   «Если ребенок  вложил   частицу  своей   души   в  труд  людей   и  нашел   в  этом   труде личную   радость,   он   уже   не   сможет   стать   злым,   не   добрым   человеком». Подчеркивая   роль   трудового   воспитания,   К.   Д.   Ушинский   писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Согласуя   свои   действия   с   родителями,   детский   сад   как   специально   осуществляющее   функции   дошкольного организованное   учреждение, образования,   старается   сотрудничать   и   учитывать   традиции   домашних условий воспитания.  Воспитатели и родители должны быть союзниками в воспитании ребёнка. В  «Педагогическом   словаре»   Г.М.  Коджаспировой   и   А.  Ю.  Коджаспирова термин   сотрудничество   в   обучении   рассматривается   как   совместная взаимосвязанная   деятельность   учащихся   и   учителей   построенная   на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностных   целей,   как   учениками,   так   и   учителями.   Отсюда   следует,   что сотрудничество   воспитателей   и   родителей   –   важный   шаг   на   пути развития   личности   ребёнка,   построенных   на   демократических принципах,   где   происходит   личностное   взаимодействие   воспитателя   и родителя. Наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи, имеются и недостатки. По­моему мнению, самыми распространенными являются следующие причины: ­ воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; ­   содержание   педагогического   просвещения   родителей   недостаточно дифференцированно,   при   выборе   методов   сотрудничества   воспитатели   не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; ­ чаще всего в практике используются коллективные формы работы с семьёй. Отмечу, что возникают сложности активизации родителей для участия в жизни детей группы. Основная причина в том, что педагоги не используют совсем   или   недостаточно   используют   положительный   опыт   семейного воспитания.   Отсутствие   сформированных   у   воспитателей   умений анализировать   уровень   педагогической   культуры   родителей,   особенности воспитания   детей   не   позволяет   в   соответствии   с   этим   проектировать педагогическую   деятельность.   Не   всегда   целенаправленно   осуществляется подготовка   родителей   к   собраниям,   консультациям,   беседам   и   др.   У отдельных,   особенно   молодых,   воспитателей   недостаточно   развиты коммуникативные умения. Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое   звено   в   системе   мер,   направленных   на   повышение   их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода   воспитателей   детского  сада   к   родителям   необходимо  соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:  ­   взаимное   доверие   во   взаимоотношениях   между   педагогами   и родителями;  ­ соблюдение чувства такта, отзывчивости по отношению к родителям;  ­  учёт   своеобразия   условий   жизни  каждой  семьи,  возраста   родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;  ­сочетание   индивидуального   подхода   к   каждой   семье   с   организацией работы со всеми родителями группы;  ­ взаимосвязь разных форм работы с родителями;  ­ системный подход в организации работы с родителями.  Эффективность   работы   с   родителями   во   многом   зависит   и   от психологического   настроя,   который   возникает   в   процессе   повседневных контактов   между   педагогами   и   родителями.   Этот   настрой   определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей.  Коллектив каждого детского сада стремиться к тому, чтобы родители стали   его   единомышленниками   и   друзьями.   Иногда   родители   довольно скептически воспринимают педагогическую деятельность. Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его   Создание   единого   пространства   развития   ребёнка эффективность. невозможно,   если   педагоги   и   родители   будут   оставаться   в   неведении относительно планов друг друга. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ  Педагогические основы семейного и общественного воспитания Анализ   нормативно­правовых   документов,   учебно­методической   и научно­методической литературы  по  проблеме  организации  сотрудничества дошкольного учреждения и семьи показал, что в последние годы наметились новые,   перспективные   формы   сотрудничества,   которые   предполагают подключение   родителей   к   активному   участию   педагогического   процесса детского сада.  После   1917   года   все   детские   сады   в   нашей   стране   стали организованными,   общественными,   с   чёткой   централизацией   всей   системы воспитания. Семья рассматривается не как субъект сотрудничества, а, скорей, как объект воздействия.  Изучая литературу, мы видим, что со дня открытия первого детского сада в России   вопрос об общественном или семейном воспитании, в каких отношениях   должны   находиться   детский   сад   и   семья   был   открытым   и   Крупская   положительно   отзывалась   о дискуссионным.   Так   Н.К. «обобществлении» дошкольников. Семье она противопоставляла  идеальный детский сад. Точка зрения Эллен Кей (шведская писательница, общественный деятель, педагог) противоположная, она отстаивала семейное воспитание и критиковала системы детских садов.  Общественное воспитание ориентированно на те же цели и задачи, что и государственные,   а   семейное   воспитание   подчинено   государственной политике. Таким образом, семья постепенно отлучается от ответственности за своих детей, отстраняется от воспитания, теряет семейные традиции. Семейное   воспитание   даёт   «первичную   подготовку   к   жизни», воспитывает ребёнка на семейных традициях, опыте. В семейном воспитании ребёнка   участие   принимают   все   члены   семьи   и   поэтому   надо   выработать единые   требования,   чтоб   они   не   были   противоречивыми,     положительно влияли на психику ребёнка и его поведение.  Существует     несколько   типов   семей.   Первый   тип   семьи.   Решения   в подобной семье у мужа и жены принимаются сообща и носят компромиссный характер.  Во втором типе  семьи ведущую роль играет муж. Роль женщины второстепенна, на ней лежит бремя женских обязанностей. В третьем типе семьи решающую роль играет жена. В четвёртом типе семьи роли супругов распределены   равномерно   и   решения   принимаются   не   на   основании компромисса, а на основании согласия. Идею взаимодействия семейного воспитания и общественного развивал в своих работах Сухомлинский В.А., он подчёркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены, в том случае, если между воспитателями    и родителями  установлены отношения доверия и сотрудничества. Более   глубокие   изменения   во   взаимодействии   семьи   и   дошкольного учреждения   произошли   в   90­е   годы   прошлого   века.   Это   было   связано   с реформой   образования,   которая   отразилась   на   системе   дошкольного воспитания.  Принятые нововведения в законе РФ «Об образовании» способствовали признанию положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия дошкольного учреждения с ней. В этом документе, в отличие от других документов предыдущих лет уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средств педагогического воздействия на ребёнка   превращается   в   его   цель.   Воспитатели   получают   возможность самостоятельно   организовывать   педагогический   процесс,   использовать   всё многообразие   форм,   определять   свой   стиль,   свои   направления   в   работе   с детьми и родителями.  Задача   детского   сада   «повернуться»   лицом   к   семье,   оказать   ей ненавязчивую педагогическую помощь, привлечь семью на  сотрудничество в плане единых подходах в воспитании ребёнка. Так,   Метенова   рассматривает   нетрадиционные   методики   проведения родительских   собраний   в   детском   саду,   позволяющие   резко   повысить эффективность работы с родителями. В помощь воспитателям она выпускает брошюры с конспектами ряда родительских собраний на актуальные темы по каждой группе. Надежда Михайловна отмечает, что с 1995г. в детских садах Ярославской   области   используется   нетрадиционная   методика   проведения родительских собраний, которая увеличила явку, активизировала родителей на решение проблем воспитания.  Д.Б.Филонов разработал методику «Пошаговая технология продвижения к   контакту   и   взаимопониманию   с   родителями».   Суть   её   заключается   в следующем:   доверительное   общение   не   может   быть   навязано,   оно   должно   процесс возникнуть   как   естественное   желание   другой   стороны, контактирования   происходит   в   своём   развитии   определённые   этапы.   Эта методика   позволяет   преодолеть   начальную   настороженность   родителей   к сотрудничеству с педагогами.  Кузьмина   Т.С.,   старший   воспитатель   ДОУ   №17   г.   Новодвинска разработала программу «Сотрудничество» (2005 г.), которая направлена на создание   единого   пространства   «ДОУ   ­   семья».   Три   блока   структуры программы объединяют и рассматривают каждого участника (педагогический   дети)   в   качестве   равноправного   субъекта коллектив,   родители, педагогического процесса. Это является успешным включением родителей в учебно­воспитательный   процесс   как   равноправных   и   равноответственных партнёров. В программе «Сотрудничество» выделено семь принципов, а также предусмотрены нетрадиционные методы и формы работы с родителями.  В   современных   условиях   невозможно   эффективно   решать   вопросы образования   дошкольников   без   сотрудничества   семьи   и   воспитателей детского   сада.   Должен   произойти   педагогический   альянс   сотрудничества. Детский сад становится особым социально­культурным учреждением, общим пространством жизнедеятельности детей и взрослых. Формирование нового типа   взаимодействия   детского   сада   и   семьи,   которое   характеризуется доверительными отношениями педагогов с родителями, включение родителей в   образовательный   процесс   как   полноправных   партнёров,   развитие   у   них понимания и важности их роли в жизни ребёнка.  Современный   детский   сад   помогает   благополучной   семье   и   в   чем­то заменяет   ребенку   семью   проблематичную.   Он   обучает   и   консультирует родителей,   передает   традиции   и   воспитывает   человека   будущего.   С   этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.  Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход   в   работе   с   семьей.   Главная   тенденция   –   обучать   родителей самостоятельному   решению   жизненных   задач.   И   это   требует   от   педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют   свои   психологические   особенности,   возрастные   и   индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог,   и   родители   хотят   видеть   ребенка   трудолюбивым,   обладающим навыками   доступного   труда,   с   уважением   относящимся   к   труду   людей, проявляющим   бережное   отношение   к   результатам   труда,   оказывающим помощь взрослым в семье. Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и   укрепление   физического   и   психического   здоровья   воспитанников,   их творческое   и   интеллектуальное   развитие,   обеспечение   условий   для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь. На   современном   этапе,   когда   дошкольное   образование   переходит   на новую   модель   образования   детей,   зачастую   можно   встретить   негативную реакцию   со   стороны   родителей   по   отношению   к   современным   условиям содержания детей  в  детском  саду, чтобы не  допустить  распространения и усиления   негативных   реакций,   педагогам   дошкольных   учреждений необходимо   выстроить   эффективное   взаимодействие   с   родителями воспитанников. Показателями   эффективности   взаимодействия   ДОУ   и   семьи   можно считать: 1. Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. 2.   Повышение   активности   родителей   на   уровне   не   только   общения   с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ. 3.   Увеличение   количества   посещений   родителями   педагогических мероприятий просветительского характера. 4.   Возникновение   конструктивных   дискуссий   между   участниками педагогического процесса. 5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания. 6.   Повышение   авторитета   педагога   и   других   работников   ДОУ, возникновение   доверительных   отношений   между   родителями   и воспитателями. 7.   Снижение   количества   претензий   и   агрессивности   родителей   и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций. 8.   Солидарность   и   оптимизм   родителей;   ощущение   ими   своей   через   осознание   взаимопонимания, ответственности,   защищенности, действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка. В нашем же дошкольном учреждении в последние годы стало очевидно изменение   приоритетов   родителей   воспитанников   старшей   и подготовительной   группы   с   позиции   наблюдателей   к   позиции   активного совместного   взаимодействия.   Конечно   не   все,   но   большинство   родителей стали   проявлять   повышенный   интерес   к   жизни   ребенка   в   детском   саду;   к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось   желание   включиться   в   образовательный   процесс   и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка. Для   того   чтобы   привлечь   родителей   воспитанников   к   совместному взаимодействию, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, педагогическим   сообществом   ДОУ   использовались   следующие   формы взаимодействия с семьями воспитанников: *   изучение   запросов   и   возможностей   родителей   воспитанников (анкетирование,   опросы,   беседы),   обобщение   и   анализ   полученной информации; * презентация родителям достижений воспитанников ДОУ; *   размещение   на   информационных   стендах   пригласительных   для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ;  *   проведение   родительских   собраний   с   включением   открытых просмотров; *   информирование   родителей   воспитанников   о   ходе   образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях   ДОУ,   района,   города;   проектной   деятельности;   к   участию   в подготовке праздников и утренников; к посещению музея и библиотеки . * проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности; * размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах; *   привлечение   родителей   воспитанников   к   участию   в   конкурсах   на детских праздниках, утренниках, концертах; *   участие   родителей   воспитанников   в   презентации   проектов воспитанников ДОУ; *   оформление   фотоматериалов   по   проведенным   мероприятиям   и размещение их на стендах в холле ДОУ; *   награждение   участников   совместных   мероприятий   грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами. Индивидуальные   беседы   и   консультации   проходят   по   интересующим вопросам родителей, а посещение на дому даёт возможность познакомиться с условиями   быта,   привычками   и   традициями   семьи,   тем   самым   вместе (воспитатель   и   родители)   выработать   единые   требования,   которые положительно   влияют   на   психику   и   поведение   ребёнку.   К   новым индивидуальным формам работы можно отнести портфолио ребёнка, семьи. Привлечение   родителей   к   участию   в   детских   утренниках,   праздниках, занятиях и давать оценку прошедшему мероприятию. Основные   задачи   и   принципы   взаимодействия   воспитателя   с родителями. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:  ­ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  ­ объединить усилия для развития и воспитания детей;  ­   создать   атмосферу   взаимопонимания,   общности   интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  ­ активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;  ­   поддерживать   их   уверенность   в   собственных   педагогических возможностях.  ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:  ­ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями  ­   Позитивный   настрой   на   общение   является   тем   самым   прочным фундаментом,   на   котором   строится   вся   работа   педагогов   группы   с родителями.  В   общении   воспитателя   с   родителями   неуместны   категоричность, требовательный   тон.   Ведь   любая   прекрасно   выстроенная   администрацией детского   сада   модель   взаимодействия   с   семьей   останется   «моделью   на бумаге»,   если   воспитатель   не   выработает   для   себя   конкретных   форм корректного   обращения   с   родителями.   Педагог   общается   с   родителями ежедневно,   и   именно   от   него   зависит,   каким   будет   отношение   семьи   к детскому   саду   в   целом.   Ежедневное   доброжелательное   взаимодействие педагогов   с   родителями   значит   гораздо   больше,   чем   отдельное   хорошо проведенное мероприятие.  ­ Индивидуальный подход. ­ Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,   общаясь   с   родителями,   должен   чувствовать   ситуацию, настроение   мамы   или   папы.   Здесь   и   пригодится   человеческое   и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.  ­ Сотрудничество, а не наставничество. Современные   мамы   и   папы   в   большинстве   своем   люди   грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных   детей.   Поэтому   позиция   наставления   и   простой   пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки   демонстрация семьи   в   сложных   педагогических   ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.  ­ Готовимся серьезно. Любое,   даже   самое   небольшое   мероприятие   по   работе   с   родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе ­ качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое,   плохо   подготовленное   родительское   собрание   или   семинар   могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.  ­ Динамичность. Детский   сад   сегодня   должен   находиться   в   режиме   развития,   а   не функционирования,   представлять   собой   мобильную   систему,   быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности   и   воспитательные   запросы.   В   зависимости   от   этого   должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Таким   образом,   совместная   работа   педагогов   с   родителями воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которой родители   имеют   возможность   взаимодействовать   со   своими   детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть   возможности   своих   детей,   расширять   и   совершенствовать   свои педагогические   возможности   помогла   создать   в   детском   саду   атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия. Приобщение детей к труду (задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста) Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно   объединить   в   несколько   групп.   Первая   группа   включает   задачи воспитания   положительного   отношения   к   труду   взрослых,   стремления оказывать   им   посильную   помощь,  заинтересованность   в   результатах   труда. При   этом   у   детей   формируются   представления   о   необходимости   труда   в жизни, об отношении взрослых к труду. Вторую группу составляют задачи, направленные   на   формирование   трудовых   навыков   и   их   дальнейшее   постепенное   расширение   содержания   трудовой совершенствование, деятельности,   а   также   овладение   умениями   работать   аккуратно,   ловко,   в достаточно быстром темпе. Третья группа задач направлена на воспитание у детей   некоторых   личностных   качеств:   привычки   к   трудовому   усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы ­ умение готовить заранее все необходимое, убирать на место   инструменты.   К   пятой   группе   относят   задачи   формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда ­ умение работать   согласованно.   Следует   иметь   в   виду,   что   все   намеченные   задачи осуществляются   не   изолированно   друг   от   друга,   а   в   тесной   взаимосвязи. Комплекс   этих   задач   в   педагогическом   процессе   осуществляются одновременно. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно   не   только,  что   и   как   делает   ребенок,  но   и  ради   чего   он   трудится. Мотивы могут быть разные: ­ получить от взрослых положительную оценку своих   действий;   ­   самоутвердиться;   ­вступить   в   общение   со   взрослыми;   ­ принести пользу другим (общественный мотив) По   своему   содержанию   труд   детей   дошкольного   возраста   делится   на четыре вида: ­ Самообслуживание ­ Хозяйственно­ бытовой труд  ­Труд в природе ­ Ручной и художественный труд ­Самообслуживание ­ это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание­раздевание, прием пищи, санитарно­гигиенические процедуры).   Качество   и   осознанность   действий   у   разных   детей   разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех   Содержание   труда   по возрастных   этапах   дошкольного   детства. самообслуживанию   изменяется   на   разных   возрастных   этапах   и   по   мере овладения   детьми   трудовыми   навыками.   Если   ребенок   освоил   умение самостоятельно   одеваться,   его   нужно   приучать   делать   это   аккуратно, красиво,   быстро,   следить   за   своим   внешним   видом,   прической.   У   детей воспитывают  привычку  бережно относиться  к вещам,  не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее. В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: ­ подготовка рабочего места перед началом рисования; ­ уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, уборка постели, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребенок   приобретает   определенную   независимость   от   взрослого,   у   него формируется   чувство   уверенности   в   себе.   Конечно,   даже   в   старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами ­ Хозяйственно­бытовой труд ­ это второй вид труда, который ребенок в дошкольном   возрасте   способен   освоить.   Содержанием   этого   вида   труда являются: ­ труд по уборке помещения; ­ мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы   о   самом   себе,   то   хозяйственно­бытовой   труд   имеет   общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно­бытового труда ребенок может   использовать   и   в   самообслуживании,   и   в   труде   на   общую   пользу. Хозяйственно­бытовой   труд   детей   младших   групп   по   содержанию представляет   собой   помощь   взрослому   в   протирании   мебели,   расстановке игрушек,   стирке   мелких   предметов,   уборке   снега   на   участке,   украшении участка   и   т.   п.   В   процессе   такого   труда   воспитатель   формирует   у   детей умение   сосредоточивать   внимание  на  одном   занятии,  доводить   с  помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала. Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно­бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут   заниматься:   ­   уборкой   групповой   комнаты   (протирать   пыль,   мыть игрушки,   расставлять   легкую   мебель);   ­уборкой   участка   (сгребать   снег, убирать   листья);   ­   принимать   участие   в   приготовлении   пищи   (салатов, винегрета, изделий из теста); ­ в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Постепенно   дети   приобретают   самостоятельность   и   в   этом   виде   труда. Воспитатель   использует   методы   показа,   объяснения,   обсуждения   процесса труда   и   результатов,   оценки,   обучения   отдельным   способам   выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и   т.   п.).   Важно   формировать   у   дошкольников   представление   о   значении хозяйственно­бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой   дом,   может   так   поступать.   Таким   образом,   воспитывается   умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его. ­ В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно   влияет   не   только   на   развитие   трудовых   навыков,   но   и   на воспитание   нравственных   чувств,   закладывает   основы   экологического образования. В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным.   Воспитатель   организует   наблюдения   за   животными   и   при   этом старается   поддерживать   интерес   малышей.  Вместе   со   взрослым   и   под   его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает. Труд в природе имеет свои особенности. Результатом   этого   труда   может   быть   материальный   продукт   (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным   трудом   взрослых.   Труд   в   природе   чаще   всего   имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать   результат   в   виде   всходов,   а   затем   и   плодов.   Эта   особенность помогает   воспитывать   выдержку,   терпение.   Ухаживая   за   животными, выращивая   растения,   ребенок   всегда   имеет   дело   с   живыми   объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого. Труд в природе дает   возможность   одновременно   развивать   познавательные   интересы.   Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых   растений   и   животных,   экспериментируют,   познавая   неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию. ­   Ручной   и   художественный   труд   ­   по   своему   назначению   является трудом,   направленным   на   удовлетворение   эстетических   потребностей человека.   В   его   содержание   входит   изготовление   поделок   из   природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии,   творческих   способностей;   развивает   мелкие   мышцы   рук, способствует   воспитанию   выдержки,   настойчивости,   умению   доводить начатое   до   конца.   Результатами   своего   труда   дети   радуют   других   людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен   в   двух   направлениях:   дети   изготовляют   поделки   и   учатся украшать   своими   изделиями   помещение   группы   к   праздникам,   оформлять выставки   и   т.   п.   Отдельные   элементы   ручного   и   художественного   труда можно   вводить   уже   в   младших   группах.   При   этом   участие   взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Рассмотрим  само  понятие  труд.   В   словаре   русского   языка   Т.Ф. Ефремова дается понятие «труд»: 1.   Целесообразная   деятельность   человека,   работа,   требующая умственного   или   физического   напряжения,   затраты   физической   или умственной энергии. 2.   Рабочая   сила,   мускульная   или   нервная   энергия,   затрачиваемая   на производство чего­либо. 3. Усилие, старание, направленное на достижение чего­либо. 4. Результат деятельности, произведение, создание чего­либо В   полном   объеме   со   всеми   специфическими   компонентами   труд проявляется   в   период   взрослости.   С   трудом   связано   развитие   сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Трудовая   деятельность является   важным   средством   развития личности.   Уже   в   дошкольном   возрасте   развиваются   начальные   формы трудовой   деятельности.   Это   подтверждается   исследованиями   психологов А.В.   Запорожца,   Н.Д.   Левитова,   Е.А.   Климова,   В.И.   Тютюкина,   Д.Б. Эльконина. Как   указывают   психологи,   это   развитие   происходит   в   двух направлениях:  1.   Формирование   предпосылок   трудовой   деятельности,   которые развиваются в разных видах детской деятельности (продуктивной и игровой); в них формируется произвольность поведения, целенаправленность действий, элементы планирования, овладение навыками. 2.   Становление   собственно   трудовой   деятельности,   в   формировании общественных мотивов деятельности. Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании   труд ­ это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.  Трудолюбие   и   способность   к   труду не   дается   от   природы,   но воспитывается с самого раннего детства. Труд, как совместная деятельность дает возможность, проявить заботу  о близком человеке. Труд,   должен   быть   творческим,   потому   что   именно   творческий   труд, делает   человека   богатым   духовно.   Он   развевает   человека   физически.   И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие. Понимая, огромную воспитательную   значимость труда  педагоги в своих работах  уделяли большое внимание данной теме.  В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда   он   входит   в   духовную   жизнь   наших   воспитанников,   дает   радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту   в   окружающем   мир,   пробуждает   первое   гражданское   чувство   – чувство   созидателя   материальных   благ,   без   которых   невозможна   жизнь человека. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Ценность   труда   ребенка   не   в   создании   материальных   благ,   а   в  удовлетворении личных потребностей самого ребенка и близких ему людей. Объективно   оценить   труд   дошкольника   трудно,   но   ребенок   испытывает настоящие трудовые усилия и соответственно оценивает труд. Труд увлекает ребенка,   позволяет   почувствовать   свои   возможности,   испытать   радость   от достигнутых   результатов,   а   совместная   деятельность   объединяет   детей общими   эмоциональными   переживаниями, становлению детского общества.    способствуя   тем   самым Отличительная особенность труда детей является его близость к игре. В современной педагогике разрабатывается  технологический подход к образованию.   Трудовое   воспитание   не   стало   исключением,   существуют педагогические технологии приобщения дошкольника к труду:  Технология   развития   трудовой   активности   у   детей   старшего дошкольного возраста Л.И. Сайгушева;  Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;  Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичурина.  Проанализировав  перечисленные  выше  технологии,   хотелось бы  более подробно   остановиться   на   технологии   вхождения   ребенка   в   реальные трудовые связи М.В. Крухлет. Данная   технология   направлена   на   конструирование   педагогического   ребенка   как   субъекта процесса,   таким   образом,   чтобы   развивать деятельности   и   создать   условия   для   проявления   его   потенциальных возможностей   и   способностей.   Педагогический   процесс   конструируется   на основе методик взаимосвязи трудового воспитания и определяет пошаговое приобщение   воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности. Первый   шаг   –   формирование   знаний   о   предметах   и   труде взрослых. В младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослыми поделок; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями. Второй   шаг   ­     овладение   трудовыми   умениями,   способами самоконтроля  и самооценки. В   младшем   возрасте   это   освоение   процессов   самообслуживания;   в средней   группе   –   освоение   посильных   процессов   хозяйственно­бытового труда; в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке, элементарной починки одежды, приготовлению простейших блюд. Третий   шаг   –   вхождение   ребенка   в   реальные   трудовые   связи   с близкими   для   него   людьми. Для   этого   в   группе   создается   специальная обстановка,   учитывающая   возрастные,   индивидуально­половые   интересы   и В   младшем   возрасте   мотивацию   к склонности   воспитанников. самообслуживанию   стимулируют   привлекательные   дидактические   пособия. Для   детей   старшего   возраста   создаются   уголки   творческого   труда,   где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов и конструктора, а девочки – шить, вышивать. Важно   учитывать   предпочтения   девочек   и   мальчиков  к   разным   видам продуктивной деятельности, для этих целей приемлемо организовать детские мини­мастерские.  В   соответствии   с   данной   технологией   образовательный   процесс конструируется   на   основе   образовательной   ситуации.   Она   предполагает использование   воспитателем   возникшей   в   группе   ситуации   для   решения воспитательно­образовательных   задач   в   тот   момент,   когда   дети   наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному   диалогу   со   взрослым.   В   каждом   отдельном   случае необходимо отмечать детские достижения и успехи.  Данная   педагогическая     технология имеет   методические особенности. Эти особенности мы рассмотрим ниже.  В   младшем   дошкольном   возрасте,   основной   целью   является,   помочь ребенку   заметить   рост   своих   достижений,   ощутить   радость   переживания успеха   в   деятельности   по   самообслуживанию.   На первом   этапе –   это  приобретение   детьми   представлений   о   направленности,   содержании   и структуре   процессов   самообслуживания.   Для   этого   в   арсенале   педагога должны быть различные формы образовательных ситуаций (чтение коротких стихов,   дидактические   игры,   совместная   трудовая   деятельность   и   т.д.)   и методы организации совместной трудовой деятельности ребенка и взрослого (обыгрывание   способа   действий,   показ   и   разъяснение   способов   трудовых действий). На втором   этапе –   актуальным   становится   развитие   проверочных   и оценочных   умений   в   самостоятельной   деятельности   малышей   по самообслуживанию. Формы образовательных ситуаций, которые использует педагог остаются прежними,   а   набор   методов   при   организации   совместной   трудовой деятельности   расширяется   (использование   меток,   объяснение   способа действий,   контроль   и   оценка   детской   деятельности   взрослым,   контроль   и оценка детской деятельности от лица персонажа, совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа). Третий   этап нацелен   на   взаимодействие   воспитателя   и   родителей   по формированию у ребенка позиции субъекта  посильного самообслуживания. На данном этапе применимы   следующие формы работы с родителями, это  разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет», посещение родителями   просмотр   и   обсуждение   родителями   видеоматериалов, группы, представляющих   режимные   моменты   в   ДОУ,   участие   родителей   в диагностике по выявлению детской умелости по самообслуживанию. Основной   целью в   среднем   дошкольном   возрасте   является научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно, от постановки цели до получения результата. Основное условие для достижения поставленной цели – это целостное усвоение ребенком трудового процесса, а средствами для этого будут служить взаимосвязь средств,  трудового воспитания. В работе с детьми   данного   возраста   пополняются   формы   образовательных   ситуаций (занятия   по   трудовому   обучению,   рассматривание   фотографий.   Где представлены основные этапы трудового процесса, игры ­ труд). Расширяется и   методическая   база   при   организации   детской   трудовой   деятельности,  (использование   схем   последовательности   действий   дежурных,   побуждение ребенка   к   поиску   ошибки   при   выполнении   обязанностей   дежурного, привлечение детей к оценке действий  дежурных). В   старшем   возрасте   необходимо   помочь   ребенку   освоить   позицию субъекта в доступных   для него видах   трудовой деятельности. Основными условиями   достижения   цели,   является   оказание   помощи   в   нахождении  ребенком   для   себя   интересного   вида   трудовой   деятельности,  расширение спектра   посильных   для   него   обязанностей,   на   освоение   того   минимума   который   раскрывает социального   опыта   трудовой   деятельности, индивидуальный   творческий   потенциал   и   соответствует   зарождающимся половым предпочтением. Формы образовательных ситуаций включают в себя,  используемые   ранее,   но   добавляются   следующие:   экскурсии,   включение дошкольников   в   наблюдаемые   доступные   трудовые   процессы,   организация занятий   с   подгруппами,   составление   детской   кулинарной   книги.  В   данном возрасте   используемые   методы   таковы:   использование   предметно­ схематических моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей, а также «домашних заданий». Экспресс­диагностика  технологии представляет собой набор:  информационных   методик   и   тестовых   заданий,   позволяющих педагогу   в   повседневной   жизни   диагностировать   реальный   уровень развития ребенка, а также выявлять причины неуспешности;  игровых   проблемных   ситуаций,   требующие   решения   житейской задачи и применения детьми осваиваемого  социального опыта;  специальных   житейских   проблемных   ситуаций,   требующих практического применения умений. Труд   выступает   как   целенаправленная,   социально   обусловленная деятельность человека, основанная на практическом  освоении окружающего мира, преобразование его в соответствии со своими потребностями. К.Д.   Ушинский   говорил   о   труде   дошкольников:   «Труд   ­   важнейшее средство   воспитания,   начиная   с   дошкольного   возраста;   в   процессе складываются   коллективные формируется   личность   ребенка,   взаимоотношения.   Труд   детей   дошкольного   возраста   является   важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и   должен   быть   организован   так,   чтобы   они   научились   понимать   пользу   и необходимость   труда   для   себя   и   для   коллектива.   Относиться   к   работе   с любовью,   видеть   в   ней   радость   –   необходимое   условие   для   проявления творчества личности, ее талантов».   Современная   образовательная   ситуация   определяет   необходимость обновления   подходов   к   приобщению   дошкольников   к   труду   и   в   первую очередь   позиции   взрослого   в   управлении   трудовой   деятельностью   детей, ориентируя   ее   на   построение   субъект   –   субъектного   взаимодействия   с ребенком,   поиск   актуальных   средств   и   методов   организации   труда дошкольников.   В   данной   статье   перечислены   некоторые   технологии приобщения дошкольников к труду и рассмотрена педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи.   Эффективность работы по данной педагогической технологии зависит от знаний  педагогом   концепции и основ данной педагогической технологии, а также от условий, созданных в ДОУ по применению данной педагогической технологии.

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"

Семинар "Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019