Современное воспитательное пространство: классный час как ключевая форма работы
Педагогическая цель – сформулированная систематическая деятельность по развитию личности через формирование качеств и убеждений. Классные руководители, осознавая развитие индивида в контексте социальной среды, организуют разнообразную активность, способствующую адаптации к общественным нормам.
Классный час – одна из ведущих практик фронтального воспитательного процесса (Н.И. Болдырев), представляющая собой специально структурированное мероприятие по формированию ценностных ориентиров и осознания школьниками своего места в мире (Н.Е. Щуркова). Это время интенсивного взаимодействия классного руководителя с коллективом через применение различных форматов, методов и техник (Е.В. Титова).
Классный час выполняет следующие воспитательные функции:
1. Просветительскую – расширение знаний учеников за рамками учебных программ о внутренних и внешнеполитических событиях.
2. Ориентирующую – содействие формированию мировоззрения, выработке приоритетов духовного и материального характера через оценку явлений жизни.
3. Направляющую – интеграция обсуждаемых тем с личным опытом учащихся для глубокого осмысления.
4. Формирующую – развитие критического мышления, умений аргументации и диалога.
Многообразие форм проведения:
- Беседы (эстетические, нравственные)
- Диспуты
- Встречи с экспертами
- Викторины по различным областям знаний
- Клубы интеллектуальных игр и дискуссий
- Игры (КВНы, интерактивные, путешествия)
- Тренинги личностного роста
- Читательские встречи
Современный классный час – это непременно индивидуализированная практика. Технология подготовки включает:
1. Предварительное определение тем в сотрудничестве с учениками и их родителями, используя социологические опросы, метод «недописанного тезиса» или «проблема века».
2. Уточнение темы и генерация творческих решений.
3. Выбор целей, содержания и форм проведения (традиционные, активные, интерактивные).
4. Коллективная подготовка с созданием сценария.
5. Анализ результатов по критериям: личностной значимости для учащихся, психологическому климату, развитию индивидуальности и творческих способностей. Таким образом, классный час становится мощным инструментом воспитания личности через интерактивное взаимодействие в коллективе.
**Использование нетрадиционных форм классных часов**
В современном классе применение активных и интерактивных подходов к организации воспитания становится ключевым фактором формирования личностно значимых навыков у учащихся.
Вот основные особенности вашей методики:
1. **Ролевая деловая игра**: - Позволяет: + Ребятам осознавать социальную роль и важность ценностей семьи.
+ Классному руководителю глубже понять систему семейных отношений, взглядов и приоритетов в коллективе.
2. **Ток-шоу**:
- Сложная по организации, но: + Способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся (умение аргументированно высказывать мнения). + Формирует критическое мышление и умение анализировать социальные явления.
3. **Игры-шоу**:
- Адаптация популярных телевизионных форматов:
+ Улучшают атмосферу в классе, способствуют сплочению коллектива.
+ Развивают интеллектуальную активность и творческое мышление.
4. **Проекты (краткосрочные и долгосрочные)**:
- Преимущества:
+ Приобретение практических навыков планирования, реализации проектов.
+ Развитие самостоятельности, ответственности за результат.
5. **"Откровение"**:
- Уникальная форма классного часа:
+ Способствует укреплению межличностных отношений и взаимопонимания в коллективе.
+ Выявляет ценностные ориентиры учеников, их взгляды на окружающих.
6. **Биклассный час**:
- Сентябрьский классный час:
+ Организация личной тетради для самообразования и самовоспитания стимулирует самостоятельность.
7. **Психологические тренинги**:
- Замещение отсутствия школьной психологической службы:
+ Способствуют адаптации, развитию эмоционального интеллекта.
+ Формируют толерантность и умение понимать других.
8. **Праздники**:
- Организация детьми собственных праздников:
+ Развивает организаторские способности, ответственность за результат.
9. **Экскурсии**:
- Эффективный инструмент воспитания и образования:
+ Расширяет кругозор учащихся о культуре, истории своей страны (интерактивные экскурсии в Эрмитаж, Питергоф).
**Общие выводы:**
- Ваш подход к организации классных часов демонстрирует глубокое понимание психологии детей и воспитательных возможностей нетрадиционных форм работы.
- Применение интерактивных методов способствует развитию ключевых компетенций: коммуникативности, самостоятельности, критического мышления, социальной адаптации. - Создание атмосферы доверия и открытости в классе через различные формы активного взаимодействия положительно сказывается на воспитательном процессе.
Этот опыт показывает высокую профессиональную компетентность классного руководителя и готовность к инновационным подходам в работе с детьми.
**Диспут как средство воспитательного процесса**
Введение диспута в практику работы с учениками имеет глубокий педагогический и психологический подтекст:
1. **Формирование диалектического мышления**:
- Учащиеся осваивают способность анализировать информацию, выявлять противоречия. - Развивается умение видеть проблему в динамике, с разных точек зрения.
2. **Устранение формализма и оживление учебного процесса**:
3. **Развитие коммуникативных навыков**:
- Ученики учатся выражать своё мнение чётко.
- Формат дискуссии стимулирует аргументированное общение.
4. **Критическое мышление и анализ информации**:
5. **Превращение знаний в убеждения**:
- Активная работа с материалом способствует глубокому осознанному усвоению.
**Методика проведения диспута**:
- Выбор темы:
+ Обычная, повторяющаяся проблема
+ Не затрагивает личные интересы отдельных учеников или групп
+ Допускает различные подходы к решению
+ Соответствует интересам и потребностям класса
**Устный журнал**
- Особенности:
- Интерактивная форма представления информации.
- Разнообразие жанров (статьи, интервью, репортажи).
- Способствует развитию навыков публичных выступлений.
**Агитбригада или альтернативная реклама**
- Преимущества:
+ Привитие здорового образа жизни через яркие и запоминающиеся формы.
+ Развивает творческие способности, умение убеждать.
**Общие выводы:**
1. **Создание социума в классе**:
- Классный руководитель как "глава семьи" создает атмосферу доверия и сотрудничества.
2. **Вклад школы в воспитание**:
- Школа дополняет семейное воспитание, формируя социальные навыки.
3. **Роль нетрадиционных форм классных часов**:
- Диспут, устный журнал, агитбригада способствуют:
+ Развитию критического мышления и коммуникативной компетентности.
+ Формированию активной гражданской позиции учащихся.
4. **Педагогическая стратегия**:
- Применение разнообразных форм работы с классом требует высокой профессиональной подготовки, творческого подхода к планированию и организации воспитательного процесса.
Эти формы активного взаимодействия не только обогащают учебный процесс, но и способствуют формированию гармонично развитой личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.