С 1 сентября 2024 г в гимназии были введены внеурочные занятия по профориентации в начальной школе, которые предусматриваются по обновлённому ФГОС НОО.
Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Новшества. Актуальность.
Для учителя:
новый опыт творческого самовыражения;
ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы;
продуманное содержание и методическая система работы;
расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации:
новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы;
обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней;
усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Рабочая программа профриентационного курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.
С чего начать? Где взять программу?
О программе
.
В основе профориентационного
курса лежит идея
раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся
Развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
Реализует психолого-педагогическое и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, технологии.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Особенности работы по программе
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников. Профилактика школьной дезадаптации.
Цели II - IV этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда, психологическая готовность к самоопределению.
Цели курса
Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).
На реализацию рабочей программы курса «Тропинка в профессию» в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
Продолжительность занятий 40 минут. Работа ведётся со всем классом.
Занятия, проводимые педагогом-психологом, строятся в доступной и увлекательной форме. В её освоении предполагается минимум теории и максимум практического действия.
Место курса в учебном плане
1. Беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Мини-сочинения.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Основные методы и приемы профориентации :
Ритуал приветствия, который выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников. Завершается занятие ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплочённости.
Основная часть занятия включает в себя профориентационные упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач занятия.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Структура занятия
Ученик узнает:
Ø основные сферы профессиональной деятельности человека;
Ø основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
Ø предприятия и учреждения микрорайона, города;
Ø основные приёмы выполнения учебных проектов;
Будет уметь:
Ø оперировать основными понятиями и категориями;
Ø рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
Ø пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Планируемые результаты
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Основные направления работы по программе
№ | Тема | Кол-во | Форма проведения |
1-2 | «Все работы хороши» | 2 | занятие с элементами игры- |
3-4 | «Здравствуй, гимназия!» | 2 | Занятие с элементами игры и диагностики |
5-6 | «Кому, что нужно» | 2 | дидактическая игра |
7 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | Занятие с элементами игры |
8 | «Мы строители» | Занятие с элементами игр | |
9 | «Магазин» | Знакомство с атрибутами, ролевая игра | |
10 | «Мы идем в магазин» | Экскурсия. | |
11 | «Аптека» | Знакомство с атрибутами, ролевая игра | |
12-21 | «Познаю себя» | 10 | Занятие с элементами диагностики способностей |
1 класс. Модуль I «Играем в профессии» (33 часа)
Методическое оснащение
Для результативной работы необходимы:
игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, игр;
раздаточный материал;
виртуальный кабинет по профориентации;
рабочие тетради по программе «Тропинка в профессию» 1-4 класс (И.Ю.Мамонтова, Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса – с. Бурлаки, типография УО, 2019);
компьютер, медиапроектор, множительная техника и пр.
В заключении
Профориентация в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.