Особенности профориентационной работы в начальной школе
Оценка 4.6

Особенности профориентационной работы в начальной школе

Оценка 4.6
Лекции +3
pptx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
23.01.2025
Особенности профориентационной работы в начальной школе
С 1 сентября 2023г в школе ввели профориентацию с 1 класса. С чего начать? Где взять программу? Это и многое другое вы узнаете из данной презентации.
Профориентация в нач школе.pptx

МБОУ ЛГ г. Кирова Тарасова Татьяна

МБОУ ЛГ г. Кирова Тарасова Татьяна

педагог-психолог МБОУ ЛГ г. Кирова
Тарасова Татьяна Николаевна

Особенности профориентационной работы в начальной школе

С 1 сентября 2024 г в гимназии были введены внеурочные занятия по профориентации в начальной школе, которые предусматриваются по обновлённому

С 1 сентября 2024 г в гимназии были введены внеурочные занятия по профориентации в начальной школе, которые предусматриваются по обновлённому

С 1 сентября 2024 г в гимназии были введены внеурочные занятия по профориентации в начальной школе, которые предусматриваются по обновлённому ФГОС НОО.

Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Новшества. Актуальность.

Что же такое профориентационная работа для начальной школы?

Что же такое профориентационная работа для начальной школы?

Что же такое профориентационная работа  для начальной школы?

Для ученика: 
развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание…

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание…

Для учителя:

новый опыт творческого самовыражения;
ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе  обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы;
продуманное содержание и методическая система работы;
расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней; усиление методической…

Для администрации: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней; усиление методической…

Для администрации:


новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы;

обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней;

усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Рабочая программа профриентационного курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию»,…

Рабочая программа профриентационного курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию»,…

Рабочая программа профриентационного курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.

С чего начать? Где взять программу?

О программе . В основе профориентационного курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся

О программе . В основе профориентационного курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся

О программе

.

В основе профориентационного
курса лежит идея
раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся

Развитие внутренних психологических ресурсов ребенка

Развитие внутренних психологических ресурсов ребенка

Развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

Реализует психолого-педагогическое и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, технологии.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.




Особенности работы по программе

Цель курса : создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности

Цель курса : создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
  Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников. Профилактика школьной дезадаптации.
Цели II - IV этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда, психологическая готовность к самоопределению.

Цели курса

Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс)

Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс)

Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).
На реализацию  рабочей программы курса «Тропинка в профессию» в 1-м классе отводится 33  часа   (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
   Продолжительность занятий 40 минут. Работа ведётся со всем классом.
Занятия, проводимые педагогом-психологом, строятся в доступной и увлекательной форме. В её освоении предполагается минимум теории и максимум практического действия.

Место курса в учебном плане

Беседы о профессиях. 2. Тренинговые и тематические занятия

Беседы о профессиях. 2. Тренинговые и тематические занятия

1.  Беседы о профессиях.
2.  Тренинговые и тематические занятия.
3.  Конкурсы рисунков.
4.  Экскурсии.
5.  Игры-викторины.
6.  Встречи с людьми разных профессий.
7.  Описание профессий.
8.  Мини-сочинения.
9.  Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.

Основные методы и приемы профориентации :

Ритуал приветствия , который выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников

Ритуал приветствия , который выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников

Ритуал приветствия, который выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников. Завершается занятие ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплочённости.
Основная часть занятия включает в себя профориентационные упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач занятия.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия.

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.  
 

Структура занятия

Ученик узнает: Ø основные сферы профессиональной деятельности человека; Ø основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе; Ø предприятия и учреждения микрорайона, города; Ø основные…

Ученик узнает: Ø основные сферы профессиональной деятельности человека; Ø основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе; Ø предприятия и учреждения микрорайона, города; Ø основные…

Ученик узнает:
Ø    основные сферы профессиональной деятельности человека;
Ø    основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
Ø    предприятия и учреждения микрорайона, города;
Ø    основные приёмы выполнения учебных проектов;
Будет уметь:
Ø    оперировать основными понятиями и категориями;
Ø    рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
Ø    пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

Планируемые результаты

Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс

Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс

Модуль I -   «Играем в профессии»  - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
 
Модуль II -  «Путешествие в мир профессий»   - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
 
Модуль III -  «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
 
Модуль IV -  «Труд в почете любой, мир профессий большой»   - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное  отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

Основные направления работы по программе

Тема Кол-во часов Форма проведения 1-2 «Все работы хороши» 2 занятие с элементами игры- видеознакомства 3-4 «Здравствуй, гимназия!» 2

Тема Кол-во часов Форма проведения 1-2 «Все работы хороши» 2 занятие с элементами игры- видеознакомства 3-4 «Здравствуй, гимназия!» 2

Тема

Кол-во
часов

Форма проведения

1-2

«Все работы хороши»

2

занятие с элементами игры-
видеознакомства

3-4

«Здравствуй, гимназия!»

2

Занятие с элементами игры и диагностики

5-6

«Кому, что нужно»

2

дидактическая игра
беседа

7

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

1

Занятие с элементами игры
беседа

8

«Мы строители»

Занятие с элементами игр
видеознакомства

9

«Магазин»

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

10

«Мы идем в магазин»

Экскурсия.
Ролевая игра

11

«Аптека»

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

12-21

«Познаю себя»

10

Занятие с элементами диагностики способностей

1 класс. Модуль I  «Играем в профессии» (33 часа)

Методическое оснащение Для результативной работы необходимы: игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, игр; раздаточный материал; виртуальный кабинет по профориентации; рабочие тетради по программе…

Методическое оснащение Для результативной работы необходимы: игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, игр; раздаточный материал; виртуальный кабинет по профориентации; рабочие тетради по программе…

Методическое оснащение

Для результативной работы необходимы:
игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, игр;
раздаточный материал;
виртуальный кабинет по профориентации;
рабочие тетради по программе «Тропинка в профессию» 1-4 класс (И.Ю.Мамонтова, Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса – с. Бурлаки, типография УО, 2019);
компьютер, медиапроектор, множительная техника и пр.

В заключении Профориентация в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях…

В заключении Профориентация в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях…

В заключении

Профориентация в начальной школе – это создание  среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2025