Особенности профориентационной работы в начальной школе

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Разработки курсов
  • Семинары
  • pptx
  • 23.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С 1 сентября 2023г в школе ввели профориентацию с 1 класса. С чего начать? Где взять программу? Это и многое другое вы узнаете из данной презентации.
Иконка файла материала Профориентация в нач школе.pptx

педагог-психолог МБОУ ЛГ г. Кирова
Тарасова Татьяна Николаевна

Особенности профориентационной работы в начальной школе

С 1 сентября 2024 г в гимназии были введены внеурочные занятия по профориентации в начальной школе, которые предусматриваются по обновлённому ФГОС НОО.

Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Новшества. Актуальность.

Что же такое профориентационная работа  для начальной школы?

Для ученика: 
развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя:

новый опыт творческого самовыражения;
ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе  обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы;
продуманное содержание и методическая система работы;
расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации:


новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы;

обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней;

усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Рабочая программа профриентационного курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.

С чего начать? Где взять программу?

О программе

.

В основе профориентационного
курса лежит идея
раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся

Развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

Реализует психолого-педагогическое и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, технологии.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.




Особенности работы по программе

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
  Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников. Профилактика школьной дезадаптации.
Цели II - IV этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда, психологическая готовность к самоопределению.

Цели курса

Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).
На реализацию  рабочей программы курса «Тропинка в профессию» в 1-м классе отводится 33  часа   (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
   Продолжительность занятий 40 минут. Работа ведётся со всем классом.
Занятия, проводимые педагогом-психологом, строятся в доступной и увлекательной форме. В её освоении предполагается минимум теории и максимум практического действия.

Место курса в учебном плане

1.  Беседы о профессиях.
2.  Тренинговые и тематические занятия.
3.  Конкурсы рисунков.
4.  Экскурсии.
5.  Игры-викторины.
6.  Встречи с людьми разных профессий.
7.  Описание профессий.
8.  Мини-сочинения.
9.  Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.

Основные методы и приемы профориентации :

Ритуал приветствия, который выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников. Завершается занятие ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплочённости.
Основная часть занятия включает в себя профориентационные упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач занятия.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия.

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.  
 

Структура занятия

Ученик узнает:
Ø    основные сферы профессиональной деятельности человека;
Ø    основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
Ø    предприятия и учреждения микрорайона, города;
Ø    основные приёмы выполнения учебных проектов;
Будет уметь:
Ø    оперировать основными понятиями и категориями;
Ø    рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
Ø    пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

Планируемые результаты

Модуль I -   «Играем в профессии»  - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
 
Модуль II -  «Путешествие в мир профессий»   - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
 
Модуль III -  «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
 
Модуль IV -  «Труд в почете любой, мир профессий большой»   - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное  отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

Основные направления работы по программе

Тема

Кол-во
часов

Форма проведения

1-2

«Все работы хороши»

2

занятие с элементами игры-
видеознакомства

3-4

«Здравствуй, гимназия!»

2

Занятие с элементами игры и диагностики

5-6

«Кому, что нужно»

2

дидактическая игра
беседа

7

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

1

Занятие с элементами игры
беседа

8

«Мы строители»

Занятие с элементами игр
видеознакомства

9

«Магазин»

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

10

«Мы идем в магазин»

Экскурсия.
Ролевая игра

11

«Аптека»

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

12-21

«Познаю себя»

10

Занятие с элементами диагностики способностей

1 класс. Модуль I  «Играем в профессии» (33 часа)

Методическое оснащение

Для результативной работы необходимы:
игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, игр;
раздаточный материал;
виртуальный кабинет по профориентации;
рабочие тетради по программе «Тропинка в профессию» 1-4 класс (И.Ю.Мамонтова, Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса – с. Бурлаки, типография УО, 2019);
компьютер, медиапроектор, множительная техника и пр.

В заключении

Профориентация в начальной школе – это создание  среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.