Формирование представлений младших школьников о профессиях через учебно-развивающие упражнения
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в нашей школе.
- Учителям приходиться постоянно учиться – оптимальный способ: учителя учат учителей. И лучшим способом является взаимообмен. Сегодня хочу поделиться с вами интересной находкой, надеюсь, что вы также заинтересуетесь. Но чтобы разговор получился полезный, вы меня поддержите и помогите.
-Чтобы определить тему и целевые ориентиры нашей беседы, предлагаю отгадать загадки:
1. Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)
2. Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы)
3. Кто играет на публику? (Актёр)
4. Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник)
5. Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.)
6. «Зверский» доктор (Ветеринар)
7. Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат)
- Что объединяет Ваши ответы?
- Верно. Это всё профессии.
- Напомню, что
Профессия (от лат. profession - «объявляю своим делом») - это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.
- Мир профессий многолик и разнообразен. Невольно на ум приходит стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься.
- Как отметила доктор психологических наук, профессор Лариса Арсеньевна Головей «Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов».
- Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Это сейчас одна из приоритетных задач школы.
- Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказал предложение выпустить в свет проект ранней профориентации школьников.
С 2018 года по поручению В.В.Путина Министерством просвещения России реализуется профориентационный проект для школьников 6-11 классов «Билет в будущее». Он реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и помогает каждому подростку сделать свой выбор, определиться с будущей карьерой.
С сентября 2023 года на базе «Билета в будущее» Министерство просвещения России внедряет во всех российских школах единую модель профориентации обучающих…
И в нашей начальной школе во всех классах с 1 по 4 класс вводится внеурочная деятельность «Мир профессий».
И раньше, конечно, велась профориентационная работа.
Это и экскурсии «Где и как трудятся наши родители»,
• беседы с представителями различных профессий;
• Классные часы «Профессии наших родителей».
• Устные журналы «В мире профессий».
• Часы общения «Мои любимые увлечения».
• Игры, праздники «Все профессии нужны, все профессии важны!»
• Конкурсы рисунков и поделок.
• Беседы «Кем я хочу стать».
• Театрализованные представления.
• Конкурсы проектов.
• Проводились встречи с родителями учащихся, которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
– На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения занятий профориентации.
- Но я хочу остановиться на программе по внеурочной деятельности «Мир профессий», разработанной педагогом-психологом школы №1106 г.Москвы Галиной Семеновой «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников».
- У вас возник, наверное, вопрос: а при чём «Мир профессий?»
- Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои познавательные способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей: память, внимание, мышление, воображение. Набор развивающих заданий и упражнений определяется той профессией, с которой дети знакомятся.
В данном курсе игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Он начинает понимать, что для профессии водителя необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
- А сейчас рассмотрим конкретно применительно к определенной профессии.
- На уроке мы с вами познакомимся с профессией, а с какой, вы попытаетесь угадать по 5-ти подсказкам из уст детей.
/На слайде появляются по очереди подсказки. После каждой подсказки строят предположение о предполагаемой профессии./
1.Только высоко образованный человек может быть представителем этой профессии. (Учащиеся предполагают)
2. Эта профессия требует высокий уровень развития внимания и логического мышления. (Учащиеся предполагают)
3. Это престижная и достаточно хорошо оплачиваемая работа. (Учащиеся предполагают)
4. Для хороших результатов в этой работе важен сбор информации и проверка доказательств. (Учащиеся предполагают)
5. В настоящее время люди этой профессии работают в ОВД и в прокуратуре. (Учащиеся предполагают)
Шерлок Холмс – представитель этой профессии.
- Вы правильно догадались, это профессия «следователь».
1. Постановка темы, целей урока
Тема урока: Профессия «Следователь».
Цель: сегодня мы будем знакомиться с новой профессией
- Исходя из темы и цели, учитывая, как вы сидите, поставьте перед собой задачи на урок. (Ответы участников)
– Правильно, мы:
• познакомимся с особенностями профессии и качествами, которыми должен обладать следователь;
• будем развивать качества, необходимые для работы следователя;
• попробуем работать в группах.
3. Работа со словарем - Кто из вас может дать определение этой профессии, кто такой следователь? (ответы участников)
- Самую точную формулировку можем найти где? (ответы участников) Обратимся к словарям и Интернету.
– Ваши определения…
- Вы объединены в группы для выполнения творческого задания.
Девиз работы в команде:
«Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно!»
- Вам предстоит познакомиться с профессиями, выполнив задания, которые лежат у вас на столе.
Правила работы в группах.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
4. Основная часть
– А сейчас вернемся к подсказкам, в них уже есть качества, которыми должен обладать следователь, какие они? Кто запомнил? (ответы участников) (внимательный, отлично мыслить)
- Вы побываете в роли следователя?
Каждой группе предоставляется возможность расследовать свое дело. Вы получили по папке с изображениями преступлений. На раскрытие вам дается несколько минут.
(Работа по группам – выполнение заданий, которые предложены на карточках.)
ДЕЛО №1.В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.)
ДЕЛО №2. В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указывала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)
ДЕЛО №3. Полицейский достал грабителя на месте преступления, когда тот, пытаясь вскрыть сейф, взорвал его. Необходимо отыскать осколок сейфа, так как он является уликой, доказывающей преступление. (Необходимо соотнести все осколки с формой отверстия в сейфе.)
ДЕЛО №4.(Зачитывается один раз)
После завершенного ограбления следствие зашло в тупик: слишком много подозреваемых. Свидетелей трое. Один из них смог припомнить только, что у преступника была лысина, второй заметил, что он был усатый, а третий – что у него на лице был пластырь. Пожалуй, этого достаточно, чтобы определить виновного. (Нахождение фотографии по приметам.)
ДЕЛО №5. Однажды инспектор был срочно вызван на аэродром, расположенный недалеко от Лос-Анджелеса. Из случайно услышанного телефонного разговора полиции стало известно, что рейс самолета, который отправляется на Аляску закончится катастрофой: один из пассажиров собирается взорвать самолет. Инспектор, прибыв на аэродром , принялся внимательно наблюдать за пассажирами, направляющимися к трапу из подъехавшего автобуса. После беглого просмотра документов инспектор задержал одного из них. На кого могло пасть подозрение? (Необходимо не только указать преступника, но и объяснить свой выбор).
ДЕЛО №6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: « Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: « Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек» Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?
Ораторы представляют результаты раскрытия дел.
- Скажите, пожалуйста, какие дела на ваш взгляд были легкими, а какие вызывали затруднения и почему?
(высказывания учащихся)
По высказываниям детей учитель делает вывод о необходимости развития внимания и логического мышления, нужных не только этой профессии.
Расследование любого дела связанно с решением логических задач. Сейчас мы попробуем решить такую задачу.
ДЕЛО №6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: « Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: « Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек» Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?
/Данное дело расследуется вместе с учениками. Учитель показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач данного типа. Строится таблица, в которой записываются все действующие лица, и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+), или отрицания (-) осуществляются исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.
|
кошелек |
часы |
шапка |
Питер |
+ |
- |
- |
Джон |
- |
+ |
- |
Боб |
- |
- |
+ |
Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения « логического квадрата»
ДЕЛО №7. Змей Горыныч, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика – Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушка Баба – Яга?
Продолжение основной части
- Сегодня мы убедились, что следователь работает с разной информацией. Ее собирают, проверяют, доказывают и, конечно же, записывают.
Один из способов записывания - стенография. (Определение дает учитель) /Способ записи особыми знаками, дающий возможность быстро записывать устную речь./
- И сейчас мы с вами попробуем этот способ.
Я в течение 1 минуты буду читать текст, ваша задача -указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом.
(Учитель читает отрывок из книги Э. Успенского «О знаменитом сыщике Колобке»
- Когда-то он был вредным мальчишкой – он от бабушки ушел, от дедушки ушел, немного бродяжничал. Но потом он взялся за голову. Окончил милицейское училище и стал главным расследователем мелких и крупных преступлений и нарушений дисциплины. В парке города Москвы.
Там, где дружинники бессильны, а милиции вступать в дело еще рано, там, в дело вступает Колобок.)
Ответы участников сравниваются, побеждает тот, кто безошибочно определил количество слов, им выдаются сертификаты «Самый внимательный».
7. Подведение итогов
- Мы много говорили о профессии следователя и выявляли качества.
Сделаем выводы, кто же такой следователь?
- Вернемся к нашим поставленным целям в начале урока, достигнуты ли они? (высказывания участников)
- Вы сегодня работали замечательно и справились со всеми заданиями! Качество – внимательность, которое мы развивали, нужно не только следователю, но и ….
- В завершении хочу организовать просмотр небольшого фрагмента мультфильма, который еще раз подчеркивает необходимые качества следователя, сыщика.
(Видео «Я – гениальный сыщик» из м/ф «Бременские музыканты»)
- Уважаемые коллеги, завершая свой мастер-класс, мне хочется поблагодарить вас за прекрасную работу. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.