Формирование интереса младших школьников к астрономии и космонавтике
Кириллова Марина Анатольевна, МАОУ «Школа-гимназия №1»,
г. Краснокамск, Пермский край
Ребята в начальной школе, как правило, любознательны, активны, непосредственны, отзывчивы. Многое об окружающем мире узнают из различных игр, мультфильмов, видеосюжетов. Знания эти поверхностные. Информация воспринимается бессистемно, многое тут же забывается. Даже самые яркие моменты, оставаясь невостребованными, со временем забываются. Поэтому о Космосе все много слышали, что-то видели, но мало знают. Желающих стать космонавтами сегодня немного
Хорошо спланированная акция космической тематики предусматривает как раз определенную систему, позволяющую не только пробудить интерес, но удержать его, проявить желание к действию и сделать что-то самому. Именно так и случилось с нами. Стартом акции у нас стала встреча с хорошо знакомыми ребятами из нашей же школы. Они были участниками очного этапа олимпиады «Созвездие» в Королёве. Рассказы о Звездном городке, экскурсиях по музеям космонавтики и авиации, центрах подготовки космонавтов и управления полетами не оставили равнодушных. Особый интерес вызвали фотографии рядом с космонавтами, на фоне экспонатов музеев.
На последующий за этим творческий конкурс каждый принес по нескольку работ. Тут были поделки и аппликации, рисунки и литературные работы, настольные игры и рисованные загадки, все и не перечислишь. А какие неожиданные материалы были использованы, какие фантастические сюжеты нарисовались! Были даже математические задачи с космическими персонажами.
Эмоционально была встречена интерактивная игра «Зоопарк на орбите», подготовленная и проведенная моими бывшими учениками десятиклассниками. Ребята с явным удовольствием отгадывали загадки и часто с удивлением узнавали, что это животное или насекомое уже давно стало космонавтом.
Теперь совсем по-другому они воспринимают своих домашних питомцев. Уже присматриваются к ним как к близким родственникам космонавтов. А еще стали приносить яркие детские книги, показывать на телефоне фотографии по астрономии и космонавтике. Сами фотографировали луну, необычные закаты и восходы, лунные и солнечные дорожки на Каме.
У нас с ребятами накопилось много информации и наработок. Кому то удалось подготовить небольшие творческие и исследовательские проекты. Теперь дело за качественным оформлением своих работ. И приступим к их представлению одноклассникам и родителям. Возможно, рискнем представить ученикам других классов и на конкурсы замахнемся.
Участие в акции «Космический марафон» многое изменило в сознании ребят, да и я совсем по-другому воспринимаю теперь информацию этой тематики. Услышав краем уха что-то новое, я обязательно узнаю подробности, мне интересно, появляется азарт. Я обязательно поделюсь новостями с ребятами, а они столько потом зададут вопросов, что погружаемся в тему надолго.
Так получилось у нас в этом октябре. Лиза показала на телефоне фотографию полярного сияния, на фоне которого хорошо просматривался созвездие Большой Медведицы. Для нашего Пермского края это редкое явление. Мы оживленно обсуждали, почему оно появилось, как еще Космос влияет на нашу Землю.
Вот такие результаты принес нам «Космический марафон». А мы с ребятами работаем дальше, нам тема Космоса стала интересна и близка.
Хочется отметить, что выстроенная таким образом работа позволяет не только формировать интерес к астрономии и космонавтике, здесь совершенствуются учебные, коммуникативные умения и навыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.