Воспитательная система класса «Дерево достижений»
Оценка 5

Воспитательная система класса «Дерево достижений»

Оценка 5
Работа в классе
doc
воспитательная работа
2 кл—4 кл
01.09.2022
Воспитательная система класса «Дерево достижений»
Воспитательная система класса «Дерево достижений». Построения воспитательной системы класса заключается в том, чтобы дать каждому ребенку возможность быть признанным и узнаваемым не только за высокие учебные достижения, но и за любые достигнутые цели, значимые для развития личности.
Воспитательная система класса «Дерево достижений».doc

Воспитательная система класса «Дерево достижений»

(разработана С.А. Гильгур, классным руководителем 1 класса)

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

В 1 классе обучается 22 учащихся, из них – 13 мальчиков и 9 девочек. До поступления в 1 класс все первоклассники посещали МДОУ. Один прибыл в 1 класс в начале сентября из другого города. Восемнадцать детей воспитываются в полных семьях, 4 ребёнка – в неполных. Двое детей воспитываются в многодетных семьях. Во всех семьях родители создают все необходимые условия детям для хорошей учебы и полноценного отдыха. Родители требовательны к свои детям, постоянно интересуются их успехами.

Первые недели обучения в школе показали, что в классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу как в учебной работе, так и при выполнении различных поручений. Большинство детей активно работают на уроке, имеют высокий уровень сформированности познавательных процессов. Высокий уровень мотивации к обучению у четырёх первоклассников, выше среднего у 5 учащихся. Уровень работоспособности и активности у первоклассников высокий, на протяжении всей рабочей недели дети остаются активны. У одного учащегося проявляются ежедневно признаки усталости, утомляемости. Этот ребёнок требует особого внимания и находится под контролем у учителя на уроках и переменах, поскольку девочка имеет статус ребёнка с ОВЗ.

Общий эмоциональный фон повышен. В основном все дети приходят на занятия в хорошем настроении.

Результаты диагностики состояния устной речи у первоклассников показали, что у четверых учащихся задержка речевого развития. Один первоклассник имеет нарушения слуха, 5 первоклассников имеют нарушения в звукопроизношении. Данные дети зачислены в логопедические группы для коррекции устной речи.

Во внеурочное время 14 первоклассников посещают спортивные и творческие кружки и занятия. Четверо детей посещают спортивные кружки и секцию , восемь детей проявляют интерес к деятельности музыкально направленности (вокал, игра на музыкальных инструментах), один ребенок занимается в театральном кружке, один в шахматной секции.

В классе создаются необходимые условия для успешной адаптации учащихся: продолжительность уроков – 35 минут, на уроках используются физминутки, игровые моменты, динамические паузы. Систематически проводятся необходимые беседы различного характера: о поведении в школе, режиме класса, поведении в столовой, на перемене, поведении в раздевалке, о приветствии взрослых людей.

Учитывая особенности детей, воспитательная работа в первом классе будет направлена на развитие личностных качеств, на воспитание чувства патриотизма, нравственности, на формирование и развитие коммуникативных навыков.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы

Есть одна легенда, согласно которой в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их... Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Когда ребенок попадает в школу, он с удивлением обнаруживает, что его школьные успехи отмечаются только в дневнике и классном журнале. И чтобы получить признание со стороны учителей, родителей, сверстников, необходимо хорошо учиться и иметь высокие оценки. Но у каждого ребенка – свой путь. Он может проявить свои самые лучшие качества, участвуя в общественной жизни школы и страны, в спортивных и творческих мероприятиях и стать гордостью классного и школьного сообщества.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Поэтому ключевая идея построения воспитательной системы класса заключается в том, чтобы дать каждому ребенку возможность быть признанным и узнаваемым не только за высокие учебные достижения, но и за любые достигнутые цели, значимые для развития личности.

Коллектив в классе достаточно сплочен, поэтому важно и дальше поддерживать стремление детей к взаимодействию. Вместе с тем, необходимо создавать условия для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов. При этом важно, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он уникален и его принимают таким, какой он есть, что с ним хотят общаться и дружить. Все это соотносится с целью школы в области воспитания, в соответствие с которой каждое направление духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления российской культурной и гражданской идентичности, самосознания гражданина России.

У всех детей разные интересы и, хотя можно выделить среди них доминирующие (спорт и музыка), тем не менее, каждое достижение достойно того, чтобы быть отмеченным. Поэтому название воспитательной системы «Дерево достижений» вполне соответствует ключевой идее.

Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

Основные задачи воспитательной деятельности в 1 классе:

1) создавать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности;

2) формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;

3) создавать условия для развития нравственных качеств личности;

4) формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;

5) создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Правила жизнедеятельности коллектива:

Как показывает многолетний опыт моей работы с младшими школьниками, в благоприятной среде и доброжелательной атмосфере в детях начинают проявляться их лучшие качества. Поэтому в нашем классном коллективе установлены такие правила:

1. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

2. Всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше.

3. Мы разные, но мы – вместе!

Механизм построения и функционирования воспитательной системы

Личность формируется в деятельности. Воспитание всесторонне развитой личности – такую задачу ставят перед собой многие педагоги. Однако «нельзя объять необъятное». С моей точки зрения, задача педагога заключается в том, чтобы в первую очередь выявить и способствовать развитию потенциальных возможностей и интересов детей. Однако, способствуя становлению индивидуальностей, надо не забывать о формировании классного коллектива. Для эффективного решения этой задачи необходимо опираться на сходство в интересах детей, на внутренние связи и отношения в коллективе.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы

           Важно наглядно показать детям, как личные достижения каждого из них влияют на «облик» всего классного коллектива, как важно поддерживать друг друга, что важно не только стараться быть лучшим, но и помогать «подтянуться» остальным. При этом важно показать, как уникален каждый из них, и что если кто-то вдруг не так успешен в учебе, он может проявить себя в любой другой деятельности. Отсюда вывод: прежде, чем приступить к работе, необходимо выявить интересы каждого ребенка, опираться на возможности детей и поощрять расширение поля интересов и взаимодействия детей друг с другом.

Главным системообразующим фактором может стать индивидуальная и совместная деятельность по развитию духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов. В качестве приоритетного направления предлагается работа над классным портфолио «Дерево достижений».

Это размещенный на стене класса стенд, размером выше роста младшего школьника, некий симбиоз личного портфолио школьника и классного уголка. Ребёнок в этом возрасте очень восприимчив к объектам природы, окружающего мира. Отсюда и образ близкий и знакомый младшему школьнику.

Когда ребенок только попадает в класс, он видит голый ствол яблони. Постепенно, за время обучения ствол превращается в красивое плодоносящее дерево.

Ветвь – это отдельный ученик. Поэтому ветка «растёт» вместе с тем как развиваются интересы ученика, его достижения. В начале роста ветви расположена фотография ребенка.

Ключевые направления достижений, отмечаемых на схеме: творческие и интеллектуальные конкурсы, учебная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.

Листья вырезаются из цветной зелёной бумаги. Зелёный листок – это участие ребёнка в творческих конкурсах различного уровня. На листике пишется название конкурса и достижения учащегося.

Соцветие яблони (белые цветы) – это участие ученика в интеллектуальных конкурсах. На них также отмечается название и уровень конкурса и  достижения школьника в данном конкурсе.

Яблоки – это «плоды» учебной деятельности. В первом классе оценка предметных результатов учащегося   складывалась из самооценки ребенка  и оценки одноклассников. Яблоко красного цвета означает, что результаты учебных достижений учащихся   за определённый учебный период (четверть, год) достигли высоких показателей (отлично). Зелёное яблоко успехи ученика оцениваются как хорошо, т. е. на «4» и «5». Жёлтое яблоко – нужно постараться.

Ленточки – участие ученика в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях, акциях.

Корневая система нашего классного дерева – это отражение работы с родителями, их совместная с классным коллективом работа. Внешнее выражение поможет более равномерно распределять помощь классу между родителями. Корневая система разрастается с помощью работы родителей (фамилии не прописываются).

Воздух и Почва – это вся образовательная и воспитательная среда школы, важная составляющая для полноценного развития всех членов классного сообщества.

Солнце – это схема внеурочной деятельности нашего образовательного учреждения и всех социальных структур нашего посёлка. Каждый лучик обозначает названия кружков внеурочной деятельности, которые посещают дети.

Ещё на схеме есть туча. Туча выражает те негативные факторы, с которыми нашему классному коллективу только предстоит справиться. Каждая капля дождя – какой-либо конфликт, возникший в нашем коллективе. Капельки тоже изготавливаются из цветной бумаги или картона, поэтому после разрешения конфликта капля убирается.

Еще на схеме есть радуга, каждая полоса которой отражает направление воспитательной работы.

Голубь, письмо – это связь с классным руководителем. В конверт дети могут положить любое сообщение, предназначенное учителю.

Таким образом, воспитательная система получает «живое» воплощение в виде схемы, растущей вместе с каждым учеником класса, с каждой семьёй, вместе с классным руководителем. Каждый ученик получает возможность проявить себя и, вместе с тем, видит, что каждый его успех украшает не только его веточку, но и дерево класса в целом.

Системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса могут стать:

1. Эпизодические мероприятия (экскурсии, соревнования, конкурсы, тематические вечера, походы).

2. Коллективные дела (мини-проекты).

3. Система поручений.

4. Создание классного портфолио «Дерево достижений».

Целесообразно выделить три этапа создания воспитательной системы:

1-й этап – 1-й класс: изучение личностных характеристик, потребностей, интересов детей и проектирование внутриклассной жизни (первое полугодие), ознакомление детей с основными элементами «Дерева достижений», начало реализации проекта (второе полугодие);

2-й этап – 2-3-й классы: продолжение работы над совместным портфолио, укрепление межличностных отношений, развитие индивидуальности детей, формирования у них потребности в саморазвитии;

3-й этап – 4-й класс: укрепление сформировавшихся традиций, стремления сделать их достоянием не только класса, но и всей школы, презентация классного портфолио «Дерево достижений».

Достижению цели воспитательной системы могут способствовать разнообразные виды деятельности по следующим направлениям (см. табл.).

Основные направления деятельности

Формы организации деятельности

Учебно-познавательная

Экскурсия «Изменения в природе осенью», игра «Путешествие в мир книги», Математический лабиринт «В лабиринте чисел», беседа «Книга твой учитель и друг», общешкольные мероприятия (предметные недели, НОУ «Интеллектуал»), муниципальные и районные мероприятия (конференция «Юный исследователь», марафоны «Уникум», «Успех»).

Коммуникативная

Час общения «Мы школьники», игры «Чему учат в школе», «Учимся видеть хорошего», практикум «Правила хорошего тона», тематические встречи, реализация коллективных проектов, участие в праздничных концертах и мероприятиях. Участие в выпуске общешкольной газеты «ПрЯМАя Линия», проект «Мы разные, но мы вместе».

Здоровье-сберегающая

Классный час «Защита от ОРВИ», спортивная эстафета, уроки здоровья. Общешкольные мероприятия (месячник здорового образа жизни, профилактические акции), участие в окружных и районных соревнованиях. Игра-практикум «Осторожно, дети!», беседы («Безопасный путь домой», «Шалить с огнем – опасно»), участие в месячнике безопасности, изготовление тематических листовок, памяток, участие в профилактической акции «Внимание, дети!».

Нравственно-эстетическое

Классный час «Урок нравственности», беседа «Поступки твои и других», викторина «В гостях у природы», игра-путешествие «Откуда берутся грязнули», урок доброты «Кто такие добрые люди», разговор-рассуждение «С детства дружбой дорожим», беседа «Культура поведения в общественных местах», Беседы («Поведение учащихся в школе», «Как справиться с упрямством»), конкурсы рисунков («Портрет моей мамы»).

Участие в тематических конкурсах и мероприятиях разного уровня, праздничные классные вечера.

Гражданско-патриотическое

Беседы, экскурсии, просмотры кинофильмов, участие в общешкольных мероприятиях (сюжетно-ролевые игры историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, праздники, акции, «День самоуправления»).

Торжественная линейка, посвященная «Дню знаний», выставка рисунков «Моя малая Родина», игровая программа «Дружат дети на планете», классный час «Герои отечества».

 

Таким образом, основные направления деятельности предоставляют каждому ученику возможность осознать значение личных достижений для коллектива класса и школы в целом, быть признанным классным сообществом в наглядной форме и оценить свой вклад в портфолио всего класса.

В ходе создания и функционирования воспитательной системы класса будет обеспечиваться:

-           взаимодействия педагогического коллектива школы с родителями обучающихся при решении задач воспитательной деятельности;

-           взаимодействие классного коллектива с педагогами, школьным коллективом;

-           взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

-           поддержание связей школы с другими организациями для обеспечения культурного досуга, духовно-нравственного развития младшего школьника.

Критерии, показатели и методики для изучения результативности воспитательной системы представлены в таблице ниже.

 

Критерии

Показатели

Методики

Учебно-познавательная

Проявление учащимися интеллектуальных достижений в школе и за её пределами.

Интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Наблюдение, диагностическая методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой), диагностика «Школа будущего», анкетирование.

Коммуни-кативная

Сформированность классного коллектива, уровень сплоченности

Наблюдение, диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе», методика Л. Бойбородовой «Исследование мотивов участия в совместной деятельности», диагностическая карта развития социальных качеств (Вишневский А.В., МаксимовВ.Г.).

Здоровье-сберегающая

Сформированы умения и навыки санитарно--гигиенической культуры, интерес к здоровому образу жизни.

Медицинский анализ состояния здоровья детей, наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, анализ занятости детей в спортивных кружках и секциях.

Нравственно-эстетическое

Учащиеся знакомы с основными направлениями эстетической культуры, стремятся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка

Наблюдение, методика «Цветик-семицветик» И. Витковской, методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой, тест Н. Щуровой «Размышления о жизненном опыте», диагностическая игра «Магазин»

Гражданско-патриотическое

Ценностное отношение к России, родному краю, старшему поколению.

Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Наблюдение, диагностическая методика «Оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания» (Кузьмина И.Е.), анкета Д.В. Григорьева «Отечество мое – Россия»»,

 

 

 

 


Воспитательная система класса «Дерево достижений» (разработана

Воспитательная система класса «Дерево достижений» (разработана

Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Важно наглядно показать детям, как личные достижения каждого из них влияют на «облик» всего классного коллектива, как важно поддерживать друг друга, что важно не только…

Важно наглядно показать детям, как личные достижения каждого из них влияют на «облик» всего классного коллектива, как важно поддерживать друг друга, что важно не только…

Еще на схеме есть радуга, каждая полоса которой отражает направление воспитательной работы

Еще на схеме есть радуга, каждая полоса которой отражает направление воспитательной работы

Откуда берутся грязнули», урок доброты «Кто такие добрые люди», разговор-рассуждение «С детства дружбой дорожим», беседа «Культура поведения в общественных местах»,

Откуда берутся грязнули», урок доброты «Кто такие добрые люди», разговор-рассуждение «С детства дружбой дорожим», беседа «Культура поведения в общественных местах»,

Нравственно-эстетическое

Нравственно-эстетическое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2022