Учитель начальных классов Тарасевич А.И.
МБОУ СОШ №5 ст.Калниболотская
Новопокровский район
Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Технология воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя учеников и их родителей.
1) изучение детей в классе отношений общения и деятельности в классном коллективе
2) проектирование целей перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
3) сплочение и развитие классного коллектива создание развивающей среды для ребёнка
Развитие классного коллектива
Цели:
Для учителя:
- управление процессом развития личности;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся:
- формирование коммуникативных навыков;
- самореализация;
- формирование Я-концепции.
Для родителей:
- научение социальным навыкам;
- адаптация к социуму.
Для школы:
- включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
ДИАГНОСТИКА
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и
детей.
Направления воспитательной работы
Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:
Учение
Цель: развитие познавательной активности
Задачи: - формирование потребности в самообразовании
- развитие умений и навыков в учебной деятельности
- выявление индивидуальных способностей
- развитие самостоятельности мышления
Формы реализации: олимпиады по предметам, тематические КВНы,
брейн- ринги, викторины, мозговые штурмы.
Творчество
Цель: развитие творческой активности
Задачи: - выявление и развитие индивидуальных способностей
- развитие умений и навыков в творческой деятельности
- развитие творческого воображения
Формы реализации: конкурсы, выставки, концерты, уроки – творчества.
Здоровье
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни
Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни
- обучение конструктивным способам отказа от табакокурения,
употребление алкоголя, наркотиков
Формы реализации: лекции и беседы, конкурсы плакатов и газет,
посвящённых здоровому образу жизни, спортивные
соревнования, ролевые игры.
Общение
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения
Задачи: - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать
достоинство других
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения,
доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии,
сочувствию, сопереживанию
- развитие способности к самопознанию, самоанализу
- обучение коммуникативным навыкам
Формы реализации: тренинги общения, ролевые игры, встречи с интересными
людьми, экскурсии, походы, совместный отдых на природе,
коллективные творческие дела.
Коллектив
Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе
Задачи: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи
- повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и
поддержки группы
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов
Формы реализации: тренинги общения, ролевые игры, вечера отдыха,
экскурсии, походы, совместный отдых на природе,
коллективные творческие дела, КВНы.
Игровая модель организации воспитательной работы в классе 1 (2) (3) (4) «б» класс в Солнечном городе.
Цель: С помощью персонажей Н.Н.Носова помочь детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных полей в накоплении опыта самореализации, самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Помочь детям в освоении нравственных, моральных норм поведения.
2. Обогатить эмоциональный мир учащихся, формируя у них эмоциональные и нравственные чувства.
3. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
4. Воспитывать доброжелательность, милосердие, толерантность.
5. Формировать положительные межличностные отношения.
6. Прививать потребность в здоровом образе жизни.
7. Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям разных профессий.
8. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.
Наш класс в Солнечном городе.
Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению. Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайки, Медуницы, Винтики, Гусли, Цветики, Тюбики, Синеглазки и Кнопочки.
В течение учебного года в классе проводятся различные конкурсы, выставки и соревнования. Победители записывают свои имена в книгу рекордов класса. В конце года каждому ученику будет присуждена одна из номинаций.
Знайки
Нет в мире любопытней коротышки,
Об этом знают в городе малышки.
Всё видеть, слышать Знайка должен первым,
Науке, книгам служит очень верно.
В течение четверти в классе проводятся соревнования. У кого больше «5». Итоги подводятся в конце каждой четверти. Пятерым ученикам, заработавших наибольшее количество «5» присуждается почётное звание «Знайки». Данная номинация присуждается и победителям школьных олимпиад.
Тюбики
Без них был бы серым этот мир,
Художник Тюбик наш кумир.
Он в руки кисточку берёт,
В мир удивительный зовёт.
Победителями в данной номинации станут ребята активно участвующие в выставках поделок и рисунков.
Гусли и Цветики.
Им дня без творчества нельзя прожить,
Стихи и музыка – какая радость в этом!
И не приходится друзьям тужить,
Как хорошо быть музыкантом и поэтом!
Данная номинация будет присуждена тем ребятам, которые стали победителями музыкальных и творческих конкурсов; активными участниками классных часов.
Торопыжки.
Он первый чемпион по спорту,
Он чуть заря и к теннисному корту.
Зовёт друзей он на зарядку,
А ну-ка стройся, рассчитайся по порядку.
Победителями в данной номинации станут ребята участвующие в спортивных соревнованиях, добившиеся высоких результатов.
Шпунтики и Винтики.
У Винтика и Шпунтика золотые руки,
Коротышкам этим, вовсе не до скуки.
Пилят, клеят, вяжут, шьют,
Замечательном живут.
Эта номинация будет присуждена тем ребятам, которые посещают кружки, участвуют в выставках поделок, станут победителями.
Синеглазки и Кнопочки.
Подружки Кнопочки и Синеглазки,
Любители читать рассказы, сказки.
Всегда на выставках, в кино,
И не пропустят ничего.
Победителями в данной номинации станут ребята, участники и призёры литературных викторин, ученики занимающиеся исследовательской деятельностью.
Медуницы и Пилюлькины.
Все рецепты Медуницы,
Не такие как в больнице.
Знает свой она состав,
Из кореньев и из трав.
В этой номинации будут отмечены ребята, заботящиеся о своём здоровье и о здоровье других, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни.
Друзья Незнайки.
Друг всегда тебя выручит,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то, в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Данная номинация будет присуждена самым добрым, заботливым, милосердным ребятам из нашего класса.
С целью наиболее активного выявления детей одарённых в той или иной области в течение четырёх лет будут проведены диагностические методики. Одарённые дети, каков ваш творческий потенциал, карта одарённости. Имена победителей всех конкурсов, соревнований проведённых в нашем классе, школе, районе, будут занесены в книгу рекордов класса. А грамоты и дипломы собраны в портфолио класса.
Направления воспитательной работы
Дети устают выполнять поручение в течение года им хочется поработать в разных направлениях.
Поэтому я использую передачу поручений по микрогруппам. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы сроком на одну четверть. В гости в группы приходят погостить на неделю сказочные герои: Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Торопыжкин и Медуница. Они переходят из группы в группу передавая ребятам свои поручения и дети в течение недели выполняют то поручение, которое передал им герой.
Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.
Поручение Медуницы: следить за порядком в кабинете, мыть доску, вытирать пыль, наводить порядок, проводить рейды по сохранности учебников.
Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, отмечать отсутствующих.
Поручение Незнайки: оказывать помощь в проведении классных часов, оказывать помощь учителю в проверке домашнего чтения.
Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проведению зрительных диктантов, раздавать тетради ученикам, контролировать сдачу тетрадей учениками, проверять заполнение расписания, уроков в дневниках.
В конце каждой недели подводим итоги прожившей недели. Как справились микрогруппы с поручением. Все ли ребята микрогрупп участвовали в работе. Работу микрогрупп оценивают ребята из других групп. За успешную работу группа получает условный знак соревнования: «Кто полетит на Луну?» экран которого находится в классном уголке. Все классные конкурсы, соревнования в течение учебного года будут проводиться по группам, результат которого отражается на экране соревнований. В конце года мы наградим победителей соревнований.
Работа с родителями строится по микрогруппам. Каждая группа родителей работает в течение одной четверти. Ответственные за работу микрогруппы, образуют родительский комитет.
Родительский комитет избирает председатель родительского комитета.
В течение четверти проводятся тематические родительские собрания, один раз в месяц консультации для родителей по трудным темам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.