Хоботовский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Новоникольской средней общеобразовательной школы
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
по теме «Если добрый ты…»
Автор:
Милкина Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
Хоботово 2020
Актуальность
Актуальность проблемы добра и зла определяется современным состоянием мира, в котором наблюдается тенденция к размыванию ценностных ориентиров людей. Каждый человек в нашем обществе знает, что человеколюбие общества, семьи и отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Поэтому важно научить детей к этому всегда стремиться. Ведь добрый, благожелательный человек умеет правильно общаться, поддерживая хорошие отношения с людьми.
Данное воспитательное мероприятие призвано способствовать воспитанию таких нравственных качеств как: доброта, милосердие, понимание, дружба. Пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Пояснительная записка
Основным направлением мероприятия является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Сформировать интерес к учебным предметам помогает учителю внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и многое другое. Поэтому нравственное воспитание является основой всех основ. В основу своей воспитательной работы я вложила концепцию духовно-нравственного воспитания детей, поэтому данное мероприятие является неотъемлемой частью целой системы воспитания.
Представленная методическая разработка мероприятия рассчитана на детей 8 – 9 лет (2 класс).
Цель: формирование представлений о доброте, как категории этики не только в общении со сверстниками, но и со старшими, близкими и даже в отношении животных.
Задачи:
Обучающие:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра.
Развивающие:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.
Воспитывающие:
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
- умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение выполнять правила безопасной работы с клеем, правило нанесения клея на основу.
Коммуникативные:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- формирование культуры поведения в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:
- овладение нормами и правилами организации труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности.
Форма проведения: прогулка по сказочным улицам. Эта форма проведения мероприятия интересна тем, что объединяет в себе игровые и коммуникативно – исследовательские технологии. К тому же происходит обмен мнениями, творческими находками между участниками, чему содействует чередование индивидуальной и групповой деятельности.
Технологии:
- коммуникативно – исследовательская;
- гуманно-личностная;
- игровая.
Методы: словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы; частично – поисковый – выполнение работы в группах; наглядно – образный – презентация, вырезание ладошек, подбор антонимов к словам.
Формы работы: групповая (она позволяет детям развить коммуникативные навыки общения), фронтальная, индивидуальная (это обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление).
Оборудование: ноутбук; мультимедиа проектор; презентация «Если добрый ты…», раздаточный материал, листы цветной бумаги.
Подготовительная работа: подготовка к мероприятию начинается заранее (сбор и обработка фотографий; создание презентации; заучивание песни и стихотворений).
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Доброта… Какое хорошее, тёплое слово! На протяжении веков люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть
доброе утро длится до вечера!
Учитель: Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый
день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости. Наше мероприятие сегодня посвятим
Доброте.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье
человека…
Учитель: Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
(Отрывок из мультфильма «Крошка Енот»)
Учитель: Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и попали с вами на Улицу Улыбок (Слайд 2).
Ученик 1: Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Что б не за грош, и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Учитель: Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми. Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать.
Ученик 2: Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Ученик 3: Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80% успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
Ученик 4: Секрет 3. Улыбка - сама есть способ общения.
Ученик 5: Секрет 4. Важно уметь улыбаться, так как это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
Ученик 6: Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества - гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
Ученик 7: Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевают жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
Учитель: Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу Добрых слов (Слайд 3).
Учитель: Что же такое доброта и кто такой добрый человек? (ответы детей)
Ученик 9: Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
Учитель: Какого человека можно назвать добрым?
Ответы детей. (Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).
Учитель: А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова.
Ученик 10: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Учитель: Мне кажется, в жизни каждого человека были случаи, когда его обижали.
Скажите, какие чувства испытывает при этом человек? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)
- Как вы считаете, это справедливо? (Ответы детей.)
Учитель: А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
- А хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
Учитель: Есть такая священная книга – Библия. В Библии сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование и чувство несправедливости.
Учитель: Итак, на Улице Добрых слов мы вспомним хорошие слова. Я буду называть слова, а Вы называть противоположные по смыслу
Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Грубость – вежливость
Ложь - правда
Ленивый – трудолюбивый
Грязный - чистый
Двойка-пятерка (Слайд 4)
Учитель: А теперь вспомним вежливые слова. Когда мы приходим в школу, что мы говорим? (Здравствуйте, доброе утро).
- А когда уходим из школы? (До свидания).
- После принятия пищи, что мы говорим в столовой поварам? (Спасибо).
- А когда что-то нужно спросить, что нужно сказать? (Пожалуйста).
-А есть еще много других добрых слов.
Ученик 11:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Ученик 12:
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ученик 13:
- Добрый день! — тебе сказали,
- Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Ученик 14:
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
Ученик 15:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Учитель: Далее выходим на Переулок Сказок (Слайд 5).
Учитель: Послушайте сказку.
Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место. Пришла и видит: стоят две девушки.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
- Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девушка. Подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- А кого выбрали бы вы? (Ответы детей).
- Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей).
Учитель: Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
Учитель: Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите. (Слайд 6)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Учитель; Попадаем на Улицу Добрых дел (Слайд 7).
Ученик 9: Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: “Кто бы помог?”
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
– Вам не помочь донести мешок?
– Снять помогите! – сказал старичок.
Учитель: Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?
– Как вы расцениваете данную ситуацию? (Всякая помощь должна быть вовремя).
Учитель: А сейчас я вам раздам листочки с различными ситуациями. Для этого давайте разделимся на команды.
Ситуация 1.
Таня дома жаловалась маме: “В школе один нехороший мальчик – все время зовет меня Танькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак его не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Учитель: Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Учитель: Какие ошибки допустил мальчик? (1) надо было не кричать, а говорить;2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время).
Ситуация 3.
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Учитель: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем)
Ситуация 4.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Екатерина Александровна!”
Учитель: Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Учитель: Ребята, дома каждый из вас должен был сделать какое-то доброе дело, хороший поступок и прислать мне фотографию. Вот какой красивый коллаж «Добрых дел» у нас получился. (Слайд 8)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Будь внимательным". Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.
Встаньте,
пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо! Молодцы!
Учитель: Посмотрите, на ваших столах лежат цветные листы бумаги и карандаши. Обведите свои добрые ладошки и пообещайте, что своими добрыми руками Вы будете делать только добрые дела. Подарите свою вырезанную ладошку однокласснику, учителям, родителям или просто незнакомому человеку. Обязательно объясните, почему ВЫ это делаете!
( Даришь частичку своей доброты, не требуя ничего взамен). (Слайд 9)
Учитель: Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда будете учиться размышлять, задумываться над своими поступками, научитесь и в жизни отличать добро и зло, помогать людям. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта – в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.
Ученик 10: У доброты нет имени, лица,
Нет города, нет улицы, нет дома.
У доброты есть только добрая душа,
Которая всегда помочь готова.
Ученик 11: У доброты есть искренность, тепло,
Есть чудо, что идет от сердца к сердцу.
Нам очень нужно в жизни всем добро,
Оно дает заботу и надежду.
Ученик 12: Оно дает терпение и жизнь,
Из темноты нас выведет дорогой.
Дает нам радость, любит и хранит,
У доброты уютно, как у Бога.
Ученик 13: Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Ученик 14: И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ученик 15: Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Ученик 16: Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
(Дети исполняют песню «Если добрый ты…»)
Учитель: Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. Вот так и продолжайте, говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Учитель: Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!
Заключение
Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.
Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
Для реализации поставленной задачи была проведена предварительная подготовительная работа: отбор материала с учётом интересов и возможностей детей, подготовка мультимедийной презентации, разучивание стихотворений учащимися, песни, подготовка дидактических материалов.
Мною выбрана следующая структура проведения мероприятия:
Организационный момент.
Цель данного этапа – психологический и эмоциональный настрой учащихся на общение во время прогулки. Для этого ребята обменялись друг с другом улыбками.
Этап актуализации и постановки познавательной задачи
На данном этапе дети познакомились с темой мероприятия. Для активизации их познавательного интереса был просмотрен видеоролик с отрывком известного мультфильма о доброте.
Основной этап – прогулка.
Чтобы вызвать интерес к данной теме, материал мероприятия подобрала таким образом, чтобы раскрытие темы проходило ненавязчиво, с непосредственным практическим участием детей. Все остановки на прогулке были связаны между собой, и каждое следующее плавно вытекало из предыдущего. Большое внимание уделила развитию речи, расширению их словарного запаса. Во время занятия дети смогли проявить и коллективное творчество, и индивидуальное. Использованная мною компьютерная презентация способствовала разностороннему развитию детей и повышению интереса. Все виды деятельности работали на главную цель: формирование представлений о доброте, как категории этики не только в общении со сверстниками, но и со старшими, близкими и даже в отношении животных.
Итог занятия: занятие закончилось пожеланием доброты для стабилизации внутреннего состояния. Дети на занятие были активными, старались отвечать полными ответами, высказывали свои мнения по теме. Считаю, что мне удалось наладить свободное и непринужденное общение. Считаю, что мы смогли раскрыть тему добра, я пробудила у детей стремление быть добрыми. Думаю, что цель была достигнута.
Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Думаю, что я смогла зажечь маленькое солнышко в каждом ребёнке.
Считаю, что данная разработка воспитательного мероприятия может пополнить методическую копилку любого классного руководителя.
Список использованной литературы
1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.
2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 - 336 с./
3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.
4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.
5. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.
6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013, №3, с.78-91.
Электронные ресурсы
Песня "Если добрый ты"
Сборник стихов о доброте
Мультфильм "Крошка Енот"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.