Конспект занятия по экологии «Вода – источник жизни»
Цели занятия:
1. Образовательные:
показать значение воды в жизни живой природы;
закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её,
познакомить учащихся со свойствами воды. закрепить у детей;
расширить и углубить представления детей о трех основных состояниях
воды (жидкое, твердое, газообразное), о взаимодействии и переходе воды из
одного состояния в другое.
2. Развивающие:
формировать у детей навыки исследовательской деятельности, умение
наблюдать, проводить самостоятельные эксперименты; умение анализировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причинноследственные зависимости и
делать выводы.
3. Воспитательные:
прививать любовь к окружающему миру, формировать привычку бережно и
разумно использовать воду; развивать осознанное отношение к явлениям
природы.
Ход занятия
Организационный момент.
Посмотрите внимательно за окно. Какой сегодня день? (пасмурный, хмурый,
светлый, солнечный)
Какое настроение у вас вызывает такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось?
Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы
порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу! И подарите свою
улыбку нашим гостям!
Надеюсь, ваше настроение улучшилось, и мы начинаем наше занятие.
Предлагаю прослушать мелодию «Журчание воды» и немного помечтать.
Закройте глаза, что вы представили?
О чем пойдет речь на уроке? (о воде)
Каким цветом она обозначена на карте?
Назовите мне самую маленькую частицу воды, которую мы встречаем не
только в природе, но и в повседневной жизни? (капля)
Правильно! Посмотрите, к нам в гости пришла. Капля воды, и она будет
нашей помощницей! Эта капля путешествует по всему свету, много видела,
много интересного знает о воде.
А что вы знаете о воде? Какой только воды не бывает на свете!
Ребята рассказывают стихи.
1. Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная. Посмотрите на схемы и с помощью картинокпомощников повторим свойства
воды. Ответы детей.
Вода растворяет некоторые вещества.
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет цвета.
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода текучая.
Зачем человеку и всему живому нужна вода?
А теперь я вам предлагаю составить цепочку, которую капля воды проходит
за свою жизнь по Земле (карточки у каждой группы на парте)
капля родник ручей река море – океан
Молодцы! Мы многое вспомнили, но это лишь малая часть. Рассмотрим
глобус, это модель нашей земли. На нём синим цветом обозначена вода, а
коричневым суша.
Какого цвета больше? А почему нашу планету называют голубой?
(выслушиваются предположения). Да, на нашей планете воды больше, чем
земли. А где на нашей планете есть солёная вода? (в море, океане). А какая
вода нужна для человека, животных и растений? (пресная) Как вы думаете,
какой воды больше – солёной морской, океанической или пресной – из рек,
озёр, ручьёв? Воды на земле, на первый взгляд, довольно много. Но 97%
процентов это солёная вода морей и океанов и лишь 3%пресная. Если
представить земные запасы в виде полного стакана воды, то пресная вода
составляет всего 23 капли на дне стакана.
Дети, а как можно определить соленая вода в емкости или пресная?
На столе две емкости с водой. В одной вода соленая, а в другой пресная. Как
мы можем определить в какой емкости вода соленая, а в какой пресная?
Можем ли мы определить разницу с помощью зрения (наших глаз? (нет, вода
одинаковая). Можем ли мы определить с помощью рук, на ощупь? (не
можем, так как вода на ощупь одинаковая) Можем ли мы сделать это с помощью обоняния по запаху?) (не можем, так
как вода по запаху одинаковая).
Можем ли мы определить на слух? (Нет.)
Можем ли определить на вкус? (Приглашаю 1 ребенка. Вывод – можем, так
как вода на вкус разная).
Итог: значит соленость воды мы можем определить на вкус.
А как вы думаете, можно определить соленая или пресная вода в стакане, не
пробуя ее на вкус? А что думают наши гости?
Сегодня я расскажу вам о том, как узнать это с помощью сырого куриного
яйца. Как вы думаете, что я буду делать? (выслушиваю все предположения
детей). Проведем опыт с сырым яйцом. Помещаем яйцо в первую емкость, что
мы видим? (яйцо тонет). А во второй емкости? (яйцо не тонет). Значит яйцо
не тонет в соленой воде.
Изза растворенной в ней соли соленая вода плотнее, а значит, лучше держит
предметы на поверхности.
Вывод: сырое яйцо в соленой воде не тонет, а в пресной тонет.
Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими
лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках,
конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех
живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не
только "поит", но ещё и кормит по морям и океанам плавают тысячи
рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях.
Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!
Ребята, а вы знаете ещё чтонибудь о воде.
Выступления обучающихся.
Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика около 50 %.
Основная часть мозга – вода.
Человек может прожить без пищи 3 4 недели, а без воды лишь несколько
дней. Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут
запасы воды.
Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В
отвесной скале каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая
струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала
священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И всё же спустя века
нашёлся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие.
Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была
недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня. (Так как негде
стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала
существовать)
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему
живому на планете. Водные массы оказывают благотворное влияние на
климат. Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие
горные породы. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное
вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком,
твердом и газообразном.
1. Вода бывает в жидком состоянии.
2. В твёрдом состоянии. Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии. При
температуре 0 С. и ниже вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и
в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там
они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так
образуется снег.
3. В газообразном состоянии. Если протереть мокрой тряпкой классную
доску, то через некоторое время доска станет сухой. Вода с неё испарилась,
то есть превратилась в пар – прозрачный бесцветный газ. Водяной пар – это
вода в газообразном состоянии.
С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх.
Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах
обычно лежит снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных
капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются
облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие
расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы воспевали её, поэты
посвящали ей удивительные строки. О воде сложено много пословиц и
поговорок.
Практическое задание. Сложить из набора слов пословицу. Данилу решить
графический диктант.
1. В …………………………….. черти водятся (тихом омуте) 2. В…………………………воду не удержишь (в решете)
3. Не всякая водица…………………. годится (для питья)
4. Не плюй в колодец, пригодится………………………… (воды напиться)
5. Нужно наклониться, чтоб ………………… напиться (из ручья воды)
6. После пожара за………………….. (водой не бегут)
7. Вода и…………………. точит (камень)
8. Не зная броду, ………………………….. (не суйся в воду)
9. Под лежачий камень………………………… (вода не течет)
10. Пролитую воду не …………………………. (соберешь)
11. Вилами ………………………………………… (по воде писано).
Работа обучающихся.
А теперь ребята попробуем представить, что судно, на котором вы плыли
потерпело крушение. Те, кто спасся оказались на необитаемом острове. Жара,
пить хочется! Вот мы и на острове. Жарато какая! Солнце печет, пить
хочется. А вот и болото.
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С зеленоватой пленкой.
Я думаю, что здесь мы сможем воды напиться.
Можно ли пить воду из болота и почему? (Нельзя, она грязная, можно
заболеть).
Давайте попробуем очистить грязную воду. Как это сделать?
(Профильтровать)
Из чего можно сделать фильтр? (Из тряпочки, из салфетки, воронку можно
сделать из бутылки) В: Давайте этот опыт проделаем. (Взять для опыта чистую банку, воронку,
салфетку)
Какая вода стала? (Чистая)
Куда может пригодиться эта вода? (полить растение, но пить ее нельзя)
Где ещё можно взять воду пригодную для питья? (Найти родник, но воду
фильтровать, кипятить)
В природе чистой воды нет. Как правило, все водоёмы на планете содержат
растворы различных солей. Для того, чтобы получить чистую воду используют
различные способы ее очистки. Например, берут два сосуда, в один наливают
воду и нагревают ее, пар, который образуется в процессе нагрева, по
специальной трубе, которая соединяет оба сосуда, поступает в закрытый
сосуд. После охлаждения этот пар превращается в чистую воду, которую
хранят в закрытых сосудах. Такую воду используют для приготовления
лекарственных растворов.
Загрязнённую воду можно очистить с помощью угля. Такой способ
достаточно прост, и его можно использовать в домашних условиях. Для
проведения опыта нам потребуется: марля, две ёмкости, уголь
активированный и загрязнённая вода. Итак, возьмем обычный активированный
уголь, который найдется в любой домашней аптечке, смешиваем его с водой,
затем процеживаем полученный раствор через марлю. В результате
проведенного опыта мы получили бесцветную, чистую воду. Такая вода
пригодна для употребления её в пищу.
Представьте себе, как выглядела бы наша Земля, исчезни с нее внезапно вода.
Мрачные, зияющие “глазницы” морских океанских впадин, покрытые толстым
слоем солей, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные
породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.
Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого существа на мертвой Земле!
Французский писатель Антуан де СентЭкзюпери так сказал о воде: “Вода, у
тебя ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь
нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете”. Итак, я думаю, что вы узнали много нового сегодня на занятии. Помните, что
капля воды дороже алмаза. Не забывайте, что люди иногда познают ценность
воды слишком поздно, когда колодец пересыхает. Если вы просто добавите
воды, то заиграет музыка жизни. Без воды жизнь невозможна. Все умирает
вокруг. Вода оживляет, наполняет, очищает, помогает. Вода это – сок жизни!
Вода – это вкус жизни! А я призываю вас беречь наше богатство!
Гостям раздаются памятки.
Памятка
Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого
крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
Своевременно ремонтируйте краны.
Не засоряйте водоёмы.
Не оставляйте мусор на берегу.
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Воспитательное занятие "Вода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.