Воспитательный аспект урок географии.
Основными воспитательными задачами, которые помогает решить урок географии, являются духовно – нравственное, патриотическое и экологическое воспитание учащихся.
Мне хотелось бы остановиться на возможностях экологического воспитания на уроках географии. Процесс формирования экологической культуры на уроках географии рассматривается как единство трех проблем:
- обсуждение и разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания;
- формирование навыков экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества;
- конкретизация общих вопросов взаимодействия природы и общества конкретными примерами хозяйственной деятельности населения своей местности;
Многие темы по географии:
6 класс – «Погода», «Климат», «Причины, влияющие на климат», «Биосфера», «Взаимосвязи компонентов природы» и «Человек – часть биосферы».
7 класс – «Земля – уникальная планета», «Атмосфера», «Литосфера», «Географическая оболочка», «Природные комплексы», «Земля - планета людей».
8 класс - «Особенности природы и природные ресурсы», «Климат и человек», «Водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Природные комплексы России».
9 класс – «Природные условия и человек», «Население России», «Хозяйство России», «Отрасли промышленности», «АПК», тесно связаны с вопросами экологии и их невозможно представить без анализа экологических проблем.
Одним из приемов формирования экологической культуры на уроках географии является использование поэтических образов, которые оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, прививают бережное отношение к ней.
Наибольшие возможности для решения экологических задач открываются в курсе географии 9 класса. Здесь рассматриваются различные сферы материального производства, в процессе изучения которых возможно акцентировать внимание на их специфических экологических проблемах и их путях их решения. В курсе экономической географии подробно рассматриваются экологические вопросы на примере строительства каскада водохранилищ на реке Волга, что предусматривает практическая работа «Экологические проблемы Волги - оценка и пути их решения».
Вопросы экологии освещаются в обязательном порядке при рассмотрении всех промышленных комплексов, начиная с АПК и заканчивая ВПК с последствиями использования ядерного топлива и ядерного вооружения.
Экологическое содержание курса географии располагает еще и огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности, чувства патриотизма.
В теме "Климат России" указывается, как его особенности отразились на характере русского народа: - продолжительные снежные и морозные зимы – выносливость людей;
- стремление в короткое северное лето, отпущенное природой, переделать много дел породила способность населения к напряженному труду с последующим генетически врожденным трудолюбием.
Все указанные приемы способствуют формированию экологической культуры учащихся, учат их любить и беречь природу. Однако, из – за нехватки времени расширение экологической информации возможно в ограниченных размерах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.