«Мы памяти своей верны»
18 февраля ЛНР отметит одну из важных дат в истории нашей Республики – годовщину освобождения Дебальцевского котла (18 февраля 2015 г.).
Сегодня мы постараемся вспомнить то, как наш народ смог выстоять и победить в той войне, какое мужество было проявлено при этом, сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали долгие дни той войны.
Дебальцево. Основано в 1878 году. Крупнейший железнодорожный узел, автотрасса Харьков-Ростов. Находится на стыке двух республик. Стратегический пункт в период боевых действий.
После провозглашения Донецкой Народной Республики Дебальцево перешло под контроль ополчения. Во второй половине июля 2014-го ВСУ предприняли наступление на Дебальцево со стороны Артемовска с целью отсечь ДНР от ЛНР.
Одновременно ВСУ стремится замкнуть кольцо вокруг Луганска. Дабы лишить республики автомобильного сообщения по трассе Луганск-Донецк, враг перерезает в августе трассу у поселка Белое. Железнодорожное сообщение становится невозможным после взятия Дебальцево.
В августе части ВСУ прорываются на территорию ЛНР в граничащий с ДНР Перевальский район. Захвачен поселок Чернухино.
Со второй половины августа подразделения ЛНР наносят удары по противнику. Деблокирован Луганск, враг выбит с ряда населенных пунктов Лутугинского, Славяносербского, Перевальского районов. Чернухино, которое Киев, исключив из состава Перевальского района, включил в состав Попаснянского района, освободить не удалось. 5 сентября 2014г. подписано первое соглашение о прекращении огня в г. Минске. Наступило перемирие.
Перемирие не мир. Обстрелы территорий республик продолжались ежедневно. Особенно они активизировались после проведения выборов в ноябре.
Оставалась угроза рассечения республик – Дебальцевский выступ («карман») - почти 30-километровое вклинение украинских войск, создававшее предпосылки для наступления с той же целью, что и летом-14 – рассечь республики и задавить по частям.
Для этого сразу после Минска-1 вплоть до января 2015 года здесь формируется группировка ВСУ примерно в 8 тысяч человек, включавшая в себя не менее 6 дивизионов РСЗО «Град», не менее 6 дивизионов буксируемых и самоходных гаубиц, противотанковую артиллерию, минометы, бронетехнику.
В целом же общая численность ВСУ, Нацгвардии, добровольческих батальонов, МВД и СБУ в районе зоны АТО по разным источникам составляла на январь 2015 года 30 - 40 тысяч человек.
Враг наращивает мощь артударов по Донецку, Горловке…Тяжелая обстановка в аэропорту г. Донецка. Киев поставил задачу – любой ценой оставить аэропорт за собой. Рождается миф о непобедимых «киборгах».
Противник обстреливает населенные пункты ЛНР – артудары по Луганску, Славяносербску, Стаханову, Первомайску, Кировску… по большим и малым населенным пунктам вдоль линии разграничения. Активизировались диверсионные группы. Практически ежедневно вдоль Бахмутской трассы идут бои за господствующие высоты, номерные блок-посты.
Местами противник предпринимает попытки перехода к действиям наступательного характера. В бой вводятся резервы, подкрепляются пошатнувшиеся участки.
На начало февраля противник достаточно прочно держит позиции в пригородах Дебальцево и отбивает атаки на Чернухино. Потеря Чернухино означала бы откат фронта, уменьшение Дебальцевского выступа.
Бои за Чернухино. Ожесточенные, многодневные. Подразделения ЛНР, в том числе Алексея Мозгового и Павла Дремова, буквально «прогрызая» оборону противника, продвигаются вперед, сжимая Дебальцевский выступ.
И вот, совместными усилиями подразделений ДНР и ЛНР выступ замкнут – «котел». Не удалось генштабу ВСУ, как планировалось, рассечь республики. Не рассекли, а сами угодили в «котел».
Из «котла» ВСУ «планово» бежали, бросая убитых, раненых, технику.
18 февраля 2015 года над Дебальцево поднят флаг Новороссии.
Непосредственно после завершения боевых действий в городе оставалось около 5 тысяч человек. До войны проживало свыше 25 тысяч. Разрушено 80 процентов зданий и жилых домов, не работали все учреждения. Сразу после освобождения начались восстановительные работы. Будет установлена мемориальная доска. Надпись гласит: «Вечная память братьям и сестрам, отдавшим свою жизнь за освобождение Дебальцево от украинских карателей. 2014-2015».
18 февраля 2015 года военные подразделения республики полностью овладели поселком Чернухино, интенсивные бои за который шли последние две недели. В штурме были задействованы силы МВД, Народной Милиции. Над поссоветом флаг ЛНР подняли бойцы 3-го мотострелкового батальона 2-й бригады Народной Милиции.
Правительство Республики приняло решение об отправке в поселок, в котором оставалось около 300 жителей, гуманитарного груза и специалистов по восстановлению электросетей и газопровода. Жители получили продовольствие: хлеб, консервы, муку, крупы…
Войн без потерь не бывает. Лишь некоторые имена, павших в ходе Дебальцевской операции.
Максим Мартаков («105-й»). Во время летнего (2014) наступления ВСУ к Изварино рвались с севера и юга механизированные «клещи», которые должны были замкнуть кольцо вокруг республик, перекрыв им снабжение. «105» и его бойцы сыграли важную роль в обороне Изварино. Когда 5 февраля из Чернухино эвакуировались жители, живым щитом стали бойцы Краснодонской военной полиции под командованием Максима Мартакова. Он был смертельно ранен в бою под Чернухино.
Всеволод Петровский. Входил в состав Политотдела бригады «Призрак» Алексея Мозгового. Занимался информационным обеспечением, снимал репортажи для телевидения. Смертельно ранен при артобстреле под поселком Комиссаровка.
Валерий Липицкий. Командир 2-го танкового батальона. Погиб в районе населенного пункта Смелое (31 блокпост) Славяносербского района. 7 августа 2015 года в Ленинском РОВД МВД ЛНР открыли мемориальную доску в память о бывшем сотруднике Луганской милиции, герое-танкисте, подполковнике Валерии Липицком.
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Республики. Представляла смертельную угрозу для всего населения нашей Республики. Планировали истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы. А вместе с народом города, села наших необъятных республик. Те, кто сражался, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.
Нет, не до седин. Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле и в лазури
Февральского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в снегу!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я — сто лет проживу!
Укутайте Донбасс мой в тишину.
Укройте мирным небом, словно пледом.
Пусть отдохнет он, вопреки всем бедам,
Пусть станет детский плач ему неведом.
Не возвращайте на Донбасс войну.
Зажгите в храмах тысячи свечей.
За всех, в подвалах стывших до рассвета.
За претерпевших скорби без ответа.
За деток, ставших Ангелами света
И не проклявших нас и палачей.
Всем нам нести и память, и вину.
Сквозь слезы, пустоту, дымы пожарищ.
Сквозь кладбища, где каждый холм товарищ.
Сквозь боль, руины, шрамы черных сгарищ
За тех, кто не прорвался сквозь войну.
На войне, с глазами скорбными,
С горькой складочкой у рта,
По руинам и убежищам
Пробиралась Доброта.
Шла тихонько меж обстрелами
От дверей и до дверей
И несла кому-то яблочек,
А кому-то сухарей.
Мужикам чаек и курево,
Кашу, теплые носки,
Леденцы в ладошки детские,
Бабам – слово от тоски.
И усталые, чумазые –
Никола и ни двора –
Открывали люди души ей.
Улыбалась детвора.
Друг об друга, как у печечки,
Грелись теплотой речей.
И делились хлебной корочкой
И огарками свечей.
И под «Градами» и пулями,
За терпения чертой
Мой Донбасс роднился душами.
И спасался Добротой.
Война была жестокой. Но не ожесточалось сердце солдата, не грубело, не черствело. Оно любило и страдало.
Забыть войну герои уже не смогут никогда. По сей день в их душе живёт щемящая боль, чувство вины перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.