Воспитательный потенциал урока математики в СПО
Оценка 4.8

Воспитательный потенциал урока математики в СПО

Оценка 4.8
docx
24.11.2022
Воспитательный потенциал урока математики в СПО
Доклад к ПС Рыбина Т.В. 20.05.22.docx

Доклад: «Воспитательный потенциал урока математики»

 

Преподаватель математики

Т.В. Рыбина

 

Эпиграфом к докладу взяты слова замечательного писателя Антуана Сент-Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание» (слайд 2).

Урок, как основная форма организации учебной деятельности, обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся.Составляя конспект занятия и определяя воспитательные задачи, необходимо учитывать структуру воспитательного потенциала (слайд 3).

Он включает в себя воспитательные возможности организации урока, воспитательные возможности содержания образования, воспитательные возможности, обусловленные спецификой предмета. При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности обучающегося на каждом этапе.

Инструментом реализация воспитательного потенциала являются отбор материала, структура урока и организация общения (слайд 4).

На примере урока систематизации и обобщения знаний по теме «Площадь криволинейной трапеции» для 1 курса 07.02.01 Архитектура можно увидеть, как реализуются воспитательные задачи. Были поставлены следующие задачи урока: воспитание умения работать в команде для достижения поставленной цели, воспитание познавательной активности, культуры общения, воспитание интереса к математике как части общемировой культуры (слайд 5).

При подготовке к занятию, определяя круг воспитательных задач, я опиралась на личностные результаты, формирующие портрет выпускника СПО (слайд 6).

ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и

видах деятельности.

При реализации воспитательных задач урока также формируются следующие общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (слайд 7).

Подобранный для урока материал содержит не только формулы и определения, но и исторические сведения, интересные факты, что способствует воспитанию интереса к математике, повышает познавательную активность, т.к. обучающиеся принимали непосредственное участие в отборе материала, готовили сообщения и презентации. На этапе мотивации я не просто озвучиваю цели урока, обсуждаю с ребятами, какие личностные качества им понадобятся для достижения результатов. Это необходимо для воспитания культуры общения и самостоятельности.

В ходе урока применялись следующие формы организации обучающихся: фронтальный опрос, индивидуальные задания тесты, работа в парах.

Например, для каждой пары дается задание «Вычислить площадь заштрихованной фигуры». задача состоит в том, чтобы каждый работающий в паре был занят своей работой, а именно вычислением площади одной из криволинейных трапеций, из которых, состоит заштрихованная фигура, и общими усилиями смогли бы вычислить площадь всей фигуры. (слайд 7). (Например, первый ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у=4-х2, у=0 и х=0; второй ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у= 4 – х, у = 0 и х = 0.). Вместе они находят общую площадь. 

Работая в парах, ребята учатся работать в команде, договариваться, воспитывается толерантное отношение к товарищам, умение объединять усилия для достижения результата. Во время обсуждения и анализа заданий происходит воспитание культуры общения и диалога.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Я использовала такие формы: карточки-тренажеры контролирующего характера, самоконтроль, взаимоконтроль. При взаимоконтроле я предлагала проверить и оценить работу товарища, обсудить оценку, прийти к согласию, что позволяет воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие.

Также важным элементом урока для реализации воспитательных задач является рефлексия. На этом этапе вместе с учащимися я обсуждаю и анализирую успехи и неудачи, их причины, что способствует воспитанию критичности, самостоятельности, силы воли. После обсуждения обучающиеся оценивают по свое участие в уроке в карточке рефлексии (слайд 8).

Остановлюсь на таком аспекте реализации воспитательного потенциала на уроке математики, как проблемное обучение.

Урок с применением этой технологии проводился на 1 курсе в группе специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции. Тема урока: «Объемы многогранников и тел вращения». Воспитательные задачи урока: воспитание интереса к математике как инструменту решения задач профессиональной направленности; воспитания чувства уважения и взаимоуважения; воспитание самостоятельности, критичности мышления, умения добиваться поставленной цели (слайд 10).

Наряду с этим происходит формирование общих компетенций, таких как:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (слайд 11-12).

Особенность использования методики проблемного обучения: урок начинается не с озвучивания темы и целей урока, а с предложения решить задачу, ориентированную на последующую профессиональную деятельность: «Рассчитать расход бетонного раствора для заливки 10 канализационных  колец с внутренним диаметром 1000 мм, внешним диаметром 1160 мм и высотой 900 мм. Сколько необходимо грузовых машин грузоподъемностью 5т для перевозки этих колец, если плотность бетона 2200 кг/ м3?» (слайд 11).

Обучающиеся в процессе обсуждения способов решения сталкиваются с проблемой-имеющихся знаний недостаточно. Как решить проблему? Что для этого необходимо сделать, как вы думаете? Обучающиеся делают вывод, что необходимы новые знания. После объяснения нового материала студенты самостоятельно решают задачу, вызвавшую затруднения в начале урока. Происходит воспитание познавательной активности, воспитание интереса к математике, как инструменту решения профессиональных задач, наряду с формированием общих компетенций начинается формирование профессиональных компетенций.

Следующий этап урока-работа в малых группах. Группа делится на пять бригад, бригадиры отбирают «работников», каждая бригада получает задание. Также выбираются трое «экспертов», которым предстоит оценить работу бригад. Эксперты озвучивают критерии оценивания, следят за процессом решения. На этом этапе моя функция «наблюдательная». По окончании отведенного времени эксперты оценивают работы и объявляют результаты. Происходит воспитание самостоятельности, ответственности за общую работу, воспитание умения вести диалог.

Этап рефлексии: каждая бригада рисует смайлик, выражающий отношение к уроку и заполняет таблицу «Плюс, минус, интересно». Вместе со студентами в ходе обсуждения итогов урока выясняем сложные моменты, причины затруднений.

Таким образом воспитывается умение объективно оценивать себя и других, самокритичность, воспитывается культура речи, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

В заключение, важно помнить, что методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

 

 

Преподаватель математики        Рыбина Т.В.


 

Доклад: «Воспитательный потенциал урока математики»

Доклад: «Воспитательный потенциал урока математики»

При реализации воспитательных задач урока также формируются следующие общие компетенции:

При реализации воспитательных задач урока также формируются следующие общие компетенции:

Остановлюсь на таком аспекте реализации воспитательного потенциала на уроке математики, как проблемное обучение

Остановлюсь на таком аспекте реализации воспитательного потенциала на уроке математики, как проблемное обучение

Этап рефлексии: каждая бригада рисует смайлик, выражающий отношение к уроку и заполняет таблицу «Плюс, минус, интересно»

Этап рефлексии: каждая бригада рисует смайлик, выражающий отношение к уроку и заполняет таблицу «Плюс, минус, интересно»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022