Консультация для родителей: "Взрослым о дидактической игре дошкольника с ЗПР"
Оценка 4.8

Консультация для родителей: "Взрослым о дидактической игре дошкольника с ЗПР"

Оценка 4.8
docx
07.04.2022
Консультация для родителей: "Взрослым о дидактической игре дошкольника с ЗПР"
Взрослым о дидактической игре дошкольника.docx

Консультация для родителей:

«Взрослым о дидактической игре дошкольника»

Фразу «обучение через игру» родители часто слышат из уст педагогов, работающих с дошкольниками. Но что же такое игра, возможно ли через игру чему – то научить ребенка, и какова при этом роль взрослого? Предлагаем попробовать разобраться в этих вопросах.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития.

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.

В игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

В  игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

А какие же виды игр в деятельности ребенка можно выделить?

Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные).

В отечественной дошкольной педагогике сложились несколько классификаций детских игр.

Так С.Л. Новоселова предлагает классификацию, которая базируется на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Она выделяет:

1) творческие игры (по инициативе ребенка)

2) игры с правилами (по инициативе взрослого)

3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрально-художественные, режиссерские игры. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.

Игры с правилами проводятся по разработанным взрослыми правилам, предусматривают предварительное ознакомление детей с этими правилами. Игры с правилами специально созданы народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, которые являются непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка, при выполнении какого – либо задания. Ребенка в играх с правилами привлекает игровой процесс, желание добиваться результата, выигрывать.

Игры с правилами делятся на: дидактические и подвижные игры.

Сегодня мы поговорим с вами о дидактических играх.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольника, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Выделяются структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется взрослым  и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия— основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил взрослый управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Результат. Решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра, как разновидность игр с правилами,  выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.

Дидактические игры являются незаменимым средством для развития речи детей. С их помощью пополняется и формируется словарный запас, совершенствуется умение грамматически правильно строить устную речь, составлять рассказ, развернуто и  полно отвечать на поставленный вопрос.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные (с картинками) и словесные игры.

 

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач,  в определении предмета по какому-либо одному качеству и др.

Настольно-печатные (игры с картинками) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок итд)

 

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дошкольники используют приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

Для коррекции нарушений речи у детей с ОНР целенаправленная работа по развитию речи должна вестись не только в детском саду, но и дома, во время общения родителей с детьми.

 Ведь только совместными усилиями мы можем решить многие проблемы. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию подборку игр, которые помогут вам расширить словарный запас детей.


 

Игры предметами:

Д.И. «Чего не стало».

Выложите перед ребенком 5-6 небольших предметов, предложите внимательно посмотреть, назвать их. Скажите, что он должен  их запомнить. Затем пусть отвернется или закроет глаза. Взрослый в это время убирает один предмет. Ребенок должен назвать чего не стало. Обращайте внимание на ответ малыша. Пусть он говорит полным предложением. Например: «на столе не стало ручки». Постепенно количество предметов можно увеличить. Затем можно усложнить задачу. Предложить не только назвать предмет, но и описать его.

 

Игра «Из чего сделано? »

Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Взрослый показывает на предмет и говорит из чего он, а ребенок отвечает, какой это предмет. Например: «Это сапоги из кожи - это кожаные сапоги» итд. Затем можно предложить ребенку составить предложения с данным словосочетанием. Например: У Маши есть кожаные сапоги.

 

Д.И. «Что в магазине?»

(на дифференциацию существительных единственного. и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («в магазине) — несколько предметов.

Взрослый спрашивает: «У меня яблоко, а в магазине?». Ребенок отвечает: «А в магазине — яблоки». «У меня огурец, а в магазине? В магазине — огурцы».

Вариант игры: Взрослый говорит: у меня яблоко, а в магазине много... Ребенок отвечает: А в магазине много яблок.

 


Игры с картинками.

Д.И. «Магазин»

В этой игре взрослый берет на себя роль продавца, а ребенок - роль покупателя. Предложите ребенку рассмотреть внимательно предложенные картинки, а затем скажите, что для того, чтобы купить какой-то предмет, он должен не назвать его, а описать его(какой по цвету, по материалу, по величине, какие детали у него есть и тд. Эту игру можно проводить на различном по содержанию материале. Это могут быть картинки с изображением посуды, мебели, одежды и тд. Аналогично можно провести игру «Зоопарк». Тогда игровая задача состоит в описании животных и птиц.

Д.И. «Четвертый лишний»

Взрослый выкладывает перед ребенком четыре карточки. На трех из них изображены предметы, относящиеся к  одному родовому понятию, а на четвертой - отличное. Например: три овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, что в данном ряду лишнее и почему.

Д.И «Что где?»

Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку (например, в книжке со сказкой) и ответить на вопросы по ней «Где находится?». Взрослый следит, чтобы в ответах на вопросы ребенок использовал предлоги (в, на, над, по, под, между, около, перед др). За каждый правильный ответ ребенок получает поощрение (фишку)

Д.И «Что изменилось?»

Положите перед ребенком 5-6 предметных картинок, предложите запомнить порядок расположения, после закрыть глаза. Незаметно для ребенка поменяйте расположение картинок и спросите малыша, что изменилось. Пусть он не просто покажет, как было первоначально, а попробует объяснить, используя слова: за , между, впереди, позади итд


 

Словесные игры.

Д.И. «Назови ласково»

Взрослый называет предмет (животное, мебель, посуду итд) и бросает мяч ребенку, ребенок в ответ должен назвать заданное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и перебросить мяч взрослому (Солнце-солнышко).

Д.И. «Я знаю пять названий…»

Взрослый бросает мяч ребенку со словами: Я знаю пять названий…. (например: овощей). Ребенок ловит мяч и называет морковь раз, перебрасывает мяч взрослому, тот называет свой овощ и бросает ребенку.  Игра продолжается до пяти предметов. В дальнейшем число предметов можно увеличить. Содержание игры может быть различным: машины, деревья, цветы итд. Не назвавший слово, отдает фант.

Д.И. «Наоборот»

Взрослый называет слово, а ребенок должен в ответ назвать слово противоположное по смыслу (День-ночь, горячий-холодный, приехал-уехал). Благодаря этой игре у ребенка расширяется словарь антонимов. По аналогии можно провести игру «Парочка». Цель ее назвать синоним (например: доктор-врач, веселый-радостный)

Д.И. «Кто подберет больше слов?»

(закрепление формы винительного падежа).

Взрослый  предлагает ребенку назвать как можно больше слов, отвечая на вопрос. «Что можно…» Например:

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, блузку и т. д.)

— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шуб, юбку, колготки и т.д.)

— Что можно поливать? (Овощи, цветы, дорогу, огород и тд)


Д. И. «Продолжи предложение»

Взрослый говорит первую часть сложноподчиненного предложения, а ребенок должен закончить его, согласуя слова в предложении. Например: «Мы не пошли на прогулку, потому что….». «Я взяла с собой сумку для того, чтобы….»

Д. И. «Чем можно?»

(закрепление формы творительного падежа).

Взрослый  задает вопрос: Чем можно…(например: рубить) ребенок должен дать правильный ответ: «топором». За каждый неправильный ответ, ребенок отдает фант.

умываться — водой,

резать — ножом, ножницами

вытираться — полотенцем итд.

Д.И. «Сделай, не ошибись»

(закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).

Взрослый предлагает ребенку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

— выше другого предмета. Где она?

Д.И. «Какой, какая, какое»

Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов к определенному предмету отвечающих на вопрос: «Какой, или какая, или какое? Например: яблоко - спелое, сочное, круглое, сладкое, гладкое и тд


 

Консультация для родителей: «Взрослым о дидактической игре дошкольника»

Консультация для родителей: «Взрослым о дидактической игре дошкольника»

А какие же виды игр в деятельности ребенка можно выделить?

А какие же виды игр в деятельности ребенка можно выделить?

Сегодня мы поговорим с вами о дидактических играх

Сегодня мы поговорим с вами о дидактических играх

Правила игры. В дидактической игре правила являются заданными

Правила игры. В дидактической игре правила являются заданными

Настольно-печатные (игры с картинками)

Настольно-печатные (игры с картинками)

Игры предметами : Д.И. «Чего не стало»

Игры предметами : Д.И. «Чего не стало»

Игры с картинками. Д.И. «Магазин»

Игры с картинками. Д.И. «Магазин»

Словесные игры. Д.И. «Назови ласково»

Словесные игры. Д.И. «Назови ласково»

Д. И. «Продолжи предложение»

Д. И. «Продолжи предложение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022