Консультация для родителей:
«Взрослым о дидактической игре дошкольника»
Фразу «обучение через игру» родители часто слышат из уст педагогов, работающих с дошкольниками. Но что же такое игра, возможно ли через игру чему – то научить ребенка, и какова при этом роль взрослого? Предлагаем попробовать разобраться в этих вопросах.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.
В игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
В игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
А какие же виды игр в деятельности ребенка можно выделить?
Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные).
В отечественной дошкольной педагогике сложились несколько классификаций детских игр.
Так С.Л. Новоселова предлагает классификацию, которая базируется на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Она выделяет:
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
2) игры с правилами (по инициативе взрослого)
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрально-художественные, режиссерские игры. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.
Игры с правилами проводятся по разработанным взрослыми правилам, предусматривают предварительное ознакомление детей с этими правилами. Игры с правилами специально созданы народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, которые являются непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка, при выполнении какого – либо задания. Ребенка в играх с правилами привлекает игровой процесс, желание добиваться результата, выигрывать.
Игры с правилами делятся на: дидактические и подвижные игры.
Сегодня мы поговорим с вами о дидактических играх.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольника, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Выделяются структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется взрослым и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия— основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил взрослый управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Результат. Решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра, как разновидность игр с правилами, выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.
Дидактические игры являются незаменимым средством для развития речи детей. С их помощью пополняется и формируется словарный запас, совершенствуется умение грамматически правильно строить устную речь, составлять рассказ, развернуто и полно отвечать на поставленный вопрос.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные (с картинками) и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, в определении предмета по какому-либо одному качеству и др.
Настольно-печатные (игры с картинками) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок итд)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дошкольники используют приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
Для коррекции нарушений речи у детей с ОНР целенаправленная работа по развитию речи должна вестись не только в детском саду, но и дома, во время общения родителей с детьми.
Ведь только совместными усилиями мы можем решить многие проблемы. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию подборку игр, которые помогут вам расширить словарный запас детей.
Игры предметами:
Д.И. «Чего не стало».
Выложите перед ребенком 5-6 небольших предметов, предложите внимательно посмотреть, назвать их. Скажите, что он должен их запомнить. Затем пусть отвернется или закроет глаза. Взрослый в это время убирает один предмет. Ребенок должен назвать чего не стало. Обращайте внимание на ответ малыша. Пусть он говорит полным предложением. Например: «на столе не стало ручки». Постепенно количество предметов можно увеличить. Затем можно усложнить задачу. Предложить не только назвать предмет, но и описать его.
Игра «Из чего сделано? »
Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Взрослый показывает на предмет и говорит из чего он, а ребенок отвечает, какой это предмет. Например: «Это сапоги из кожи - это кожаные сапоги» итд. Затем можно предложить ребенку составить предложения с данным словосочетанием. Например: У Маши есть кожаные сапоги.
Д.И. «Что в магазине?»
(на дифференциацию существительных единственного. и множественного числа).
У взрослого один предмет, у ребенка («в магазине) — несколько предметов.
Взрослый спрашивает: «У меня яблоко, а в магазине?». Ребенок отвечает: «А в магазине — яблоки». «У меня огурец, а в магазине? В магазине — огурцы».
Вариант игры: Взрослый говорит: у меня яблоко, а в магазине много... Ребенок отвечает: А в магазине много яблок.
Игры с картинками.
Д.И. «Магазин»
В этой игре взрослый берет на себя роль продавца, а ребенок - роль покупателя. Предложите ребенку рассмотреть внимательно предложенные картинки, а затем скажите, что для того, чтобы купить какой-то предмет, он должен не назвать его, а описать его(какой по цвету, по материалу, по величине, какие детали у него есть и тд. Эту игру можно проводить на различном по содержанию материале. Это могут быть картинки с изображением посуды, мебели, одежды и тд. Аналогично можно провести игру «Зоопарк». Тогда игровая задача состоит в описании животных и птиц.
Д.И. «Четвертый лишний»
Взрослый выкладывает перед ребенком четыре карточки. На трех из них изображены предметы, относящиеся к одному родовому понятию, а на четвертой - отличное. Например: три овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, что в данном ряду лишнее и почему.
Д.И «Что где?»
Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку (например, в книжке со сказкой) и ответить на вопросы по ней «Где находится?». Взрослый следит, чтобы в ответах на вопросы ребенок использовал предлоги (в, на, над, по, под, между, около, перед др). За каждый правильный ответ ребенок получает поощрение (фишку)
Д.И «Что изменилось?»
Положите перед ребенком 5-6 предметных картинок, предложите запомнить порядок расположения, после закрыть глаза. Незаметно для ребенка поменяйте расположение картинок и спросите малыша, что изменилось. Пусть он не просто покажет, как было первоначально, а попробует объяснить, используя слова: за , между, впереди, позади итд
Словесные игры.
Д.И. «Назови ласково»
Взрослый называет предмет (животное, мебель, посуду итд) и бросает мяч ребенку, ребенок в ответ должен назвать заданное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и перебросить мяч взрослому (Солнце-солнышко).
Д.И. «Я знаю пять названий…»
Взрослый бросает мяч ребенку со словами: Я знаю пять названий…. (например: овощей). Ребенок ловит мяч и называет морковь раз, перебрасывает мяч взрослому, тот называет свой овощ и бросает ребенку. Игра продолжается до пяти предметов. В дальнейшем число предметов можно увеличить. Содержание игры может быть различным: машины, деревья, цветы итд. Не назвавший слово, отдает фант.
Д.И. «Наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок должен в ответ назвать слово противоположное по смыслу (День-ночь, горячий-холодный, приехал-уехал). Благодаря этой игре у ребенка расширяется словарь антонимов. По аналогии можно провести игру «Парочка». Цель ее назвать синоним (например: доктор-врач, веселый-радостный)
Д.И. «Кто подберет больше слов?»
(закрепление формы винительного падежа).
Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов, отвечая на вопрос. «Что можно…» Например:
— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, блузку и т. д.)
— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шуб, юбку, колготки и т.д.)
— Что можно поливать? (Овощи, цветы, дорогу, огород и тд)
Д. И. «Продолжи предложение»
Взрослый говорит первую часть сложноподчиненного предложения, а ребенок должен закончить его, согласуя слова в предложении. Например: «Мы не пошли на прогулку, потому что….». «Я взяла с собой сумку для того, чтобы….»
Д. И. «Чем можно?»
(закрепление формы творительного падежа).
Взрослый задает вопрос: Чем можно…(например: рубить) ребенок должен дать правильный ответ: «топором». За каждый неправильный ответ, ребенок отдает фант.
умываться — водой,
резать — ножом, ножницами
вытираться — полотенцем итд.
Д.И. «Сделай, не ошибись»
(закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).
Взрослый предлагает ребенку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
- Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?
— выше другого предмета. Где она?
Д.И. «Какой, какая, какое»
Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов к определенному предмету отвечающих на вопрос: «Какой, или какая, или какое? Например: яблоко - спелое, сочное, круглое, сладкое, гладкое и тд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.