«Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия»
(Воспитательское мероприятие с родителями)
Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- воспитание трудолюбия ребёнка.
Задачи:
- развить природные задатки каждого ученика в определённых видах деятельности;
- помочь ребёнку добиться положительных результатов в труде.
Оборудование: фотографии.
Ход мероприятия.
1. Информационная часть.
Воспитатель.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребёнку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет здоровье ребёнка, физические силы, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, сосредоточенность, наблюдательность, тренирует внимание, память, активизирует восприятие.
Труд – важнейшее средство воспитания. Очень важно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание целей действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранным инструментом, осуществление действий в определённой последовательности, оценка результатов труда.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
В интернате при работе с детьми применяются различные виды деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трём направлениям.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены. Организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как «Личная гигиена воспитанника» и др., инструктивные занятия (личная гигиена юноши; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки; занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируется комплексный навык ухода за телом соблюдение режима; умение ухаживать за обувью и одеждой.
Большое значение придаётся общественно-полезному труду.
Для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
Хозяйственно - бытовой труд.
Уборка, утюжка, стирка и прочие дела – не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Мы воспитываем у них привычку трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Этот труд даёт возможность воспитывать аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
Хозяйственно-бытовой труд детей с ОВЗ через практические занятия включает в себя умение наводить и поддерживать порядок в спальных комнатах; во время дежурства по столовой воспитанники развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма пищи. Приведу примерное содержание хозяйственно бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Самообслуживание.
2. Работа для школы.
3. Работа по благоустройству.
4. Сбор сырья.
Сельскохозяйственный труд – это работа на участке, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.
2. Выставка «Вот какие мы!»
3. Выступление родителей.
4. Подведение итогов.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.