Возможности волшебного мира народных сказок в воспитании нравственных качеств младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.
Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка.
Основными задачами нравственного воспитания являются формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, а также выработка умений и привычек нравственного поведения.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в свойствах и качествах личности, которые ценятся в конкретном обществе, а также проявляется в отношениях, деятельности, общении, а значит и во всех аспектах социальной жизни.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного творчества является народ. Основным материалом для народных сказок служила жизнь народа. В них отражены лучшие черты народа - трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта.
Старшее поколение всегда стремилось передать детям свой жизненный опыт, воспитывать их в духе народных идеалов и понятий о добре и зле, прививать им нравственные качества, составляющие кодекс норм и правил поведения. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и её защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениям и понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Актуальным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Эти сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом.
Сказка - это сильнейшее педагогическое средство и любимый детворой жанр устного народного творчества. Это значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена. Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи сказок хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в мир фантастики.
Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке.
Несмотря на то, что в сказках, как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа. Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными словами, можно сказать, что сказки являются важнейшими словесными средствами умственного и нравственного воспитания.
Сказки обогащают морально-нравственным содержанием, настраивают детей на труд, на его красоту, развивают их эстетические качества.
Велика роль сказки в воспитании у младших школьников нравственного поведения, в воспитании добротворчества. По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-то жанр народного творчества со сказкой. Без сказок не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Из сказки молодое поколение черпает понятия справедливости и не справедливости. Сказка - сильное средство воспитания любви к Родине. Сотворённые народом сказочные герои живут тысячелетиями, доносят до сердца и разума ребёнка могучий творческий дух своего героического народа, его идеалы. Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д.
Учителю следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Beсьма важно не только найти пример, но поддержать выбор школьника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку особенно перед классом. Ученик может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности школьников.
Педагог должен акцентировать внимание школьников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Необходимо подтвердить это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.