Виды добра
а) безусловно сущее, вечно действительное совершенство – в Боге;
б) потенциальное совершенство – в человеческом сознании и воле, вмещающих в себя абсолютную полноту бытия как идеал и норму;
в) действительное становление и осуществление совершенства во всемирно-историческом процессе.
Нравственная норма общественности
безусловное значение лица в осуществлении добра и достижении «общего блага». Отсюда – главная задача в осуществлении добра: сообразовывать все социальные начинания с безусловной нравственно-общественной нормой, в особенности в борьбе с «собирательным» злом.
Недостатки «Оправдания добра»
Многие критики, по достоинству оценившие оригинальность и систематичность этико-философских построений Соловьева, усматривали главный недостаток «Оправдания добра» в преобладании духа проповеди и «субъективной, мистической фантазии» над строгой логикой и «трезвой мыслью» (Чичерин).
Список литературы
1. Чичерин Б.Н. О началах этики. – «Философские науки», 1989, № 9–12; 1990, № 1;
2. Соловьев В.С. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину). – Там же, 1990, № 2;
3. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. – Соч., т. 1. М., 1995;
4. Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 1. Л., 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.