Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

  • Мероприятия
  • doc
  • 07.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка адресовано учащимся 5-6 классов. Работа над текстом проводится с помощью технологии РКМЧП "Чтение с остановками". Мероприятие нацелено на воспитание в учащихся сострадания, любви ко всему живому. Кроме того оно учит высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям и доводам других. Эмоционально окрашенный, яркий рассказ с динамичным сюжетом не оставляет детей равнодушными. А технологии РКМЧП позволяют провести мероприятие максимально продуктивным и содержательно насыщенным.
Иконка файла материала Белогрудка.doc
Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка               Природа и человек…Огромное количество точек прикосновения двух этих   понятий.   Взаимоотношения   сложны   и   часто   непредсказуемы.   Человек возомнил,   что   он   выше,   а   значит,   имеет   право   решать   иногда   судьбы   всего живого, забывая при этом, что сам часть этого живого, и всё, что он так или иначе нарушит, отзовётся в нём самом болью, слезами, потерями. Наши дети­ горожане   природу   воспринимают   лишь   как   часть   городского   пейзажа,   а знакомство   с   животными   у   них   зачастую   ограничивается  приобретением породистого   пса   или  пушистых   хомячков.   Канули   в   лету   времена,   когда животные были для человека кормильцами, добытчиками и помощниками, что порождало совсем иные взаимоотношения. Смерть Бурёнки, дающей молоко, а значит пропитание, было сродни трагедии. Нередко и дети и детёныши домашних животных росли рядышком, грелись вместе на печи и делили один кусок хлеба на всех.            Что чувствуют нынешние дети по отношению к животным? Способны ли они   понять   и   почувствовать   заботы   и   боль   маленького   зверька?   Пробудить чувства   внимания   и   заботы,   помочь   вникнуть   в   непростые   взаимоотношения человека   и   животного   помогают   талантливо   написанные   книги   известных авторов­­­Бианки, Сладкова, Астафьева и других.  А   нетрадиционные   формы   работы   помогают   глубже   проникнуть   в   замысел произведения.  Цели внеклассного занятия: 1. Заинтересовать детей произведениями В.Астафьева. 2. Учить   читателей   делать   самостоятельные   выводы   и   оценки   на   основе 3. прочитанного.  Развивать навыки независимого мышления и умение отстаивать свою точку зрения. 4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, умение чувствовать боль не только человека, но и животных. 5. Активизировать  мыслительную  деятельность детей  в процессе  работы над произведением. Ориентиры для учащихся: 1. Учться делать свои выводы о прочитанном. 2. Учиться рассуждать и аргументировать свои мысли. 3. Не бояться высказывать суждения, отличные от других. Занятие организовано по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления  через чтение и письмо)Необходимые материалы и оборудование. Текст рассказа  В.Астафьева Белогрудка. Изображение куницы, разрезанное на несколько  частей. Портрет Астафьева. Презентация об авторе. Конспект занятия  Фаза «Вызов»             Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Астафьева «Белогрудка». Как вы думаете, о ком идёт речь в этом рассказе?               Ответы детей: белочка, кошка, собачка, даже почему­то скунс. Но все сошлись   на   едином   мнении,   что   это   животное,   причём   отличительной особенностью является белая грудка.              Это действительно животное, а именно куница. Что вы знаете о кунице? Как   только   прозвучит   какое­либо   мнение,   так   на   доске   появится   фрагмент изображения   куницы.   Постарайтесь,   чтобы   у   нас   получился   полный   портрет этого зверька.   (Это лесной зверь, у него пушистая шубка, он питается мелкими животными, живёт в норах, прыгает по деревьям.) Многие ответы просто повторялись, так как дети очень хотели, чтобы портрет получился. Однако один фрагмент­­­кончик хвоста­­­остался не приклеенным.              Вы назвали много примет этого зверька, и я надеюсь, что ещё многое узнаете, когда мы прочитаем рассказ. А написал его Виктор Петрович Астафьев. Мне   самой   очень   нравятся   его   произведения,   а   сегодня   я   предлагаю   вам познакомиться с этим писателем. (неожиданно выясняется, что дети недавно с учителем литературы уже познакомились с одним произведением В.Астафьева.) Чем вам понравилось это произведение?            Ответы детей: Писатель интересно рассказывает о природе, звери у него как живые.           А знаете ли вы, что связывает Виктора Астафьева с нашим краем? Родился он 1 мая 1924 года под Красноярском. Интересно, что он работал грузчиком, составителем поездов, плотником, а во время Великой Отечественной войны был солдатом,   но   при   этом   его   очень   тянуло   писать.   Такая   возможность   ему предоставилась после войны, когда он переселился в город Чусовой, который находится в нашей области. Здесь он стал писать заметки в городскую газету. Позже   он   переселился   в   Пермь,   стал   корреспондентом   областного   радио   и продолжал писать книги. В некоторых из них рассказывается о людях Прикамья, встречаются   знакомые   нам   названия   рек,   сёл   и   городов.   Может   быть   и   те события, которые происходят в этом рассказе, тоже произошли где­то недалеко от нас.       Фаза «Осмысление»          Читать мы будем с остановками, чтобы по ходу прочтения обменяться  мыслями и побеседовать о событиях, описываемых автором.1.Чтение первого фрагмента. (В данном материале я указываю  начало и конец фрагмента)           Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу   их,   отголоском   крупного   села,   ютится   маленькая деревенька в три дома­­­Зуята. …………………………………………………………………………………..             За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала   их,   потому   что   вся   трепетала,   прильнув   к котятам, и ни на что не могла обращать внимания.               Давайте сделаем остановку и нарисуем, где происходят события.             Общими усилиями с помощью наводящих вопросов была составлена  карта.             Как вы думаете, почему на косогоре водятся разные звери?            (Там густые заросли и люди не ходят, там нет охотников, там спокойно)  Что нового вы узнали о кунице?             (Она очень осторожная, скрытная, хорошая, заботливая мать.)                       У   нас   получился   портрет   и   мы   уже   можем   эту   куницу   назвать Белогрудкой.                       Какие ещё действующие  лица появились  в рассказе? (Мальчишки и кунята).            Вы можете рассказать что­то об этих ребятах?   изображающий мальчика.  Сделайте словесный портрет кунят.         (Маленькие, беззащитные, вылизанные до блеска). Чем похожи мальчики и кунята?        (И те и другие­­­дети) Придумайте продолжение рассказа.            (Белогрудка схватила своих кунят и убежала. Мальчики взяли зверят и отнесли   домой,   а   Белогрудка   убежала   в   лес.   Мальчики   построили   кунятам домик (!), чтобы им никто не мешал)                 (Любопытные,   наблюдательные)   На   доске   появляется   рисунок,       2 фрагмент.                 Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом,­­­и вымахнула из гнезда. …………………………………………………………………………………….          Пропали котята, исчезли.                   Мы снова сделаем остановку. Предлагаю ответить на вопрос «Почему Белогрудка хотела закричать?» и после ответа продолжить вопросы в виде игры «6 Почему?»           Вот что у нас получилось:­­­Почему   Белогрудка   хотела   закричать?­­­Потому   что   пропали   котята.­­­ Почему пропали котята?­­­Потому что куница ушла из гнезда.­­­Почему куница ушла из гнезда?­­­Потому что нужно было кормить кунят, а корм добывать стало трудно.                       Давайте представим, что писатель не написал продолжение рассказа, задумался.   Помогите   ему   докончить  эту   историю.   (На   доске   дерево предсказаний, по которому дети предлагают свои варианты)         ­­­Белогрудка ушла в лес и там родила новых котят. Куница побежала вслед мальчишкам, догнала их и они отдали ей котят. Мальчики поиграли с кунятами, покормили и вернули кунице.            (Интересно, никто не предположил варианта с плохим концом) Молодцы,  у  вас  очень интересные   сюжеты.  Давайте  прочитаем,  как  писатель продолжил рассказ. 3 фрагмент.          Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг   ели   топтались   люди   и   на   дерево   неловко   лез   человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. ……………………………………………………………………………………. Мальчишка   взял   котёнка   за   лапку   и   кинул   собаке.   Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, повернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.          Что увидела куница в деревне?                  Пока дети рассказывают, на доске появляются изображение собаки и охотника с ружьём за спиной.                    Подумайте и через минуту ответьте, что чувствует куница к каждому герою?           (Она боится всех. Она злится на собаку. Куница благодарна охотнику). Чем бы вы продолжили рассказ?           ( Куница бросилась на собаку и отобрала детёныша. Куница убежала  далеко в лес и стала жить одна. Белогрудка заплакала и ушла в лес.)             4 фрагмент.            В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка.  ……………………………………………………………………………………..    ­­­Так вот ты где, сатана!­­­всплеснула она руками и бросилась ловить   куницу.   Все   банки,   кринки   и   чашки   были   опрокинуты   и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.Что побудило Белогрудку разбойничать в деревнях?  (Она решила отомстить за детёнышей. Белогрудка решила, раз мне плохо, пусть и людям будет плохо) Как вы думаете, изменилось бы поведение куницы, если мальчик отнёс бы кунят в гнездо? (Да, она бы вернулась и стала кормить кунят и ей некогда бы было разбойничать. Не вернулась бы, ведь птички не возвращаются в разорённые гнёзда, и куница бы не вернулась и кунята всё равно пропали бы.)  Скажите, на чьей вы стороне, чьё поведение вам кажется правильным­­­Белогрудки или людей? Обоснуйте. (Я на стороне Белогрудки, потому что не она первая начала безобразничать. Я согласен, но и Белогрудка почему не пожалела уточек, они ведь тоже маленькие? Реплика с места: А её кунят кто пожалел?)         Представьте, что вы­­­та самая женщина, которая изловила Белогрудку. Что бы вы сделали? (Стала   бы   её   приручать   и   откармливать.   Отдали   бы   в   зоопарк­­­пусть   там живёт. ) 5 фрагмент.              Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.        ……………………………………………………………………………….         Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы   Белогрудки   ножом   и   сломал   два   пронзительно   острых клыка.                    Объясните поведение охотника.  (Если бы охотник не убил куницу, у людей бы не осталось животных. Она всё равно   была   несчастная.   Белогрудку   уже   отпускали,   а   она   всё   равно   убивала уточек.)        Считаете ли вы рассказ законченным? Объясните, почему вы так считаете. (Да все кончилось, больше не о чём рассказывать).        Значит, всё закончилось так печально? (Прозвучало предложение переделать последние строки рассказа)         А я вам предлагаю не переделывая последних строк закончить рассказ по­ своему. ( Больше никто не разбойничал и в деревне стало тихо. В лесу завелись новые куницы и у них появились детёныши, но ребята уже не трогали их.)         А теперь послушайте, как закончил свою историю Виктор Астафьев.  6 фрагмент.До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.           Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от   жилья,   на   крутом   лесистом   косогоре   белки,   лисы,   разные птицы   и   зверушки.   И   когда   я   бываю   в   этом   селе   и  слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!               Мы   прочитали   весь   рассказ.   Многие   из   вас   предложили   интересные варианты, я вас всех благодарю за интересные идеи. Какие впечатления у вас остались после прочтения? (Мне очень жалко Белогрудку, а особенно её кунят. Хорошо, что писатель так закончил рассказ, сейчас ребята не будут трогать зверей.)          Как вы думаете, о чём этот рассказ? (О том, что не надо трогать животных, а то тебе же будет хуже. О том, что животным тоже больно и они любят своих детей и защищают их)   3 фаза. «Рефлексия» 1 .Из трёх пословиц выберите ту, которая на ваш взгляд больше подходит к  этому рассказу. 1. Отольются кошке мышкины слёзы. 2. Как аукнется, так и откликнется. 3. Не дразни собаки, и лаять не станет. В основном дети выбрали вторую пословицу. (Сделаешь кому­то больно и тебе  тоже сделают так же плохо. ) 2. Ответьте на вопросы: 1. Что понравилось на уроке? 2. Что не понравилось? 3. Какими мыслями, связанными с рассказом и этим занятием, ты бы  хотел поделиться?       На первый вопрос ответы были следующие: ­­­Понравился сам рассказ. ­­­Всё понравилось. ­­­Понравилось, что мы сами придумывали продолжение рассказа. ­­­Понравилась Белогрудка, как она заботилась о своих кунятах.      На второй вопрос дети ответили единодушно, прочерком.      На третий вопрос были следующие ответы: ­­­Давайте ещё проведём такой урок. ­­­Я понял, что не надо брать домой зверей из леса. ­­­Жалко, что Белогрудка погибла. ­­­Зверей надо защищать и не трогать их гнёзда.Итоги занятия:       В целом удалось заинтересовать читателей данным произведением и работой над ним. Живо прошла фаза вызова благодаря игровому моменту (Составление портрета куницы). На втором этапе дети с интересом следили  за сюжетом и предлагали   свои   варианты.   Ответы   на   мои   вопросы   свидетельствовали   о понимании   учащимися   основных   мыслей   произведения,   а   отсутствие   в   моих репликах   оценочной   окраски   (ты   прав,   а   здесь   ты   ошибся   и   т.   д.)   помогло преодолеть страх сказать что­нибудь не то у тех, кто обычно отмалчивается на уроках.   На   стадии   рефлексии   дети   самостоятельно   сделали   выводы   по произведению, аргументировали свой выбор пословицы.  Дети учились задавать вопросы и строить  свои предположения по ходу чтения. На протяжении всего урока   активность   детей   была   на   высоком   уровне,   что   говорит   о заинтересованности процессом работы.