Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка
Оценка 5

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
5 кл—6 кл
07.11.2019
Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка
Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка адресовано учащимся 5-6 классов. Работа над текстом проводится с помощью технологии РКМЧП "Чтение с остановками". Мероприятие нацелено на воспитание в учащихся сострадания, любви ко всему живому. Кроме того оно учит высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям и доводам других. Эмоционально окрашенный, яркий рассказ с динамичным сюжетом не оставляет детей равнодушными. А технологии РКМЧП позволяют провести мероприятие максимально продуктивным и содержательно насыщенным.
Белогрудка.doc
Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка               Природа и человек…Огромное количество точек прикосновения двух этих   понятий.   Взаимоотношения   сложны   и   часто   непредсказуемы.   Человек возомнил,   что   он   выше,   а   значит,   имеет   право   решать   иногда   судьбы   всего живого, забывая при этом, что сам часть этого живого, и всё, что он так или иначе нарушит, отзовётся в нём самом болью, слезами, потерями. Наши дети­ горожане   природу   воспринимают   лишь   как   часть   городского   пейзажа,   а знакомство   с   животными   у   них   зачастую   ограничивается  приобретением породистого   пса   или  пушистых   хомячков.   Канули   в   лету   времена,   когда животные были для человека кормильцами, добытчиками и помощниками, что порождало совсем иные взаимоотношения. Смерть Бурёнки, дающей молоко, а значит пропитание, было сродни трагедии. Нередко и дети и детёныши домашних животных росли рядышком, грелись вместе на печи и делили один кусок хлеба на всех.            Что чувствуют нынешние дети по отношению к животным? Способны ли они   понять   и   почувствовать   заботы   и   боль   маленького   зверька?   Пробудить чувства   внимания   и   заботы,   помочь   вникнуть   в   непростые   взаимоотношения человека   и   животного   помогают   талантливо   написанные   книги   известных авторов­­­Бианки, Сладкова, Астафьева и других.  А   нетрадиционные   формы   работы   помогают   глубже   проникнуть   в   замысел произведения.  Цели внеклассного занятия: 1. Заинтересовать детей произведениями В.Астафьева. 2. Учить   читателей   делать   самостоятельные   выводы   и   оценки   на   основе 3. прочитанного.  Развивать навыки независимого мышления и умение отстаивать свою точку зрения. 4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, умение чувствовать боль не только человека, но и животных. 5. Активизировать  мыслительную  деятельность детей  в процессе  работы над произведением. Ориентиры для учащихся: 1. Учться делать свои выводы о прочитанном. 2. Учиться рассуждать и аргументировать свои мысли. 3. Не бояться высказывать суждения, отличные от других. Занятие организовано по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления  через чтение и письмо) Необходимые материалы и оборудование. Текст рассказа  В.Астафьева Белогрудка. Изображение куницы, разрезанное на несколько  частей. Портрет Астафьева. Презентация об авторе. Конспект занятия  Фаза «Вызов»             Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Астафьева «Белогрудка». Как вы думаете, о ком идёт речь в этом рассказе?               Ответы детей: белочка, кошка, собачка, даже почему­то скунс. Но все сошлись   на   едином   мнении,   что   это   животное,   причём   отличительной особенностью является белая грудка.              Это действительно животное, а именно куница. Что вы знаете о кунице? Как   только   прозвучит   какое­либо   мнение,   так   на   доске   появится   фрагмент изображения   куницы.   Постарайтесь,   чтобы   у   нас   получился   полный   портрет этого зверька.   (Это лесной зверь, у него пушистая шубка, он питается мелкими животными, живёт в норах, прыгает по деревьям.) Многие ответы просто повторялись, так как дети очень хотели, чтобы портрет получился. Однако один фрагмент­­­кончик хвоста­­­остался не приклеенным.              Вы назвали много примет этого зверька, и я надеюсь, что ещё многое узнаете, когда мы прочитаем рассказ. А написал его Виктор Петрович Астафьев. Мне   самой   очень   нравятся   его   произведения,   а   сегодня   я   предлагаю   вам познакомиться с этим писателем. (неожиданно выясняется, что дети недавно с учителем литературы уже познакомились с одним произведением В.Астафьева.) Чем вам понравилось это произведение?            Ответы детей: Писатель интересно рассказывает о природе, звери у него как живые.           А знаете ли вы, что связывает Виктора Астафьева с нашим краем? Родился он 1 мая 1924 года под Красноярском. Интересно, что он работал грузчиком, составителем поездов, плотником, а во время Великой Отечественной войны был солдатом,   но   при   этом   его   очень   тянуло   писать.   Такая   возможность   ему предоставилась после войны, когда он переселился в город Чусовой, который находится в нашей области. Здесь он стал писать заметки в городскую газету. Позже   он   переселился   в   Пермь,   стал   корреспондентом   областного   радио   и продолжал писать книги. В некоторых из них рассказывается о людях Прикамья, встречаются   знакомые   нам   названия   рек,   сёл   и   городов.   Может   быть   и   те события, которые происходят в этом рассказе, тоже произошли где­то недалеко от нас.       Фаза «Осмысление»          Читать мы будем с остановками, чтобы по ходу прочтения обменяться  мыслями и побеседовать о событиях, описываемых автором. 1.Чтение первого фрагмента. (В данном материале я указываю  начало и конец фрагмента)           Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу   их,   отголоском   крупного   села,   ютится   маленькая деревенька в три дома­­­Зуята. …………………………………………………………………………………..             За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала   их,   потому   что   вся   трепетала,   прильнув   к котятам, и ни на что не могла обращать внимания.               Давайте сделаем остановку и нарисуем, где происходят события.             Общими усилиями с помощью наводящих вопросов была составлена  карта.             Как вы думаете, почему на косогоре водятся разные звери?            (Там густые заросли и люди не ходят, там нет охотников, там спокойно)  Что нового вы узнали о кунице?             (Она очень осторожная, скрытная, хорошая, заботливая мать.)                       У   нас   получился   портрет   и   мы   уже   можем   эту   куницу   назвать Белогрудкой.                       Какие ещё действующие  лица появились  в рассказе? (Мальчишки и кунята).            Вы можете рассказать что­то об этих ребятах?   изображающий мальчика.  Сделайте словесный портрет кунят.         (Маленькие, беззащитные, вылизанные до блеска). Чем похожи мальчики и кунята?        (И те и другие­­­дети) Придумайте продолжение рассказа.            (Белогрудка схватила своих кунят и убежала. Мальчики взяли зверят и отнесли   домой,   а   Белогрудка   убежала   в   лес.   Мальчики   построили   кунятам домик (!), чтобы им никто не мешал)                 (Любопытные,   наблюдательные)   На   доске   появляется   рисунок,       2 фрагмент.                 Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом,­­­и вымахнула из гнезда. …………………………………………………………………………………….          Пропали котята, исчезли.                   Мы снова сделаем остановку. Предлагаю ответить на вопрос «Почему Белогрудка хотела закричать?» и после ответа продолжить вопросы в виде игры «6 Почему?»           Вот что у нас получилось: ­­­Почему   Белогрудка   хотела   закричать?­­­Потому   что   пропали   котята.­­­ Почему пропали котята?­­­Потому что куница ушла из гнезда.­­­Почему куница ушла из гнезда?­­­Потому что нужно было кормить кунят, а корм добывать стало трудно.                       Давайте представим, что писатель не написал продолжение рассказа, задумался.   Помогите   ему   докончить  эту   историю.   (На   доске   дерево предсказаний, по которому дети предлагают свои варианты)         ­­­Белогрудка ушла в лес и там родила новых котят. Куница побежала вслед мальчишкам, догнала их и они отдали ей котят. Мальчики поиграли с кунятами, покормили и вернули кунице.            (Интересно, никто не предположил варианта с плохим концом) Молодцы,  у  вас  очень интересные   сюжеты.  Давайте  прочитаем,  как  писатель продолжил рассказ. 3 фрагмент.          Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг   ели   топтались   люди   и   на   дерево   неловко   лез   человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. ……………………………………………………………………………………. Мальчишка   взял   котёнка   за   лапку   и   кинул   собаке.   Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, повернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.          Что увидела куница в деревне?                  Пока дети рассказывают, на доске появляются изображение собаки и охотника с ружьём за спиной.                    Подумайте и через минуту ответьте, что чувствует куница к каждому герою?           (Она боится всех. Она злится на собаку. Куница благодарна охотнику). Чем бы вы продолжили рассказ?           ( Куница бросилась на собаку и отобрала детёныша. Куница убежала  далеко в лес и стала жить одна. Белогрудка заплакала и ушла в лес.)             4 фрагмент.            В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка.  ……………………………………………………………………………………..    ­­­Так вот ты где, сатана!­­­всплеснула она руками и бросилась ловить   куницу.   Все   банки,   кринки   и   чашки   были   опрокинуты   и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу. Что побудило Белогрудку разбойничать в деревнях?  (Она решила отомстить за детёнышей. Белогрудка решила, раз мне плохо, пусть и людям будет плохо) Как вы думаете, изменилось бы поведение куницы, если мальчик отнёс бы кунят в гнездо? (Да, она бы вернулась и стала кормить кунят и ей некогда бы было разбойничать. Не вернулась бы, ведь птички не возвращаются в разорённые гнёзда, и куница бы не вернулась и кунята всё равно пропали бы.)  Скажите, на чьей вы стороне, чьё поведение вам кажется правильным­­­Белогрудки или людей? Обоснуйте. (Я на стороне Белогрудки, потому что не она первая начала безобразничать. Я согласен, но и Белогрудка почему не пожалела уточек, они ведь тоже маленькие? Реплика с места: А её кунят кто пожалел?)         Представьте, что вы­­­та самая женщина, которая изловила Белогрудку. Что бы вы сделали? (Стала   бы   её   приручать   и   откармливать.   Отдали   бы   в   зоопарк­­­пусть   там живёт. ) 5 фрагмент.              Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.        ……………………………………………………………………………….         Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы   Белогрудки   ножом   и   сломал   два   пронзительно   острых клыка.                    Объясните поведение охотника.  (Если бы охотник не убил куницу, у людей бы не осталось животных. Она всё равно   была   несчастная.   Белогрудку   уже   отпускали,   а   она   всё   равно   убивала уточек.)        Считаете ли вы рассказ законченным? Объясните, почему вы так считаете. (Да все кончилось, больше не о чём рассказывать).        Значит, всё закончилось так печально? (Прозвучало предложение переделать последние строки рассказа)         А я вам предлагаю не переделывая последних строк закончить рассказ по­ своему. ( Больше никто не разбойничал и в деревне стало тихо. В лесу завелись новые куницы и у них появились детёныши, но ребята уже не трогали их.)         А теперь послушайте, как закончил свою историю Виктор Астафьев.  6 фрагмент. До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.           Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от   жилья,   на   крутом   лесистом   косогоре   белки,   лисы,   разные птицы   и   зверушки.   И   когда   я   бываю   в   этом   селе   и  слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!               Мы   прочитали   весь   рассказ.   Многие   из   вас   предложили   интересные варианты, я вас всех благодарю за интересные идеи. Какие впечатления у вас остались после прочтения? (Мне очень жалко Белогрудку, а особенно её кунят. Хорошо, что писатель так закончил рассказ, сейчас ребята не будут трогать зверей.)          Как вы думаете, о чём этот рассказ? (О том, что не надо трогать животных, а то тебе же будет хуже. О том, что животным тоже больно и они любят своих детей и защищают их)   3 фаза. «Рефлексия» 1 .Из трёх пословиц выберите ту, которая на ваш взгляд больше подходит к  этому рассказу. 1. Отольются кошке мышкины слёзы. 2. Как аукнется, так и откликнется. 3. Не дразни собаки, и лаять не станет. В основном дети выбрали вторую пословицу. (Сделаешь кому­то больно и тебе  тоже сделают так же плохо. ) 2. Ответьте на вопросы: 1. Что понравилось на уроке? 2. Что не понравилось? 3. Какими мыслями, связанными с рассказом и этим занятием, ты бы  хотел поделиться?       На первый вопрос ответы были следующие: ­­­Понравился сам рассказ. ­­­Всё понравилось. ­­­Понравилось, что мы сами придумывали продолжение рассказа. ­­­Понравилась Белогрудка, как она заботилась о своих кунятах.      На второй вопрос дети ответили единодушно, прочерком.      На третий вопрос были следующие ответы: ­­­Давайте ещё проведём такой урок. ­­­Я понял, что не надо брать домой зверей из леса. ­­­Жалко, что Белогрудка погибла. ­­­Зверей надо защищать и не трогать их гнёзда. Итоги занятия:       В целом удалось заинтересовать читателей данным произведением и работой над ним. Живо прошла фаза вызова благодаря игровому моменту (Составление портрета куницы). На втором этапе дети с интересом следили  за сюжетом и предлагали   свои   варианты.   Ответы   на   мои   вопросы   свидетельствовали   о понимании   учащимися   основных   мыслей   произведения,   а   отсутствие   в   моих репликах   оценочной   окраски   (ты   прав,   а   здесь   ты   ошибся   и   т.   д.)   помогло преодолеть страх сказать что­нибудь не то у тех, кто обычно отмалчивается на уроках.   На   стадии   рефлексии   дети   самостоятельно   сделали   выводы   по произведению, аргументировали свой выбор пословицы.  Дети учились задавать вопросы и строить  свои предположения по ходу чтения. На протяжении всего урока   активность   детей   была   на   высоком   уровне,   что   говорит   о заинтересованности процессом работы.

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка

Все мы одной крови. Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019