Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева Белогрудка адресовано учащимся 5-6 классов. Работа над текстом проводится с помощью технологии РКМЧП "Чтение с остановками". Мероприятие нацелено на воспитание в учащихся сострадания, любви ко всему живому. Кроме того оно учит высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям и доводам других. Эмоционально окрашенный, яркий рассказ с динамичным сюжетом не оставляет детей равнодушными. А технологии РКМЧП позволяют провести мероприятие максимально продуктивным и содержательно насыщенным.
Все мы одной крови.
Внеклассное занятие по рассказу В.Астафьева
Белогрудка
Природа и человек…Огромное количество точек прикосновения двух
этих понятий. Взаимоотношения сложны и часто непредсказуемы. Человек
возомнил, что он выше, а значит, имеет право решать иногда судьбы всего
живого, забывая при этом, что сам часть этого живого, и всё, что он так или
иначе нарушит, отзовётся в нём самом болью, слезами, потерями. Наши дети
горожане природу воспринимают лишь как часть городского пейзажа, а
знакомство с животными у них зачастую ограничивается приобретением
породистого пса или пушистых хомячков. Канули в лету времена, когда
животные были для человека кормильцами, добытчиками и помощниками, что
порождало совсем иные взаимоотношения. Смерть Бурёнки, дающей молоко, а
значит пропитание, было сродни трагедии. Нередко и дети и детёныши домашних
животных росли рядышком, грелись вместе на печи и делили один кусок хлеба
на всех.
Что чувствуют нынешние дети по отношению к животным? Способны ли
они понять и почувствовать заботы и боль маленького зверька? Пробудить
чувства внимания и заботы, помочь вникнуть в непростые взаимоотношения
человека и животного помогают талантливо написанные книги известных
авторовБианки, Сладкова, Астафьева и других.
А нетрадиционные формы работы помогают глубже проникнуть в замысел
произведения.
Цели внеклассного занятия:
1. Заинтересовать детей произведениями В.Астафьева.
2. Учить читателей делать самостоятельные выводы и оценки на основе
3.
прочитанного.
Развивать навыки независимого мышления и умение отстаивать свою точку
зрения.
4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, умение чувствовать боль
не только человека, но и животных.
5. Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе работы над
произведением.
Ориентиры для учащихся:
1. Учться делать свои выводы о прочитанном.
2. Учиться рассуждать и аргументировать свои мысли.
3. Не бояться высказывать суждения, отличные от других.
Занятие организовано по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления
через чтение и письмо)Необходимые материалы и оборудование. Текст рассказа
В.Астафьева Белогрудка. Изображение куницы, разрезанное на несколько
частей. Портрет Астафьева. Презентация об авторе.
Конспект занятия
Фаза «Вызов»
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Астафьева
«Белогрудка». Как вы думаете, о ком идёт речь в этом рассказе?
Ответы детей: белочка, кошка, собачка, даже почемуто скунс. Но все
сошлись на едином мнении, что это животное, причём отличительной
особенностью является белая грудка.
Это действительно животное, а именно куница. Что вы знаете о кунице?
Как только прозвучит какоелибо мнение, так на доске появится фрагмент
изображения куницы. Постарайтесь, чтобы у нас получился полный портрет
этого зверька.
(Это лесной зверь, у него пушистая шубка, он питается мелкими животными,
живёт в норах, прыгает по деревьям.)
Многие ответы просто повторялись, так как дети очень хотели, чтобы портрет
получился. Однако один фрагменткончик хвостаостался не приклеенным.
Вы назвали много примет этого зверька, и я надеюсь, что ещё многое
узнаете, когда мы прочитаем рассказ. А написал его Виктор Петрович Астафьев.
Мне самой очень нравятся его произведения, а сегодня я предлагаю вам
познакомиться с этим писателем. (неожиданно выясняется, что дети недавно с
учителем литературы уже познакомились с одним произведением В.Астафьева.)
Чем вам понравилось это произведение?
Ответы детей: Писатель интересно рассказывает о природе, звери у него
как живые.
А знаете ли вы, что связывает Виктора Астафьева с нашим краем? Родился
он 1 мая 1924 года под Красноярском. Интересно, что он работал грузчиком,
составителем поездов, плотником, а во время Великой Отечественной войны был
солдатом, но при этом его очень тянуло писать. Такая возможность ему
предоставилась после войны, когда он переселился в город Чусовой, который
находится в нашей области. Здесь он стал писать заметки в городскую газету.
Позже он переселился в Пермь, стал корреспондентом областного радио и
продолжал писать книги. В некоторых из них рассказывается о людях Прикамья,
встречаются знакомые нам названия рек, сёл и городов. Может быть и те
события, которые происходят в этом рассказе, тоже произошли гдето недалеко
от нас.
Фаза «Осмысление»
Читать мы будем с остановками, чтобы по ходу прочтения обменяться
мыслями и побеседовать о событиях, описываемых автором.1.Чтение первого фрагмента. (В данном материале я указываю
начало и конец фрагмента)
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на
берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая
деревенька в три домаЗуята.
…………………………………………………………………………………..
За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не
почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к
котятам, и ни на что не могла обращать внимания.
Давайте сделаем остановку и нарисуем, где происходят события.
Общими усилиями с помощью наводящих вопросов была составлена
карта.
Как вы думаете, почему на косогоре водятся разные звери?
(Там густые заросли и люди не ходят, там нет охотников, там спокойно)
Что нового вы узнали о кунице?
(Она очень осторожная, скрытная, хорошая, заботливая мать.)
У нас получился портрет и мы уже можем эту куницу назвать
Белогрудкой. Какие ещё действующие лица появились в рассказе?
(Мальчишки и кунята).
Вы можете рассказать чтото об этих ребятах?
изображающий мальчика.
Сделайте словесный портрет кунят.
(Маленькие, беззащитные, вылизанные до блеска).
Чем похожи мальчики и кунята?
(И те и другиедети)
Придумайте продолжение рассказа.
(Белогрудка схватила своих кунят и убежала. Мальчики взяли зверят и
отнесли домой, а Белогрудка убежала в лес. Мальчики построили кунятам
домик (!), чтобы им никто не мешал)
(Любопытные, наблюдательные) На доске появляется рисунок,
2 фрагмент.
Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку:
дескать, я сейчас, мигом,и вымахнула из гнезда.
…………………………………………………………………………………….
Пропали котята, исчезли.
Мы снова сделаем остановку. Предлагаю ответить на вопрос «Почему
Белогрудка хотела закричать?» и после ответа продолжить вопросы в виде игры
«6 Почему?»
Вот что у нас получилось:Почему Белогрудка хотела закричать?Потому что пропали котята.
Почему пропали котята?Потому что куница ушла из гнезда.Почему куница
ушла из гнезда?Потому что нужно было кормить кунят, а корм добывать стало
трудно.
Давайте представим, что писатель не написал продолжение рассказа,
задумался. Помогите ему докончить эту историю. (На доске дерево
предсказаний, по которому дети предлагают свои варианты)
Белогрудка ушла в лес и там родила новых котят. Куница побежала вслед
мальчишкам, догнала их и они отдали ей котят. Мальчики поиграли с кунятами,
покормили и вернули кунице.
(Интересно, никто не предположил варианта с плохим концом)
Молодцы, у вас очень интересные сюжеты. Давайте прочитаем, как писатель
продолжил рассказ.
3 фрагмент.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что
вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек,
сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и
грязи в складках коры.
…………………………………………………………………………………….
Мальчишка взял котёнка за лапку и кинул собаке. Вислоухий
дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть,
что дают, обнюхал котёнка, повернул лапой и стал неторопливо
пожирать его с головы.
Что увидела куница в деревне?
Пока дети рассказывают, на доске появляются изображение собаки и
охотника с ружьём за спиной.
Подумайте и через минуту ответьте, что чувствует куница к каждому
герою?
(Она боится всех. Она злится на собаку. Куница благодарна охотнику).
Чем бы вы продолжили рассказ?
( Куница бросилась на собаку и отобрала детёныша. Куница убежала
далеко в лес и стала жить одна. Белогрудка заплакала и ушла в лес.)
4 фрагмент.
В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и
кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка.
……………………………………………………………………………………..
Так вот ты где, сатана!всплеснула она руками и бросилась
ловить куницу. Все банки, кринки и чашки были опрокинуты и
побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.Что побудило Белогрудку разбойничать в деревнях?
(Она решила отомстить за детёнышей. Белогрудка решила, раз мне плохо, пусть
и людям будет плохо)
Как вы думаете, изменилось бы поведение куницы, если мальчик отнёс бы кунят
в гнездо?
(Да, она бы вернулась и стала кормить кунят и ей некогда бы было разбойничать.
Не вернулась бы, ведь птички не возвращаются в разорённые гнёзда, и куница бы
не вернулась и кунята всё равно пропали бы.) Скажите, на чьей вы стороне, чьё
поведение вам кажется правильнымБелогрудки или людей? Обоснуйте.
(Я на стороне Белогрудки, потому что не она первая начала безобразничать. Я
согласен, но и Белогрудка почему не пожалела уточек, они ведь тоже маленькие?
Реплика с места: А её кунят кто пожалел?)
Представьте, что выта самая женщина, которая изловила Белогрудку. Что
бы вы сделали?
(Стала бы её приручать и откармливать. Отдали бы в зоопаркпусть там
живёт. )
5 фрагмент.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски,
крошила щепу.
……………………………………………………………………………….
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал
зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых
клыка.
Объясните поведение охотника.
(Если бы охотник не убил куницу, у людей бы не осталось животных. Она всё
равно была несчастная. Белогрудку уже отпускали, а она всё равно убивала
уточек.)
Считаете ли вы рассказ законченным? Объясните, почему вы так считаете.
(Да все кончилось, больше не о чём рассказывать).
Значит, всё закончилось так печально?
(Прозвучало предложение переделать последние строки рассказа)
А я вам предлагаю не переделывая последних строк закончить рассказ по
своему.
( Больше никто не разбойничал и в деревне стало тихо. В лесу завелись новые
куницы и у них появились детёныши, но ребята уже не трогали их.)
А теперь послушайте, как закончил свою историю Виктор Астафьев.
6 фрагмент.До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих
пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать
детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи
от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные
птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу
густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот
если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!
Мы прочитали весь рассказ. Многие из вас предложили интересные
варианты, я вас всех благодарю за интересные идеи. Какие впечатления у вас
остались после прочтения?
(Мне очень жалко Белогрудку, а особенно её кунят. Хорошо, что писатель так
закончил рассказ, сейчас ребята не будут трогать зверей.)
Как вы думаете, о чём этот рассказ?
(О том, что не надо трогать животных, а то тебе же будет хуже. О том, что
животным тоже больно и они любят своих детей и защищают их)
3 фаза. «Рефлексия»
1 .Из трёх пословиц выберите ту, которая на ваш взгляд больше подходит к
этому рассказу.
1. Отольются кошке мышкины слёзы.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Не дразни собаки, и лаять не станет.
В основном дети выбрали вторую пословицу. (Сделаешь комуто больно и тебе
тоже сделают так же плохо. )
2. Ответьте на вопросы:
1. Что понравилось на уроке?
2. Что не понравилось?
3. Какими мыслями, связанными с рассказом и этим занятием, ты бы
хотел поделиться?
На первый вопрос ответы были следующие:
Понравился сам рассказ.
Всё понравилось.
Понравилось, что мы сами придумывали продолжение рассказа.
Понравилась Белогрудка, как она заботилась о своих кунятах.
На второй вопрос дети ответили единодушно, прочерком.
На третий вопрос были следующие ответы:
Давайте ещё проведём такой урок.
Я понял, что не надо брать домой зверей из леса.
Жалко, что Белогрудка погибла.
Зверей надо защищать и не трогать их гнёзда.Итоги занятия:
В целом удалось заинтересовать читателей данным произведением и работой
над ним. Живо прошла фаза вызова благодаря игровому моменту (Составление
портрета куницы). На втором этапе дети с интересом следили за сюжетом и
предлагали свои варианты. Ответы на мои вопросы свидетельствовали о
понимании учащимися основных мыслей произведения, а отсутствие в моих
репликах оценочной окраски (ты прав, а здесь ты ошибся и т. д.) помогло
преодолеть страх сказать чтонибудь не то у тех, кто обычно отмалчивается на
уроках. На стадии рефлексии дети самостоятельно сделали выводы по
произведению, аргументировали свой выбор пословицы. Дети учились задавать
вопросы и строить свои предположения по ходу чтения. На протяжении всего
урока активность детей была на высоком уровне, что говорит о
заинтересованности процессом работы.