Все правила грамматики
Оценка 4.8

Все правила грамматики

Оценка 4.8
Памятки
docx
русский язык
5 кл—11 кл
08.07.2018
Все правила грамматики
Таблицы по Морфологии, Синтаксису, Орфографии, Пунктуации и др. Эти справочником можно воспользоваться на разных этапах учебной деятельности: как образцы схем и моделей обработки учебной информации. как способ закрепления изученного материала,как повторение перед различными проверочными и контрольными работами и перед ОГЭ или ЕГЭ.
Все правила грамматики.docx
А в безударных корнях ­лаг­ ­ ­лож­     О­А в безударных корнях ­раст­ ­ ­ращ­ ­ ­рос­     А (перед СТ, Щ) ­раст­ ­  ­ращ­ А перед суффиксом ­а­ О (перед  ­рос­ остальными) возраст   растить   выращивать   приращение касаться   заросли   прикасаться   вырос касательная прикоснуться   прикосновение О перед ­сн­ Исключения: росток, ростовщик, Ростов,  отрасль, Ростислав О (перед ж) ­лож­ А (перед г) ­лаг­ Исключение: полог положить   предложить   изложить полагать   прилагательное О ­ А в безударных корнях ­кос­ ­ ­кас­     Правописание корней ­гар­ ­ ­гор­, ­зар­ ­ ­зор­ ­клан­ ­ ­клон­, ­твар­ ­ ­твор­  Под ударением ­гар­ загар   огарок Без ударения ­гор­ загорел   горелый ­зар­ ­ ­зор­ зарево   зорька ­зар­ ­клан­ ­ ­клон­ кланяться   поклон ­клон­ зарница   озарение наклонять  склонение ­твар­ ­ ­твор­ тварь   творчество ­твор­ творить О ­ А в безударных корнях ­мок­ (­моч­) ­ ­мак­, ­равн­ ­ ­ровн­  в словах со  значением  "пропускать  жидкость;  терять свои  качества,  находясь  долгое время в  воде" "погружать в  жидкость" "равный,  наравне,  одинаковый" "прямой,  гладкий,  ровный" непромокаемый   вымокнуть макать сухарь в  чай подравнять ­  сделать равным   уравнение заровнять ­мок­ (­моч­) ­мак­ ­равн­ ­ровн­ Исключения: равнина, ровесник, поровну,  уровень, равняйсь И ­ Е в корнях с чередованием     И перед суффиксом ­а­ Е в остальных случаях ­бир(а)­ ­дир(а)­ ­мир(а)­ ­тир(а)­ ­пир(а)­ ­жиг(а)­ ­стил(а)­ ­блист(а)­ блистать ­чит(а)­ вычитать   ­бер­ собирать ­дер­ обдирать ­мер­ замирать ­тер­ обтирать ­пер­ запирать выжигать ­жег­ расстилать ­стел­ ­блест­ ­чет­ Но: сочетать, сочетание соберет обдерет замереть обтереть запереть выжег расстелить блестеть вычет О ­ Е (Ё) в корнях после шипящих     Ё (под ударением) шёлк ­ шелка   зачёт ­ вычет   щёголь ­ щеголять   шёпот ­ шептать О (без ударения) в  заимствованных  словах Исключения: жокей, жолнер,  жонглёр, шовинизм,  шоколад, шоссе,  шофёр, Шотландия крыжовник, изжога,  шорох, зажор, жом,  трущоба, трещотка,  шов, шомпол О ­ Е после шипящих и Ц в суффиксах  и окончаниях существительных и  прилагательных       суффикс окончание О (под  ударением) речонка   бережок   камышовый   кумачовый   облицовка плечом   Кузьмичом   большому   деревцо Е (без  ударения) реченька   кусочек   ключевой   плюшевый   ситцевый зрелищем   Наташей   большему   деревце И ­ Ы после Ц     1. окончания слов:  пловцы, птицы,  смуглолицый  Ы 2. суффикс ­ын­:  сестрицын  3. цыган, цыпленок, цыц, на  цыпочках и производные от них  И 1. в корне существительных:  цилиндр, цинга, цифра  2. в словах на ­ция:  кульминация Приставки на ...з ­ ...с     Приставки пре­ и при­     ...з­ (перед гласными и звонкими  согласными) бездомный   возглавить   изгнать ...с­ (перед глухими  согласными) бесконечный   воспеть   истратить 1. В приставках ­раз­ (­рас­) ­ ­роз­ (­рос­) под ударением  пишется О, без ударения ­ А:  раздать ­ розданный  2. Приставка С­ пишется как перед глухими, так и перед  звонкими согласными:  стереть ­ сделать  пре­   в значении   "очень", "весьма", "через",  "по­иному"   (близка к пере­) при­   в значении   близости, присоединения,  приближения,   неполного действия, доведения  действия до конца,   сопутствующего действия пребольшой (очень)   преувеличивать   преступать (пере...)   превращать   преображать приморский   приделать   пригибать   приоткрыть   придумать   припевать    Запомнить:     Гласные Ы и И после приставок Запомнить: взирать,изымать, Ы  И   после приставок,  оканчивающихся на  согласную  o играть­  o искать­  прибаутка прибывать привидение привилегия призвание прилежание присмиреть присутствие сыграть   отыграть  примитивный принцесса приоритет приохотить подыскать   притворщица разыскать  притон приурочить причудливый  после приставок меж­,  сверх­  межинститутский   сверхизысканный   пребывать превзойти преграда предание преемник президент презирать прекословить прельстить после иноязычных  прелюдия приставок и частиц контр­,  дез­, транс­, пан­  препираться преподнести контригра   дезинформация   препятствие панисламизм преставиться претворять претензия Падежи и падежные окончания имен  существительных     Особенности склонения  существительных на ­ия, ­ий, ­ие     Разносклоняемые существительные на  ­мя     Падеж Склонение  I  кто?  что? кого?  чего? Именит ельный Родите льный Дательный Винительный II  ­а, ­я III  [], ­о, ­е [] ­ы, ­и ­а, ­я ­и кому?  чему? кого?  что? ­е ­у,  ­ю ­и ­у, ­ю ­о,  ­е []   ­ ия ­ ий ­ ие   Р.п. ­и ­я ­я Д.п. ­и ­ю ­ю Т.п. ­ ей ­ ем ­ ем П.п ­и ­и ­и лекции   планетария   состязания лекции   планетарию   состязанию лекцией   планетарием  состязанием (о) лекции   (о)  планетарии   (о)  состязании знамя , семя, вымя, плем я, врем я, плам я, темя, бремя, имя, стрем я, а также путь     Р.п. ­и Д.п. ­и Т.п. ­ем (­ ём) П.п. ­и племени   пути племени   пути племенем   путем (о)  племени   (о) пути Творительный кем?  чем? ­ой (­ ою),   ­ей (­ ею) Предложный (о) ком?  (о) чем? ­е ­ом,  ­ем ­ ью ­е ­и Соединительные гласные О, Е в сложных словах     О (после твердых основ) Е (после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц) звероловство   сороконожка   кровообращение жизнеописание   овощехранилище   овцеводство Правописание сложных существительных      Слитное написание  1. Сложные слова с элементами:  био­ авто­ радио­ зоо­ авиа­ фото­ аэро­ метео­ агро­ вело­ стерео­ нео­ моно­ электро­ микро­ кино­ гидро­ макро­ 2. Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на ­И:  горицвет, сорвиголова.  Исключение: перекати­поле.  Дефисное написание  1. Сложные названия, термины:  динамо­машина, премьер­министр.  2. Составные названия политических партий:  анархо­синдикализм 3. Сложные единицы измерения:  грамм­калория, тонно­километр.  Исключения: трудодень, трудочас. Суффиксы существительных  Суффиксы ­ец­, ­иц­     Суффиксы ­ик­, ­ек­  Если при склонении  существительного   гласная выпадает, то  пишется суффикс ­ек­:  шалашика ­ шалашик  мальчика ­ мальчик   гласная сохраняется, то  пишется ­ик­:  дружочка ­ дружочек  орешка ­ орешек  Суффиксы ­чик­, ­щик­     суш. сущ. жен. муж. р.  ­ец­  р.  ­иц­  морозец ­  морозца книжица  ­  книжицы сущ. ср. р.  ударение  падает на  окончание  ударение  предшествует суффиксу   ­ец­  ­иц­  письмецо  креслице  Суффиксы ­ичк­, ­ечк­     ­ичк­  сущ. жен. р.,  обр. от основ на ­иц­ лестница ­  лестничка   умница ­  умничка ­ечк­  остальные  случаи + сущ.  на ­мя утро ­ утречко  время ­  времечко ­щик­ ­чик­ после д, т, з, с, ж остальные случаи вкладчик   буфетчик   возчик   подписчик   перебежчик дрессировщик   каменщик   фонарщик НЕ с существительными     НЕ с прилагательными     слитно  раздельно  слитно  раздельно  1. Не употребляются без НЕ:  невежда   небылицы  2. При образовании слова  противоположного значения:  недруг (враг)   несчастье (горе)   неприятель (противник) 1. Если есть или  подразумевается  противопоставление: Не правда, а  ложь.   Не друг, а  враг.   Не счастье, а  горе.  невеличка Запомнить:    небрежность невежа невзгода неверие недовес негодник недоросль недотепа неистовство нелепица незнайка ненастье неряха неурядица нехватка невольник недоделка недруг 1. Не употребляются без НЕ:  ненастный   ненавидимый  2. При образовании слова  противоположного  значения:  небольшой  (маленький)   неплохой (хороший)  3. При наличии слов очень,  весьма, крайне, в высшей  степени, совершенно,  вполне, почти, отчасти,  совсем, чрезвычайно:  крайне  неосторожный   очень нехороший  1. Если есть или  подразумевается  противопоставление:  Не большой, а  маленький.   Не плохой, а  хороший.   Река мелкая?  Река не мелкая.  2. Если  противопоставление  подразумевается и  отрицание усиливается  отрицат.  местоимениями и  наречиями:  отнюдь не  верное   нисколько не  радостное Суффиксы прилагательных  Суффиксы ­ив­, ­ев­     ­ив­ под  ударением красивый   игривый Исключения: ­ев­ без  ударения дождевой   сиреневый милостивый,  юродивый Суффиксы ­оньк­, ­еньк­     ­оньк­ после  г,к,х высоконький   легонький   сухонький ­еньк­ в  остальных  случаях зелененький   дешевенький   тепленький Суффмксы –чат­,­чив­,­лив­ пишутся без изменений. Суффиксы ­к­, ­ск­     ­Н­, ­НН­ в суффиксах прилагательных     ­к­  ­ск­  ­Н­  1. Если прилагательное имеет  краткую форму:  узок ­ узкий   дерзок ­ дерзкий  2. Если прилагательное  образовано от  существительного с основой на к, ч, ц (к и ч превращаются в  ц):  немец ­ немецкий   рыбак ­ рыбацкий   ткач ­ ткацкий  1. Во всех  остальных  случаях:  матрос ­  матросский  француз –  французский богатырь ­  богатырское  правило Прил., не образованные от др. частей речи Прил. с суффиксами ­ан­, ­ян­, ­ин­ пример юный   синий   рьяный кожаный   серебряный   глиняный   куриный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный Прил., обр. от бесприставочных   глаголов несов. в. с суфф. ­н­, ­ен­ и  не имеющ. завис. слов Исключения: желанный, священный, негаданный,  данный, неслыханный груженые вагоны   вязаная кофта   жареные караси ­НН­  Прил., образованные от сущ. с  основой на ­н с помощью суффикса  ­н­ Прил. с суффиксами ­енн­, ­онн­ Исключение: ветреный При наличии приставок лимонный  (лимон+н)   машинный  (машина+н) клюквенный   революционный безветренный   подветренный В кратких прилагательных ­Н­, ­НН­ пишутся в  соответствии с полной формой Травы зелены (зеленый).  Дорога длинна (длинный). Окончания имен прилагательных 1.  Безударные окончания имен прилагательных  проверяются вопросом:  О книге (какой? ­ой, ­ей) интересной.  К дереву (какому? ­ому, ­ему) высокому.  Кустарник (какой? ­ой, ­ый, ­ий) колючий.  2. 3. В прилагательных на ­ий, ­ья, ­ье, ­ые (лисий, лисья,  лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч.  м., перед окончанием пишется Ь:  лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.  слитно В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:  апрель ­ апрельский  июль ­ июльский  сентябрь ­ сентябрьский  Исключение: январь ­ январский раздельно Правописание сложных прилагательных     1. 2. 3. 4. 5. 6. от сложных сущ.:  пешеходный   паровозный   из сочетаний слов:  железнодорожный (железная  дорога)   древнерусский (древний русский)   в сочетании с наречием:  высокообразованный   быстротечный качество с дополн. оттенком:  кисло­сладкий   горько­соленый   оттенки цвета:  иссиня­черный   молочно­белый   бледно­розовый   однородные прил. (= и, но, не  только):  англо­русский   электронно­вычислительная 7. первая часть оканчивается на  ­ико:  физико­математический Имя числительное       Склонение количественных числительных                                                  5­20, 30 И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. пять пяти пяти пять пятью (о) пяти 40, 90, 100 сорок, сто сорока, ста сорока, ста сорок, сто сорока, ста (о) сорока, ста 50­80, 200­900 (скл. обе части) триста шестьдесят трехсот шестидесяти тремстам шестидесяти триста шестьдесят тремястами шестьюдесятью (о) трехстах шестидесяти  Склонение составных количественных числительных  У составных числительных, обозначающих целые числа,   склоняются все слова, из которых они состоят.        Склонение дробных числительных  3 ­ числитель: количественное числительное   7 ­ знаменатель: порядковое числительное  При склонении дробных числительных изменяются обе части:   числитель склоняется как целое число, а знаменатель ­ как  прилагательное во множественном числе.      В  Т  И  Р  Д  Девятьсот шестьдесят пять  Девятисот шестидесяти  пяти  Девятистам шестидесяти  пяти  Девятьсот шестьдесят пять  Девятьюстами  шестьюдесятью пятью  П  (о) Девятистах шестидесяти  пяти  И  Р  Д  В  Т  П       три  седьмы х трех  седьмы х трем  седьмы м три  седьмы х тремя  седьмы ми (о) трех седьмы х   Склонение собирательных числительных оба­обе                И  Р  Д  В  Т  П     муж., ср.  р.  жен. р.        оба обоих обоим оба обоим (об) обоих основа обо­ (обоих игроков)        обе обеих обеим обе обеими (об) обеих основа обе­ (обеим  командам)  Склонение числительных полтора, полтораста        Ь на конце и в середине числительных     Запомнить:   В середине Ь не пишется  пятнадцать  шестнадцать  семнадцать  восемнадцать  девятнадцать      по  м у ж. ,  ср .  р.   ж  ен .  р.  полтораста   И. п. п ол то ра   Р.п . по лут ора  Д.п  . по лут ора   В. п. п ол то ра  Т.п  П.п  . по лут ора  . пол уто ра  Ь ­ показатель мягкости на  конце слова п ол 5­20, 30   то пять, четырнадцать, двадцать,  р тридцать ы п ол то ра ст а по лут ора ста    п ол то р ы п ол то ра ст а    Ь ­ показатель мягкости в  середине слова 50­80, 500­900 в именит. и винит.  падежах   семьдесят, шестьсот, девятьсот  по лут ора ста  по лут ора ста  пол уто рас та    Местоимения      1. 2. Личные   1. Возвратные   себя  1. Вопросительные  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.   кто? что? какой? чей? который? сколько?  1. Относительные  кто, что, какой, чей, который, сколько,   каков.  1. Отрицательные  никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей,  несколько.  1. Притяжательные  мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.     1. Указательные  1. Определенные  1. Неопределенные  тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.).  весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.  некто, нечто, некоторый, кое­кто, какой­  нибудь...  Правописание неопределенных местоимений      НЕ­, НИ­ в отрицательных  местоимениях  a. НЕ­ под ударением    слитно: не + местоимение некто, нечто, некоторый,  несколько   через дефис: прист. кое­, суфф. ­то, ­либо, ­нибудь кое­кто, кое­что, кто­то, кто­либо, кто­нибудь,  какой­нибудь 1. некто  нечего  некуда  некому  незачем  b. НИ­ без ударения  1. никто  ничего  никуда  никому  никак c. слитно при отсутствии предлога  1. некем  никого  нечем  ничто  d. раздельно при наличии предлога  1. не с кем  ни у кого  не о чем  ни за что    Глагол  Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.          II спр. все глаголы на ­ить (кроме 3 исключений) 7 глаголов на ­еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть,  зависеть 4 глагола на ­ать: гнать, держать, слышать, дышать        I спр. глаголы брить, стелить, зиждиться все глаголы на ­еть (кроме 7  исключений) все глаголы на ­ать (кроме 4  исключений) все остальные глаголы на ­оть, ­уть, ­ть и др.      Спряжение глаголов настоящего времени  Особенности спряжения некоторых глаголов:   От глагола победить 1­е лицо ед. числа не образуется.    Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, брезжить:  1­е и 2­е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.  хочет, хочет ­ по I спр..;  хотим, хотите, хотят ­ по II спр.;  бежишь, бежит, бежим, бежите ­ по II спр.;  бегут ­ по I спр.;  брезжит ­ по I спр.;  брезжут ­ II спр.   Употребление Ь в глагольных формах   Буква Ь пишется:   I   II спр.  Мн  ­ем  ­  ­ут  Е  ­  ­  ­  М  ­  ­  ­  Л  1  2  3  Е  ­  ­  ­ o в неопределенной форме:  мыть ­ мыться   беречь ­ беречься o в окончании 2­го лица ед. ч.:  o в повелительном наклонении после согласных:  радуешь ­ радуешься    взвесь ­ взвесьте  o в возвратной частице (суффиксе), находящейся после  гласной: учись, вернись, скрылись  Гласные в безударных суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­),   ­ыва­ (­ива­)       Причастие как особая форма глагола   какой? какая? какое? какие?   Признаки прилагательного o o обозначает признак предмета изменяется по родам,  числам, падежам, согласуясь с  определяемым существительным     Признаки  глагола o o o переходн ость и  непереходность  действия  соверше нный и  несовершенный  вид  настоящ ее и прошедшее  время       Склонение причастий  Действительные и страдательные причастия  ­ова­ (­ева­),   если в 1­м л. ед.ч. наст.  или буд. вр. ­ую (­юю) (я) беседую (1 л. ед.ч.  н.в.) ­ беседовать ­  беседовал;   (я )потчую (1 л. ед.ч.  н.в.) ­ потчевать ­  потчевал;   (я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.)  ­ воевать ­ воевал;       ­ыва­ (­ива­),   если в 1­м л. ед.ч. наст. или  буд. вр. ­ываю (­иваю) я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) ­  настаивать ­ настаивал:   я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.)  ­ разглядывать ­  окончани окончани разглядывал;   я  я  я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) ­  прилагат причасти опаздывать ­ опаздывал. й ельных   И  Р  Д  В  Т  П       хороший мальчик хорошего  мальчика хорошему  мальчику хорошего  мальчика хорошим  мальчиком (о) хорошем  мальчике       читающий  мальчик читающего  мальчика читающему  мальчику читающего  мальчика читающим  мальчиком (о) читающем  мальчике o действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:   Солнце, нагревающее землю.  o страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает не себе действие другого предмета:   Земля, нагреваемая солнцем.   Действительные причастия настоящего времени      основа глагола н.вр.  несов. вида +    плака ть (I  спр.) неоп.  ф.  глаг.  ­>   плачут  + ­ущ­ н. вр.  несов.  вида    ­> ­ущ­ (­ ющ­) I  спр. ­ащ­ (­ ящ­) II  спр.  п л а ч у щ и й   люби ть (I  спр.) неоп.  ф.  глаг.  ­>   любят + ­ящ­ н. вр.  несов.  вида  ­>  л ю б я щ и й  Действительные причастия прошедшего времени      основа  глагола неоп.  ф. +    ­вш­ (от глаголов с основой на  гласный) ­ш­ (от глаголов с основой на  согласный, на ­ти и на ­чь,  чередующийся  с г, к)     в ы д е р ж а т ь у в и д е т ь н е с т и у в л е ч ь   +    ­ в ш ­    ­ > +    ­ ш ­    ­ >     выде ржав ший увид евши й несш ий увле кши й  Страдательные причастия настоящего времени      основа глагола н.вр. несов. вида +   ­ е м ­  I   с п р. ­ и м ­  II     читать (I  спр.) неоп.  ф.  глаг. люби ть неоп. ф.  глаг.  ­>  чита ет +  ­ем­  ­>  ­>  люби т +  ­им­  ­>   с п р. л ю б я щ и й л ю б и м ы й   Исключение: движимый (от старого глагола движити)       Страдательные причастия прошедшего времени      основа глагола  неопр. ф. +     ­анн­, ­янн­ (от глаголов на  ­ать­, ­ять­) ­енн­ (он глаголов на ­еть, ­ить, ­ти, чь) ­т­  ука  зат  вид  изр     +   ­ а н н ­   ­ > +   ­ я н н ­   ­ > +   ­ е н н ­   ­ > +   ­ е н н     ук аза нн ый зат ея нн ый ви де нн ый из ра не нн ый   ­   ­ > +   ­ е н н ­   ­ > +   ­ т ­   ­ >  вы  уня   вы вез ен ны й ун ят ый   Причастный оборот   полное  причасти е   +  зависи мое  слово  НЕ с причастиями      слитно Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.  Написанная известным писателем книга вышла из печати.      раздельно 1. Без НЕ не употребляется:   негодующий  ненавидимый   3. 4. С краткими причастиями:  работа не закончена   С полными причастиями при наличии зависимых слов или С полными причастиями без зависимых слов и  противопоставления:   непрочитанная книга  Со словами совершенно, очень, крайне,  чрезвычайно, совсем (= очень):   совсем непродуманное решение  5. 1. 2.   противопоставления:  не прочитанная мною книга    не прочитанная, а лишь просмотренная книга  С усиливающими отрицание мест., нареч.:   ничем не оправданный поступок  ­Н­, ­НН­ в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных      ­Н­  ­НН­  1.Если нет приставок (кроме не­), суффикса ­ова­ (­ева­) и   пояснит. слов::   крашеный пол   раненый боец   Исключения:    медленный  желанный,   священный,   неслыханный,   нежданный и др.  2. В кратких страд. причастиях:   боец ранен   диктант написан  1При наличии приставок (кроме не­):   накрашенная   пораненный   сломанный   Исключения:   смышленый   посаженый,   названый  1. При наличии пояснительных слов:   крашенный ими пол   раненный пулей боец  2. В словах на ­ованный (­еванный):   Исключения:    маринованный   арестованный  жеваный,    кованый  купленный   решенный  4. Образованные от глаголов соверш. вида:   Гласные перед ­Н­, ­НН­ в причастиях и отглагольных прилагательных       а,   е   ­анн­ (­янн­) в глаголах на  ­ать, ­ять ­енн­ в глаголах на ­ить,  ­еть   задержать ­  задержанный просмотреть ­  просмотренный   купить ­ купленный    Деепричастие как особая форма глагола      Что делая? Что сделав?  Признаки глагола  Признаки наречия o Совершенный и несовершенный вид.  o Не изменяется (не склоняется, не спрягается).  o Переходность и непереходность действия.  o Не согласуется, не управляется.  o Управляет зависимыми словами.  o В предложении бывает обстоятельством.   НЕ с деепричастиями  Слитно  Без НЕ не употребляется:   ненавидя   негодуя  Деепричастный оборот      Дееп рича стие   +  Зависи мое  слово      Деепричастия несовершенного вида   Что делая?  Основа глагола н.вр.  несов. вида  сверкают ­ сверкая   гремят ­ гремя   стучат ­ стуча  ­   +       Раздельно  В остальных случаях:   не спеша  Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.  Голубь, увидя детей, взлетел вверх.  Он что­то писал, наклонив голову.    Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:  1. с основой, состоящей из одних согласных:   шьют, льют, жмут, ткут;  2. с основой на г, к:   бегут, текут;  3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой  неопр. формы на з, с, ст, х:   мажут ­ мажут.    Деепричастия совершенного вида      Что сделав?  основа неопр. ф. глагола  совершенного вида   +  Наречие      Вопросы, на которые отвечают наречия  Как? Каким образом?  Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?  ­ в ( ­ в ш и ) ,  ­ ш и ,  ­ а ( ­ я )    Значен ие  наречи й образа  действ ия времен и       про гул ять пол учи ть воз вра тит ься ист ечь про мок нут ь уви дят   +   ­  ­в  ­в  ­  ­  ­в  ­  ­я        прогу ляв получ ив возвр ативш ись истек ши пром окнув пром окши увидя   Примеры  Быстро, медленно, прочно, хорошо, по­хорошему, вслух,  наизусть, пешком, никак, ...  Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным­давно,  зимой, ...  места причин  ы цели   меры и степен и  Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...  Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.  Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.  Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва­едва,  почти, дважды, ...  Превосходная степень  Сравнительна я степень   +  местоимен ие "всех"  Сравнительная степень   простая   ­ее (­ей), ­е, ­ше интересно ­>  интереснее   чисто ­> чище   хорошо ­>  лучше   составная наречие +  более/менее более  интересно   менее  интересно  Где? Куда? Откуда?  Почему? Отчего?  Зачем? С какой целью? Для чего?  Сколько? Во сколько? Насколько? В какой  степени? В какой мере? Степени сравнения наречий             Правописание гласных на конце   наречий      О­Е после шипящих в суффиксах наречий  О под ударением  Е без ударения  горячо, свежо неуклюже,  вызывающе   Исключение: еще ­о­ ­ ­е­ на конце наречий ­о­ после тверд.  согл. долго о ­ а (­я) на конце наречий а ­ я с приставками  из­, до­, ­с изредка, досуха,  слева     ­е­ после мягк.  согл. искренне о с приставками  в­, на­, за­ влево, направо,  заново         Ь на конце наречий  После шипящих на конце наречий пишется ь:  прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.  Исключения: уж, замуж, невтерпеж.    ­Н­, ­НН­ в наречиях на ­О (­Е)      Н от прилаг. с  НН от прилаг. с   Н чудесный ­>  чудесно   беспечный ­>  беспечно  НН рассеянный ­>  рассеянно   испуганное ­>  испуганно       НЕ и НИ в наречиях      НЕ­ под  ударение м некогда   негде   некуда     НИ без  ударен ия никогда    нигде    неоткуда   незачем никуда  ниотку да   никак   ничуть   нисколь ко   Правописание наречий через  дефис  o Наречия с приставкой по­ на  ­ому, ­ему, ­ски, ­ки, ­ьи  по­другому   по­моему  по­английски  по­волчьи  Исключения:   почему, посему.  потому, поэтому,   o Наречия с приставкой во­ (в­),  образованные от порядковых  числительных  во­первых   во­вторых  в­третьих  o Наречия с суффиксами ­то,  ­либо, ­нибудь, приставкой кое­  что­то   где­либо  как­нибудь  кое­кто  o Наречия, образованные  повторением слов  (однокоренных или  синонимических)  еле­еле   точь­в­точь  чуть­чуть  как­никак  подобру­поздорову   Слитное написание наречий  o Приставка + наречие  запросто   навсегда  послезавтра  извне  o Приставки на­, в­ +  собирательное числительное  надвое   вдвое  втроем  НО:    o Приставка + местоимение, полн. по двое, по трое  прилагат. (не начинающ. с  гласной)   впрочем  зачастую  вничью  o Приставка + краткое  прилагательное  досуха   набело  o Приставка + существительное,  где между приставкой и  существительным нельзя  вставить определение  вброд   исподтишка     Раздельное написание наречий  o Существительное сохранило  некоторые падежные формы  на корточки (на    корточках)  за границу (за границей)  НО:   изнанки)  поодиночке (в одиночку) наизнанку (с  наспех (не к спеху)  o Между существит. и предлогом  можно вставить определение  в меру (в полную   меру)  на скаку (на полном  скаку)  до смерти (до самой  смерти) o Предлог В + существ., прилаг.,  начинающ. с гласной буквы  в обнимку   в упор  в ударе  o Предлоги В, НА +  существительное в предлож.  падеже.   на радостях  в потемках  но днях  o Существительное употреблено в переносном значении   в пух и прах  Служебные части речи  o Предлог   Непроизводные предлоги   из­за, из­под, ...   Производные предлоги  без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через:  вблизи, внутри, вокруг, около, ...  вследствие, в течение, путем, в продолжение, ...  благодаря, включая, исключая, спустя, начиная (с), ...       наречные предлоги  отыменные предлоги  отглагольные предлоги   o Союз  o Частица  1. Не изменяются.  2. Не имеют самостоятельного лексического значения.  3. Не являются членами предложения.   Правописание предлогов       че ре з  де фи с сл ит но   из­за   из­под   по­над   по­под ввиду (= по причине)   вследствие (= из­за)   наподобие, вроде (=  подобно)   насчет (= о)   вместо   внутри   вслед   навстречу   сверх   несмотря (на) в деле в  облас ти в  отнош ении в  меру в  течен ие в  продо лжени е в  отлич ие в  заклю чение в  связи          в силу в  смысле по  мере по  поводу по  причин е в виде за  исключ ением за счет в целях в течение, в заключение,  вследствие              ра зд ел ьн о за по мн ит ь  Союзы  o Сочинительные   Соединительные   и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... так и   Противительные   а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же   Разделительные   или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то  o Подчинительные   Изъяснительные   что, чтобы, как, ...   Временные   когда, лишь, едва, ...   Целевые   чтобы, дабы, с тем чтобы, ...   Условные   если, если бы, коли, ...   Уступительные   хотя, хоть, пускай, ...   Сравнительные  как, как будто, словно   Причинные   так как, так что, ...   Следствия   так что   Правописание союзов       слитно чтобы (= для того чтобы)   тоже, также (= и)  оттого   потому   почему   итак (=  следовательно)   зато (= но)   причем   притом   поэтому   зачем   затем   НО: итак и сяк, и  так далее   раз дел ьно пок а  что    поч ти  что    при это м   как буд то   тог да  как    так что не  то ­ не  то   то  ест ь   отт ого что    пот ом у  что    одн ако же  Разряды частиц  o Модальные частицы   вопросительные:   ли, неужели, разве;   восклицательные:   как, что за;   ограничительные:   только, лишь;   указательные:  вот, вон;   усилительные:   ни, ведь, все­таки, даже, же;   уточнительные   именно, как раз.  o Формообразующие частицы  бы (для образования условного наклонения):   пусть, пускай, да, давай, ­ка (для образования повелит. наклонения):  бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).  o Отрицательные частицы  не   ни   Правописание частиц  o Через дефис:  ­то,   ­либо,  ­нибудь,  ­ка,  ­тка,  ­с,  ­де,  кое­ (кой­),  ­таки (после наречий, глаголов и со словами все­таки, так­таки)  o Раздельно:  же (ж)   бы (б) ли (ль)  будто  дескать  как будто  почто что  после кое­ следует предлог (кое с кем)  ведь  мол  o Запомнить:   точно так же, то же самое, тот же, тот час же, все так же, тотчас же, все так же, к тому же, то­то­ж.   Словосочетание     глав ное  слов о   зависи мое  слова      +    ­  в о п р о с  ­ > согласование зависимое + главное       какая?    главная    улица   Связь слов в словосочетании ж.р., ед.ч., И.п. = ж.р., ед.ч., И.п   что?  читать     письмо   (В.п.)  как?     тихо   шептать  что?    предложить войти  как?    говорить улыбаясь           род, число,  падеж управление зависимое + главное    падеж  примыкание зависимое + главное   (наречие,   инфинитив,  деепричаст ие)    смысл   Типы предложений  o По цели высказывания  повествовательные   вопросительные  побудительные  o По наличию второстепенных членов предложения  распространенные   нераспространенные  o По строению простые   сложные  o По составу  двусоставные   односоставные  o По интонации  восклицательные   невосклицательные  o По характеру отношения к действительности  утвердительные   отрицательные   Виды сказуемого  o Простое глагольное   Глагол в форме какого­либо наклонения:   В синем небе звезды блещут.   Фразеологическое сочетание:  вышел из себя   бьет баклуши  пришел в негодование  o Составное глагольное   вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола   Владимир начинал сильно беспокоиться.  o Составное именное  глагол­связка + именная часть  Погода была хорошая.   Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.   Тире между подлежащим и сказуемым  o Тире ставится   сущ. ­ сущ.   Книга ­ источник знаний.   числ. ­ числ.   Пятью восемь ­ сорок.   неопр. ф. глагола ­ неопр. ф. глагола, сущ. ­ неопр. ф. глагола, неопр. ф. глагола ­ сущ.  Жить ­ родине служить.   Превосходная должность ­ быть человеком.   перед словами это, вот, значит, это значит   Главное ­ это стремление к учебе.  o Тире не ставится   личное местоимение существительное   Он скептик.   сказуемое имеет отрицание НЕ   Бедность не порок.   как, точно, будто сказуемое   Этот сад как лес.  подлежащее вводное слово сказуемое   Костя теперь студент.   Второстепенные члены предложения  o Дополнение ­ отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет.   Дети говорили (о чем?) о животных.  o Определение ­ отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета.   Мы увидели редкую (какую?) птицу.  o Обстоятельство ­ отвечает на вопросы где? куда? как? ..., обозначает признак действия или другого признака.   Гости съехались (когда?) накануне.   Виды обстоятельств      Виды  обстоятель ств  Места  Времени  Причины  Цели  Образа  действия  Вопросы  Примеры      где? куда? откуда?  докуда? когда? с каких пор? до  каких пор? почему? отчего? зачем? для чего? как? каким образом?      появились вдали   проводил до  станции приехали  накануне   остался до утра задержался из­за  непогоды сделать назло приплыли быстро  Меры  Степени  Условия  Уступки     сколько раз? как много?  как долго? в какой мере? в какой  степени? при каком условии? вопреки чему?     звонил дважды весьма удивлен при желании  научитесь вопреки желанию  не успел  Типы односоставных предложений  o Главный член ­ сказуемое   Определенно­личное: сказуемое ­ глагол в форме 1­го или 2­го лица ед. или мн. числа.   Жду от тебя известий.   Неопределенно­личное: сказуемое ­ глагол в форме 3­го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.   Стучат в дверь.   Безличное: при сказуемом нет подлежащего.   Смеркается.  o Главный член ­ подлежащее   Назывное: есть только подлежащее.  Тихий вечер.   Зима.   Особенности однородных членов предложения   Сосны, березы, лиственницы обступали поляну. 1. Отвечают на один общий для них вопрос:   что?  1. Одинаковые члены предложения (одноименные члены):   подлежащее  2. Относятся к одному и тому же члену предложения:   обступали  3. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью:  сосны (и)   березы (и)  лиственницы   Знаки препинания в предложениях с однородными членами     4. 5. то:   З а п я та я  ст ав и тс я Два и более однород. чл. без союзов:  (), (), ()    Звуки росли, крепли, ширились.  Однород. члены с повторяющимися союзами и­и, ни­ни, да­да, или­или, либо­либо, то­то,. не то­не  и (), и ()    И берег, и море молчали.   Не то север, не то восток.  6. Между однород. чл. с союзами а, но, да (=но):   (), но () 7. 8. 9.  З а п я та я  н е  ст ав и тс я Он проворчал, но согласился.  Однородные члены с одним союзом и, или, либо, да (=и):  () и ()    Красные и синие цветы.  Внутри группы однордн. чл., соединенных попарно:  {() и ()}, {() и ()}    Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.  В цельных выражениях:  и то и се    ни то ни се   ни свет ни заря   и так и сяк   и туда и сюда   ни рыба ни мясо   ни жив ни мертв   Обобщающие слова при однородных членах предложения  o Двоеточие  1. После обобщающего слова перед однородными членами (иногда здесь ставятся слова как­то, а именно, например):  {(*): (), (),()}.   Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стога сена.  {(*), как­то: (), (), ()}.  {(*), а именно: (), (), ()}.  {(*), например: (), (), ()}.  Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка. 1. Перед перечислением однорд. членов в деловой и научной речи:   Пленум постановил:  1)...   2)...  o Тире  1. После однород. членов перед обобщающ словом:  {(), (), () ­ (*)}.   Стол, кресло, стулья ­ все стояло в беспорядке.  {(), (), () ­ словом, (*)}.  {(), (), () ­ одним словом, (*)}.  {(), (), () ­ короче говоря, (*)}.  Молоток, напильник, ножовка ­ словом, некоторые инструменты мне нужны.  2. После однород, членов, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено:  {(*): (), (), () ­ ...}.   Везде: на деревьях, стогах, домах ­ лежал снег.   Основные группы вводных слов  o Различные чувства говорящего в связи с сообщением   к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, ...  o Оценка степени реальности сообщения (уверенность, возможность, ...)   конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, ...  o Источник сообщения   говорят, сообщают, по словам, по­моему, по мнению, ...  o Связь мыслей, последовательность изложения  итак, следовательно, во­первых, наконец, между прочим, ...  o Оформление высказываемых мыслей   одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, ...  o Призыв с целью привлечения внимания к сообщению   видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим, ...   Запомнить:  Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.   Основные виды сложных предложений  o Союзные   Сложносочиненные   Сложноподчиненные   С придаточными определительными   С придаточными обстоятельственными   С придаточными изъяснительными   времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия,  присоединения  o Бессоюзные   Знаки препинания в сложносочиненном предложении  o Запятая ставится   Между частями сложного предложения, соединенных союзами:  и, да (=и), ни...ни;  а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...;  да, да и, тоже, также;  то есть, а именно.   Сверкнула молния, и послышался удар грома.  o Запятая не ставится   Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:   Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.   Если есть общее придаточное предложение:   Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.   Знаки препинания в сложноподчиненном предложении  o Запятая ставится   Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:   Мы тронулись, когда взошло солнце.   Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:   Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.   При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:   Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.  o Запятая не ставится   отрицание + союз:   Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.   Придаточное предложение = одно союзное слово:  Он обещал вернуться, но не сказал когда.   Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:   Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.   Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, ...   Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными  o Последовательное подчинение  Гл. пред. ­ Прид. I ст ­ прид. II ст.  Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто­то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила   его дверь.  o Параллельное подчинение      Г л .   п р е д .  При д.  усл ов.  При д.  усл ов. o Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.  o Однородное подчинение      Г л .   п р  При д.  изъя сн.     |  При е д . д.  изъя сн. o Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.   Знаки препинания перед союзом КАК  o Запятая ставится   Сравнительный оборот:   Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник.   Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило:   По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.   Приложение с причин. значением:   Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!   В предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь:   Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.   После как следует и:   Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.  o Запятая не ставится   Перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти, ...:   Газета вышла не как всегда.   Оборот в составе сказуемого:   Был лес как сон и снег как сон.  Оборот = "в качестве":   Ленский везде был принят как жених.   При двойном союзе как ..., так и ...:   Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.   Оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом?   Он полетел как птица.   Двоеточие в бессоюзном сложном предложении  o (): причина   Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.  o (): поясняет   Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.  o (): дополняет   Вдруг чувствую: кто­то тянет меня в сторону.  o (): прямой вопрос   Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?   Тире в бессоюзном сложном предложении  o () ­ ()  быстрая смена событий, неожиданный результат   Сыр выпал ­ с ним была плутовка такова. o () ­ ()  (а, но)  противопоставление   Шестнадцать лет служу ­ такого со мной не было.  o время, условие действия ­ ()   Лес рубят ­ щепки летят.  o () ­ результат, вывод  (поэтому)   Солнце дымное встает ­ будет день горячий.  o () ­ ()  (словно, будто)  сравнение   Молвит слово ­ соловей поет.   Прямая речь и слова автора      Прямая речь после слов автора  А:  "П".  А:   Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером". "П?"  А:  "П!" "П",  ­а "П?"    Он спросил: "Что ты делаешь?"  Он возмутился: "Что ты делаешь!"  Прямая речь перед словами автора   "Я приду сегодня вечером", ­ сказал мальчик.  "Что ты делаешь?" ­ спросил он.  ­а "П!"  ­а  "Что ты делаешь!" ­ возмутился он.  Прямая речь прерывается словами автора    "П,  ­а, ­  п". "П,  ­а. ­  П". "П! (?)  ­а. ­  П".    "Плыви вперед, ­ сказал он, ­ я за тобой последую". "Я приду завтра вечером, ­ сказал он. ­ Принесу тебе книгу". "Какой чудесный человек, не правда ли? ­ воскликнула Саша. ­ Я не видела его  грустным".  Прямая речь стоит внутри авторских слов  А:  "П",  ­а.  А:  "П! (?)"  ­а.  А:  "П... " ­а.  Он сказал: " Я очень устал", ­ и сразу же замолчал.  Раздался чей­то голос: "К вам можно?" ­ и кто­то вошел в комнату.  Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." ­ и отвернулся.    

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики

Все правила грамматики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018