Практическая работа № 16
Тема: Вставка различных объектов в текст (списков, колонок, колонтитулов, закладок, гиперссылок). Буквица.
Учебная цель: освоить основные операции, связанные с форматированием текста и специальные виды оформления, форматирование абзацев и установка параметров страницы.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- использовать для форматирования текста различное оформление,
- вставлять в текст различные объекты,
- редактировать вставленные объекты,
- подготовить документ для печати.
Знать:
- команды меню для форматирования текстов,
- параметры разметки страницы.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Под форматированием абзацев понимается установка их границ по отношению к краю листа, способ выравнивания, установка отступа/выступа первой строки, изменение межстрочных интервалов. Выполнение процедуры форматирования абзацев соответствует общей идеологии проведения операций над фрагментами в программе Word — «выдели и произведи действие».
Одним из явных преимуществ программ системы Windows является использование в них TrueType-шрифтов. Отличительная особенность таких шрифтов заключается в том, что они выглядят одинаково на экране и в готовом напечатанном документе.
Изменение шрифта в выделенном фрагменте производится с помощью команды Шрифт. В появившемся диалоговом окне выбирается подходящий шрифт, его начертание и размер. Наиболее употребляемый размер шрифтов — 10,12,14 пунктов (1 пункт = 0,35 мм).
Разбиение текста на колонки производится путем выделения требуемого фрагмента и выбора команды Разметка страницы, Колонки. После этого в появившемся диалоговом окне выбирают требуемое число колонок и, при необходимости, устанавливают их ширину (первоначально колонки имеют равную ширину). Ширину колонок можно изменять, потянув за соответствующий бегунок на линейке форматирования (не забудьте перед этим поместить текстовый курсор внутрь требуемой колонки). Но необходимо обязательно установить разрывы разделов перед выполнением колонок.
В документах часто имеются так называемые списки перечислений:
• Первое
• Второе
• Третье
При вводе будущего списка каждый его пункт должен начинаться с новой строки. Для оформления списка перечислений надо его выделить, выбрать подходящий стиль оформления списка. Для создания вложенной или иерархической нумерации (1.1.1,1.1.2, ...) перед каждым пунктом следует нажать клавишу Tab, причем столько раз, какова степень вложенности данного пункта минус один (для пункта. 1.1.2. — 2 раза, для пункта 1.2. — 1 раз).
Пример иерархического списка:
1. Первое
1.1. Первое один
1.2. Первое два
2. Второе
2.1. Второе один
2.1.1. Второе один один
2.1.2. Второе один два
2.2. Второе два
Буквица. При оформлении текстов иногда используется такой прием: первая буква каждой главы имеет высоту в несколько строк. Такое оформление называется буквицей. Обратите внимание на Параметры буквицы, позволяющие менять шрифт буквицы, высоту буквицы в строках, расстояние от текста.
Закладка. Для поиска определенных фрагментов текста или других объектов в документе удобно использовать закладки. Закладка указывает на фрагмент текста или объект. Установите курсор на то место в тексте, где требуется сделать закладку. Выполните команду Закладка. В открывшемся диалоговом окне задайте имя закладки и нажмите кнопку Добавить.
Колонтитул — это текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. В зависимости от места расположения (на верхнем или на нижнем поле страницы) колонтитулы бывают верхними и нижними. Пример колонтитулов – это номера страниц.
Допускается создать уникальный колонтитул для первой страницы документа или вообще убрать верхний и/или нижний колонтитул с первой страницы. Можно также создавать отличающиеся колонтитулы для четных и нечетных страниц документа.
Гиперссылкой называется цветной подчеркнутый текст или графическое изображение, выбор которых позволяет перейти к другому файлу или фрагменту файла (выбор обычно производится щелчком левой кнопкой мыши). Выберите команду ВставкаÞГиперссылка. Появится окно
Убедитесь, что в окне включен флажок Использовать для гиперссылки относительный путь. В случае, если этот флажок выключен, гипертекстовый документ нельзя будет перенести в другую папку.
Подготовка документа к печати содержит ряд этапов:
1) Проверка орфографии (лексики).
2) Форматирование текста.
3) Разбивка текста на страницы.
4) Вставка номеров страниц.
5) Просмотр текста перед печатью.
Параметры страницы устанавливаются в диалоговом окне Разметка страницы. Следует обратить внимание на то, что в этом окне содержится четыре вкладки, каждую из которых необходимо просмотреть перед печатью. Особое внимание следует обращать на способ подачи бумаги в принтер (ручной, автоматический), размер используемой бумаги (стандартный формат А4 имеет размер 297 мм х 210 мм) и ориентацию бумаги (книжная — строки расположены вдоль узкой стороны листа; альбомная — строки расположены вдоль широкой стороны). Установленные параметры сохраняются при сохранении документа.
Просмотр документа производится по команде Файл, Предварительный просмотр. Из этого режима можно выйти, щелкнув мышью на кнопке Закрыть.
При выборе команды Файл, Печать необходимо установить диапазон печатаемых страниц и проверить соответствие установленного в программе принтера, реально подключенному к компьютеру.
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
5. Персональный компьютер с MS Word.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:
1. Что называется форматированием текста?
2. Общие правила форматирования текста.
3. Общие правила форматирования абзацев.
4. Что такое список - перечисление?
5. Что такое Форматная кисть?
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задание 1.
Выполните памятку на тему: «Правила поведения в кабинете информатики», используя различное оформление текста (список, буквицу), вставьте картинку.
Правила поведения в кабинете информатики
В кабинете запрещено:
1. трогать разъемы соединительных проводов;
2. прикасаться к проводам питания;
3. в
кабинете вычислительной техники запрещается
находиться в верхней одежде;
3. прикасаться к экрану и задней стенке монитора;
4. работать на клавиатуре при выключенном напряжении;
5. находиться в кабинете без преподавателя запрещается.
6. работать за ЭВМ во влажной одежде и с мокрыми руками;
7. класть вещи на составные части ЭВМ.
Задание 2.
Следующие фрагменты оформите в две колонки:
Обязанности студента:
Перед началом работы на ЭВМ:
1. Убедиться в отсутствии видимых неисправностей ЭВМ, в случае их обнаружения сообщить учителю, а не чинить самому;
2. Записать в журнале учета машинного времени дату и время начала работы, свою фамилию и класс;
3. Приступить к работе по указанию учителя.
По окончании работы на ЭВМ:
1. привести свое рабочее место в порядок. Выключить ЭВМ;
2. записать в журнал учета машинного времени время окончания работы и все замеченные в процессе работы неисправности;
3. сдать выданные для работы дискеты, методические пособия преподавателю.
Задание 3.
Создайте колонтитулы: верхний - наименование учебного заведения;
нижний - ваша фамилия, имя, группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.