Литосфера
Мантия
Минералы
Органические
Гранит
Материковая
Рельеф
Гнейс Ядро
Организационный момент.
Приветствие, подготовка к уроку, проверка отсутствующих.
Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы.
Но перед тем как отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний,
который может понадобиться нам в дороге. Давайте настроимся на поиск и
творчество и начнем урок с географической минутки:
отвечаем все вместе дружно « Да», « Нет»:
(если нет надо объяснить, как правильно)
На земном шаре 7 материков нет
Неровности земной поверхности называются рельеф да
На земле 4 океанада
Экватор разделяет Землю пополамда
Меридианы, это линии проходящие с запада на востокнет
Земля имеет форму геоида–да
Глобус–это модель Мирового океананет
А теперь повторим географические термины, а для этого мы проведем
словарную работу. У вас на партах лежат этикетки с терминами. Я буду
называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка ответ, должны
показать всему классу.
Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.
1.Как называется твердая оболочка Земли? ( Литосфера)
2.Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало,
плащ» (Мантия)
3.Природные однородные вещества, из которых состоят горные породы
( Минералы).
4.Эти горные породы образовались из остатков живых организмов
(Органические)
5.Горная порода магматического происхождения (Гранит) 6.Эта земная кора имеет толщину от 3070 км. ( Материковая)
7.Неровности земной поверхности (Рельеф)
8.Горная порода метаморфического происхождения (Гнейс)
9.Внутри земли находится (Ядро)
Учитель: Итак, багаж собран. Можно отправляться в путь!
Новый материал.
Слайд 1
Как вы думаете, какие грозные природные явления, связанны с
движением земной коры? (выдвигают гипотезы, обосновывают, вместе
определяем тему урока).
Видеофрагмент!
7 декабря 1988 года, серия подземных толчков за 30 секунд
практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения
городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван.
Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел, из которых 58 были
полностью разрушены. По официальным данным, погибли 25 тысяч человек,
140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч лишились крова.
В эпицентре землетрясения городе Спитаке его сила достигла 10 баллов (по
12балльной шкале), 6балльная зона землетрясения охватила значительную
часть республики, толчки ощущались в Ереване и Тбилиси. По подсчетам
ученых, во время землетрясения была высвобождена энергия, эквивалентная
взрыву 10 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Волна, вызванная
землетрясением, была зарегистрирована в Европе, Азии, Америке
и Австралии.
До 10 слайда
Вы просмотрели слайды и послушали рассказ, скажите, к чему приводят
землетрясения?
Предлагает разбиться на группы и каждой группе задать вопросы по
заданному отрывку текста. (с. 7576) Вопросы на слайде:
1 группа – Что такое землетрясение?
2 группа – Почему возникают землетрясения?
3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги
землетрясений? –
4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения?
5 группа Что такое эпицентр землетрясения? 6 группа Как и с помощью чего оценивают силу землетрясения?
Ответы:
1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные
подземными толчками.
Слайд 11
2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли
происходит разрыв и смещение горных пород.
Слайд 12
3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и
смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на
глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.
4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы
толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше
площадь землетрясения и его сила.
5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем
дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр
землетрясения – место на земной поверхности, расположенное
непосредственно над очагом.
Слайд 13
6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.
Физкультминутка.
Снимаем фильмкатастрофу про землетрясение. Сначала мы его
чувствуем только пальцами ног, оно легкое. Начинает усиливаться, и мы
уже чувствуем его коленями, оно еще усиливается, но мы пытаемся
устоять, у нас уже почти не получается. Но тут начинает извергаться
вулкан. Нам нельзя дышать, чтобы не отравиться газами, задержали
дыхание..54321… СТОП..СНЯТО. Всем спасибо, занять свои места.
Ребята, а вы знаете как правильно вести себя при землетрясениии что
нужно делать, если вы оказались в эпицентре землетрясения?
( Приложение 1)
Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они
таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть
на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать
вещество, только что поднятое из глубин Земли.
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в
земной коре, а с какими вы сейчас посмотрите.
Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт. И вы сразу
угадаете, о чем мы продолжим на уроке говорить.
Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая
все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое
ощущение, что происходит небольшое извержение вулкана.
И как? Интересно? Страшно? Мы с вами продолжаем путешествовать в недра Земли и следующее
явление – “Вулканы ”.
Я зачитаю вам отрывок из романа Ж.Верна: “Огнедышащая гора
извергала фонтаном камни и раскалённые до бела обломки скал ; Казалось,
что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта....
Огненные змеи извергались среди дымящихся скал... Сотни огненных ручьёв
сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую
пучину”.О чём образно говорил писатель? (о вулкане).
У каждого вулкана свой характер, как у человека. Одни дымятся, как
огромные паровозы, другие – выбрасывают каменные бомбы, третьи –
изливают огненные реки. Одни долго готовятся к извержению, другие
начинают извергаться неожиданно. Есть очень активные и беспокойные
вулканы. Тогда жизнь у подножья вулканов полна опасностей и
неожиданности.
Первые упоминания о вулканах встречаются в работах Аристотеля. Он
предложил первую научную гипотезу о происхождении вулканов.
Причины извержений.
Давно известно, что вулканы образуются в тех же местах, где ещё не
окончены процессы горообразования, происходят различные нарушения в
земной коре. Обычно это границы континентов и океанов. В таких местах
земная кора неустойчива, в ней образуется много разломов по которым и
поднимается огненный магматический расплав к поверхности. Итак. Какая же
магма достигает поверхности? В чём причины извержений?
Сейчас мы совершим небольшое путешествие вглубь Земли и постараемся
ответить на поставленные вопросы.
(слайд 5) – видеофрагмент
Приложение 2
Под давлением магма появляется из толщи мантии. Магма – это
расплавленная мантия. На поверхность она изливается в виде лавы.
Причина извержений – движение литосферных плит.
Давайте рассмотрим строение вулкана и заполним конспект. Строение
вулкана.
Слайд21
1. Что такое магма? (Это вещество мантии.)
2. Что называется лавой? (Магма, вышедшая на поверхность, при остывании)
З. Что образуется при застывании магмы? (базальт.)
Жерло это канал по которому поднимается магма. Кратер это углубление, через которое выходят продукты извержения.
Вулканизм – сложный процесс, при котором магма поднимается из недр
Земли, прорывает Земную кору и изливается на поверхность
Вулкан это гора конической формы, образованная продуктами
вулканического свержения с кратером наверху.
По типу лавы вулканы бывают: конические (если лава густая) и щитовые (если
лава жидкая).
Приложение 3
Сейчас мы посмотрим видео фрагмент и ответим на вопросы:
(слайд 9) видеофрагмент
1. Какие продукты выбрасываются вулканом при извержении?
2. Какие природные явления сопровождают извержения?
Слайд 67
Заполняем схему в опорном конспекте “Вулканические процессы”.
Лавовые потоки. Вулканический пепел. Вулканические грязевые потоки.
Вулканические газы и пары (фумарола). Вулканические бомбы. (комки
застывшей лавы, лапиллии вулканические бомбы с грецкий орех).
Вулканы бывают: действующие, потухшие и уснувшие.
Слайд
Кавказские горы. Эльбрус. Когдато давно Эльбрус был действующим
вулканом, а теперь числиться в группе самых огромных потухших вулканов.
Высота Эльбруса 5642 метра.
Фудзияма уснувший известный вулкан. Он находится в столице Японии
городе Токио.
Слайд 12
В нашей стране самые известные вулканы находятся на полуострове
Камчатка.
Слайд13
Геологическая жизнь вулкана подчиняется своим законам, которые учёным
ещё предстоит полностью познать. Вулкан живёт и развивается на
протяжении нескольких тысяч лет, большую часть времени находится в
состоянии покоя. Собственно извержение обычно длится от нескольких
дней до нескольких месяцев.
Слайд 8, 1415
Для чего надо изучать извержения вулканов? Сейчас мы послушаем стих и подумаем каково же значение вулкана.
Молчат потухшие вулканы,
На дно их падает зола.
Там отдыхают великаны.
После содеянного зла.
Все холоднее их владенья,
Все тяжелее их плечам,
Но те же грешные виденья.
Являются им по ночам.
Б.Ахмадулина
Положительные.
1. Вулканический пепел обогащает почву, сельскохозяйственных районов
Наиболее плотно заселены.
2. Вблизи вулкана образуются месторождения полезных ископаемых.
Продукты вулканического извержения пемза, вулканическое стекло, базальт
строительный материал
Отрицательные.
Гибнут люди, разрушаются постройки, меняется лик Земли.
При извержении вулкана Лаки в 1783 году в Исландии выбросило в верхние
слои атмосферы столько пепла, что в течении следующего года температура
воздуха упала на 12 градуса и в северном полушарии резко похолодало.
На земле насчитывается около 800 действующих вулканов. Большинство из
них объединяются в гигантские вулканические пояса. Самый большой пояс
Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо. В нём сосредоточено более
80 % действующих вулканов.
Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа,
определите географические координаты одного из вулканов:
влк. Везувий влк. Котопахи
влк. Эльбрус влк. Фудзияма
влк. Ключевская Сопка влк. Этна
Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов
вулканических извержений) служит для изготовления стройматериалов,
используемых при возведении зданий
Подведение итога.
Что мы узнали на уроке?
• Что вы сегодня узнали о вулканах и землетрясениях?
Как надо действовать при землетрясениях? • Что бы вы еще хотели узнать о вулканах.
Сколько на Земле действующих вулканов?
Объявляю оценки за урок.
Рефлексия:
Предлагаю ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): Как
изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с
началом урока?
Что на уроке показалось вам интересным?
Что вызвало затруднения?
Прием светофор: у каждого ученика на столе лежат карточки (красного,
желтого, и зеленого цвета), если урок понравился он поднимает карточку
зеленого цвета, если было не очень интересно, то желтого, если ученик
остался не доволен, то красного.
Д/З : читать §2122 ответить на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание: сделать макет вулкана из любых материалов.
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Вулканы и землетрясения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.