Введение в тестологию (Основные понятия тестологии)

  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Разработки курсов
  • pdf
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Очередная реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроля учебных достижений. В нашей стране к тестам в образовании отношение неоднозначное. Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает важными преимуществами перед традиционными методами контроля знаний.
Иконка файла материала Введение.pdf



Основные понятия тестологии

n    Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (А. Майоров) 

 

n    Тестом (от англ. test – «испытание», «проверка») называют стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий (А.А. Кузнецов)

 

n    Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности, обеспечивающая качество и эффективность педагогического измерения (В.Аванесов)

Важные преимущества педагогического тестирования 

n    Экономит и позволяет корректировать учебное время. n Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. 

n    Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. 

n    Результаты тестирования могут быть представлены, если необходимо, в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. 

n    Тестирование обладает заметно более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля. 

n    Можно оценить степень вероятности влияния на результат случайных факторов и, следовательно, знать, насколько точен полученный результат. 

Ограничения и недостатки педагогического тестирования

n    Обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала в нашей стране. 

n    Проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, с помощью тестов затруднена.

n    Отсутствие непосредственного контакта со студентом.

 

1.        Входной контроль.

2.        Текущий контроль.

3.       
Рубежный контроль.

4.        Итоговый контроль. 

5.        Отсроченный контроль.

Понятие  «педагогический тест»

Понятие "Педагогический тест" нужно рассматривать в двух существенных смыслах:

n    как метод педагогического измерения;

n    как результат применения теста, как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий. 

Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к первому смыслу, в то время, как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается во втором смысле.

                                 

                                                                                                                                                                                                                                                   В.Аванесов 


Тестирование как психологопедагогическое средство оценки академических способностей обучаемых 

Занятие 1

Тест - это не просто привычная проверка, испытание, пробы или оценка знаний с помощью традиционных вопросов и экзаменационных билетов, а система заданий в соответствующей форме.

 


Тест - научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности. 

 

В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. 

Необходимым этапом при проведении теста является интерпретация результатов тестирования.

 

1.              
По определению, педагогический тест представляет собой систему взаимосвязанных заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. 

 


2.               Цели тестового контроля:

1.        формирование: знаний, понятий и системы понятий, терминов, законов и гипотез, научных фактов, моделей и методов;

2.        формируют умения применять теоретические знания при решении задач и проведении эксперимента; 

3.       
включают умения и навыки классификации (сравнения, анализа, систематизации), их обобщения, определения новых понятий;

4.        характеризуют умения организовать эксперимент, выдвигать и проверять гипотезы, формировать выводы, находить закономерности; 

5.        нацелены на воспитание дидактического подхода к явлениям, самостоятельности суждений, целенаправленности познавательной деятельности.

 

n    это составная единица теста, отвечающая требованиям технологичности, чистоты формы и предметного содержания и, кроме того, статистическим требованиям (В.Аванесов).

 

n   
основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания (вопроса), имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей (А.Майоров).

 

Тестовая форма задания – наиболее рациональный способ его существования и использования на современном этапе информатизации образования. 

                    4.     Основные требования к тесту: 

n    Валидность – соответствие проверочного материала целям контроля;

n   
Надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использовании контрольного материала; n Репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;

n    Стандартизованность – единая процедура проведения тестирования и подведения его итогов.

дидактического процесса 

5.     Дидактические требования: 

n     в тестовых заданиях должна быть ясно выражена одна мысль, которая записывается сжато, полно и четко; n тестовое задание должно составлять важную, а не тривиальную часть пройденного учебного материала;

n     по трудности оно должно быть приемлемо для тестируемого контингента обучаемых, а по содержанию - соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности, либо потребностям будущего обучения;

n     правильный ответ в тестовом задании не должен быть длиннее и точнее неправильных подсказок (дистракторов);

n     в основе вопроса и правильного ответа не должны использоваться общие элементы; n в тестовом задании не должны использоваться специфические слова-определители;

n     семантическая осмысленность задания предполагает, что оно не должно формулироваться в отрицательной форме;

n     тестовое задание не должно содержать двусмысленностей и тавтологий, противоречивых утверждений;

n     профессиональным считается тест, реализованный с помощью фасетных тестовых заданий;

n     качество тестового задания должно быть оценено по формальной чистоте, согласно которой при создании теста необходимо стремиться к сочетанию принципов тестового задания, а не форм;

n     студенты должны знать критерии выставления оценок. 




Классификации педагогических тестов

 

n    По средствам предъявления (бланковые; практические; компьютерные; адаптивные) n По направленности (тесты интеллекта; личностные тесты; тесты достижений) n По ведущей ориентации (тесты скорости; тесты мощности; смешанные тесты)

n    По целям использования (знаний и поведения студента в начале обучения; прогресса, достигнутого в процессе обучения; трудностей обучения и их источников во время процесса обучения)

© ИГПК №1

Основные подходы к разработке педагогических тестов 

n    нормативно – ориентированный

(по-английски norm-referenced) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом;

n    критериально – ориентированный

(по-английски criterion-referenced) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

© ИГПК №1