Тема. Вычитание вида:
Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закреплять умение учащихся решать простые и составные задачи изученных видов; развивать навыки счета.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
II.Повторение изученного материала
1. Фронтальный опрос
-Уменьшите 11 на 3;5;7;9.
-Первое слагаемое -4, второе слагаемое – 5.Найдите сумму.
-Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 2. Чему равна разность?
- На сколько уменьшили число 10, если получили 7?
- В большой корзине 8 кг винограда, а в маленькой – 6 кг. Сколько кг винограда в двух корзинах? На сколько больше кг винограда в большой корзине, чем в маленькой?
2. Задание «Какой пример лишний?»
9 + 5
7 + 8
8 + 6
4 + 10
7 + 7
(«Лишняя» сумма 7 + 8, так как ее значение равно 15, а значения остальных выражений равны 14.)
3. Найдите число, которое на 2 меньше, чем число 9, 10, 12, 2.
– Найдите число, которое на 3 больше, чем число 6, 9, 10, 0.
4. Каллиграфическая минутка
2 10 2 10 2 10 2 10
12 12 12 12 12 12 12 12
5. Математический диктант
-Запишите сумму чисел 6 и 4.
-Запишите разность чисел 9 и 3.
- К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 10?
- Запишите «соседей» числа 18.
-Запишите число, которое стоит после числа 14.
-Запишите число, стоящее перед числом 12.
Ответы: 10,6,3,17.19,15.11.
6. Физкультминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
III.Изучение нового материала
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Устно (с объяснением) выполняется задание, записанное учителем на
д о с к е:
– Дополните выражения:
7 – это 2 и … (5)
6 – это 2 и … (4)
8 – это 2 и … (6)
После этого целесообразно повторить состав числа 12:
12 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток
Учитель предлагает учащимся рассмотреть выражение 12 – 4.
Учащиеся объясняют, как по-разному можно найти значение данного выражения:
Этот способ рассматривается с опорой на изображение наборного полотна (с. 75 учебника, часть 2).
Далее аналогично рассматриваются случаи вычитания: 12 – 3, 12 – 5, 12 – 6.
3. Составление и запись таблицы вычитания из числа 12
В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у:
12 – 3 = 9 12 – 4 = 8 12 – 5 = 7 12 – 6 = 6
12 – 9 = 3 12 – 8 = 4 12 – 7 = 5
IV. Развитие математических знаний, умений и навыков
1.Решение примеров
С этой целью устно (с объяснением) выполняется задание 3 (с. 83 учебника, часть 2)
12-2-3= 13-3-5= 8+7-10=
12-2-7= 13-3-6= 6+8-10=
4.Физкульминутка.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
2. Работа над задачами
Учащиеся читают задачу 4 (с. 83 учебника, часть 2).
– Все ли вам понятно в задаче?
– Назовите главные слова в задаче (слова, которые напишете в краткой записи задачи).
Далее дети записывают и решают задачу с а м о с т о я т е л ь н о (два ученика выполняют работу на доске).
П р о в е р к а.
1)4+2=6(игр) – на другом диске;
2)4+6=10(игр)
Ответ: 10 игр на этих дисках.
Учитель читает текст задания 5 (с. 83 учебника, часть 2).
– Является ли данный текст задачей? (Нет.)
– Почему? (Отсутствует вопрос.)
– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько мультфильмов посмотрели дети сегодня?)
– Запишите решение и ответ.
6-3=3(м.)
Ответ: 3 мультфильма.
Р а б о т а в п а р а х
Ученики решают задачу 7 (с. 83 ) с последующей проверкой.
Самый высокий – Вася, низкий – Петя.
V. Итог урока. Рефлексия
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу.
Игра «Микрофон»
-Я узнал…
Я удивился…
Мне понравилось…
Мне запомнилось…
Мне было непонятно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.