Тема урока: Вычитание вида а – 12.
Цель урока: дать понятие о различных приёмах вычитания чисел с переходом через десяток.
Задачи
урока:
- познакомить с новыми приёмами вычитания чисел
с переходом через десяток;
- развивать умение находить удобные способы
вычитания;
- продолжить работу над общим и математическим
развитием детей.
- создавать условия для воспитания
коммуникативных качеств личности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня мы совершим полёт на Луну. Наша дружная команда будет действовать под девизом: « Не зевай по сторонам –
Ты сегодня космонавт!
Берись скорее за работу,
Будь внимателен, не сбейся со счёту!»
1. – Чтобы наш корабль стартовал мы посчитаем от 1 до 20 и обратно. «Весёлый счёт».
- Назовите последующее число 12, 16
- Назовите предыдущее число 15, 19.
- Назовите соседей числа 10, 17.
- Какое число стоит между 14 и 16, 18 и 20?
- Назовите число, в котором 1д 2 ед, 1 д 6 ед, 1 д 9 ед.
-Вот перед нами звёздное, математическое небо. Но некоторые звёзды потерялись. Найдите их и верните на место.
10, , 12, , , 15, , , 18, , 20.
- Увеличьте числа 5, 3, 7, 1 на 10. Расставьте числа в порядке убывания.
Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа.
2. – Вот мы и долетели до Луны. Её мы каждый день видим с нашей планеты. Что вы представляете себе, когда смотрите на Луну?
Незнайка и его друг Пончик так же как и мы отправились на Луну. Что же они увидели выйдя из ракеты?
Игра «Молчанка». Во главе каждого ряда выбирается капитан. Дети решают примеры показывая ответы и капитан выкладывает карточки на доске. Если все примеры верны то получатся слова: гора, кратер, море. ( Ответы дети показывают при помощи веера цифр.)
3. Наконец Незнайка и Пончик прибыли к пещере. Наши герои увидели гору склоны которой были покрыты трещинами и застывшей лавой. Наши путники решили осмотреть пещеру, но чтобы войти надо подобрать кусочек, чтобы дорожка стала целой.
Игра « Какая фигура вырезана?»
4. Физминутка.
На доске плакат с изображением космических ракет на звёздном небе.
Сколько звёздочек у нас,
Столько мы присядем раз.
Сколько здесь ракет зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
В невесомости плывём
Мы под самым потолком.
Корабль качается – раз, два, три!
За партой – пультом тихонько замри!
II. Работа над новым материалом.
1. Неожиданно Незнайка упал в тоннель. Скользя по нему он вдруг оказался на поверхности лунной земли, дул ветерок, росла трава и деревья. Незнайка подошёл к дереву и хотел сорвать грушу, так как был очень голоден.
Чтобы съесть грушу Незнайка должен решить примеры разными способами.
12 – 4 12 – 3 12 -5 12 – 6 12 – 7 12 – 9 12 – 8
(Ученик должен рассуждать следующим образом, используя круги, прикреплённые на доске:
12 – это 10 и 2. От 10 – 4 получаю 6, а потом к 6 + 2, то получится 8.
Из 12 – 2, то получится 10, а из 10 - 2 =8)
Откройте тетради. Запишите число, слова «Классная работа». К доске с объяснением идет решать…, а все остальные записывают примеры в тетрадях.
Решение всех этих примеров вам необходимо запомнить.
2.Посмотрите на № 2 в учебнике. Объясните решение. (устно)
III. Работа над изученным материалом.
1. -После нескольких приключений, которые приключились с Незнайкой, жители Луны организовали ему дружеский приём. После утомительной встречи он вместе с другими коротышками решил отдохнуть и посмотреть мультфильмы.
Почитайте задачу № 4 в учебнике.
-О чем говорится в задаче? ( о кассетах с мультфильмами)
- Как вы думаете, о ком эти мультики? Посмотрите на поля учебника. (О Незнайке.)
- Сколько было кассет? (две)
- Сколько мультфильмов было на 1 кассете? (4)
- На 2? (на 2 больше)
- Что нам нужно узнать? (сколько всего мультфильмов на кассетах)
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько мультфильмов на 1 и на 2 кассете)
Запишем краткую запись и решение в тетрадях.
- Что мы знаем о 2 кассете? (что на ней на 2 м больше чем на первой)
- Значит каким действием мы будем находить количество мультфильмов на 2 кассете? (сложением.)
1) 4+2 = 6 (м)
-Что будем делать дальше?
-Мы можем узнать сколько всего мультфильмов на кассетах? (да)
-Каким действием? (сложением.)
2) 4+6=10 (м)
Сколько мультфильмов на кассетах? (10) Запишите ответ.
2. Физминутка для глаз.
3.Самостоятельная работа.
Огорчало Незнайку только отсутствие его друга Пончика.
Может, если вы выберите у себя на столе карточку и правильно решите примеры, то друзья встретятся. ( самостоятельная работа по карточкам с определённым уровнем сложности)
1 уровень: 16 + 1 6+ 6 10 + 3 10 + 9
16 – 6 7 + 9 8 +10 8 + 5
2 уровень: 5 + 6 7 + 5 18 – 8 13 – 6 4+8 9 + 8
9 + 10 11 – 3 18 – 9 15 – 1 10+ 2 16 – 7
7 – 1 19 + 1 6 + 10 14 - 6
3 уровень: 20 – 1 10 + 1 10 + 10 19 – 9 8 + 8 7 + 6
13 - 1 13 – 7 4 + 10 12 – 4 9 + 3 14 – 4
17 + 1 15 – 6 20 – 10 9 + 3 14 – 9 17 + 1
7 + 3 3 + 8
3.Незнайка с Пончиком перед отлётом домой всем жителям Луны раздали семена растений, которые они привезли с собой. Чтобы получить их они задавали задачки. Вот мы и попробуем решить несколько задач.
1. Торт разрезали на 4 одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на 2 одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце один кусок? ( на 8 человек)
2. Красный шнур на 1м длиннее зелёного и на 2м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5м. Найди длину зелёного шнура. (5+1 =6 6 – 2 = 4)
3. Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки? (5)
-Теперь Луна станет ещё красивее и притягательнее для нас. Её жители, как и мы будут беречь и заботиться о природе.
«Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!»
Путь наш вместе с героями лежит на планету Земля. Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте наше звёздное небо жёлтыми звёздочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.
IV. Итог урока.
-Какие новые знания вы для себя приобрели? ( Научились вычитать разными способами числа из 12.)
- Кто запомнил, сколько будет 12 – 3? 12 – 4?
- Вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Спасибо за отличную работу!.
Оборудование: учебник «Математика» для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); карточки с разным уровнем сложности, таблицы с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток; плакаты со схемами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.