Дата: 28.09.2021
Класс: 6
Тема урока: Выполнение сувенира «Матрешка». Раскрой каркаса и ткани.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока – Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)
Задачи урока:
Образовательные:
1) познакомить с особенностями костюма матрешки из разных уголков России;
2) закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов;
3) обучать составлению технологической карты изделия.
Развивающие:
1) развитие творческих способностей, познавательной активности;
2) развитие уверенности в своих силах.
Воспитательные:
1) воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи;
2) формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
-использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону,
- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций;
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов костюма,
- понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в группе.
Графическое оформление доски:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Проверка готовности к уроку.
|
Прозвенел
звонок у нас. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РАССКАЗ. |
- Как вы думаете, ребята, а у ваших бабушек и прабабушек куклы были? - Сегодня мы попробуем вместе с вами заглянуть в прошлое и узнаем, какие игрушки были у девочек 100 лет назад. - Оказывается, у них тоже были куклы, но они не были похожи на современных, делали их из соломы, глины, материи. - А некоторых кукол делали из дерева. Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку: Так похожи друг на дружку |
МАТРЁШКИ О матрёшке |
Формулирование темы урока, постановка цели.
|
Попробуйте, догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? Вы правы. Итак, тема сегодняшнего урока « Изготовление матрешки» - Как вы думаете, почему её так назвали? Сто
лет назад известный мастер |
Изготавливать матрешку
Предположения учащихся
Подготовленные ученики показывают презентацию и рассказывают о матрешках из разных уголков России 1).Наша матрешка
прибыла из подмосковного города Сергиева-Посада. Она плотная, приземистая: в
сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает
орнамент кругляшки горошками. Это одно из самых знаменитых мест, где делают
матрешку. Несколько учеников вслух читают информацию из учебника.
нужно все операции выполнять в определенной последовательности, чтобы изделие получилось правильным и красивым.
изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность. аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани Шелк, шерсть, ситец, фетр и т. д. из волокон
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. |
рис 5
- Ребята, а Вы обратили внимание, что на нашей выставке красавицы куклы стоят “семьями”, “группами”. Как по-вашему, почему? Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности. Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек: · Семеновский (г. Семеново) (рис.1) · Вятский (г. Вятка) (рис.2) · Мериновский (с. Мериново · Загорский (Сергиев – Посад - г. Загорск) (рис.3) · Полоховский (с. Полоховский Майдан) (рис. 4) А чем же они отличаются друг от друга?
- Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту. Давайте попробуем узнать, как изготавливают Матрешку. На доске подготовлена таблица «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся – правильно расставить номера действий в соответствии с последовательностью их выполнения. 1. (4) Лакировка 2. (1) Выбор дерева 3. (3) Подготовка формы под роспись 4. (2) Вытачивание формы на токарном станке После правильной расстановки операций по изготовлению матрешки, вместе с детьми учитель подводит итог:
- Ребята, а что такое аппликация?
-Какие материалы можно использовать для аппликаций?
-Какие виды тканей вы знаете?
-Из чего делают ткани? Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Для ткачества используют приспособление, которое называют ткацким станком. Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала. - А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? - Нашу поляну мастеров мы украсим вашими матрёшками. -Я
предлагаю создать творческие бригады мастеров нашего класса, которые сделают
свои авторские матрешки в технике коллажа. |
||
3 АНАЛИЗ ОБРАЗЦА |
Посмотрите на мой образец, Что это за изделие? Каково его назначение? Какова основная форма изделия?
Из каких частей состоит изделие?
какой материал использовать будем для изготовления основы матрешки? для одежды
- А теперь подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку. Для украшения используйте тесьму, блестки, бисер и др., приклеив их к костюму красавицы
-С помощью чего соединены части между собой?
- Работать мы будем в технике “аппликация”. Перечислите, какие инструменты нам понадобятся. По ходу ответов детей, учитель прикрепляет на доску таблички с названиями инструментов Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами
Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу. Какой клей будем использовать для работы? Давайте повторим правила ТБ работы с клеем
Какие приспособления будут помогать нам в работе?
|
Матрешка Украшение интерьера Два круга - большой и маленький вместе Основа, платок, сарафан, кофточка, передник Картон
кусочки яркой ткани, заготовленные вырезки
предполагают куда и какой цвет подойдет
клея
Ножницы
1.Соблюдай
порядок на своем рабочем месте.
ПВА 1.При работе с
клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Клеенка, шаблон, тряпочка |
4 ФИЗМИНУТКА |
Песня «
Матрешки». Упирается рука в деревянные бока. (рука на пояс, повороты вправо-влево). А внутри секреты есть: может три, а может – шесть (руки в стороны, к груди). Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо) Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши). |
Выполняют движения |
5 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
|
Каждая группа получает большеформатный шаблон – заготовку с контуром куклы матрёшки, шаблоны детали костюма, голову. Дети с помощью учителя планируют свою работу. - Посмотрите внимательно на инструкционную карту – с чего начнем работу? Что будем делать дальше? (Вывешиваю табличку с пунктом плана «размечаем»)
Затем что мы будем делать?
(Вывешиваю табличку с пунктом плана «вырезаем»)
Что будем делать дальше?
А теперь мы что сделаем? (Вывешиваю табличку с пунктом
плана «приклеиваем»)
Для чего мы это сделаем?
Для того, чтобы матрешки стали настоящими русскими красавицами, что мы сделаем? (Вывешиваю табличку с пунктом плана «оформляем») А теперь, давайте еще раз повторим план изготовления изделия. (кратко спрашиваю про содержание каждого этапа плана разных учащихся: самых слабых или тех, кто часто отвлекался) Что будем делать сначала?.. И т.д. |
Проверим, как организовано наше рабочее место Разметим по шаблонам все детали.
Аккуратно вырезаем размеченные детали.
Приложим все детали на основу, не приклеивая
Все детали аккуратно промажем клеем и придавим поверхность наклеенного предмета к картону.
|
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
Самостоятельная работа учащихся с опорой на инструкционную карту! (стр. 30-31)
Есть ли вопросы по изготовлению изделия? (отвечаю на вопросы учащихся, если они есть) Созываем детвору! Звучит русская народная музыка.
Учитель контролирует выполнение задания, следит за соблюдением осанки и техники безопасности. Проводит индивидуальный инструктаж учащихся и оказывает индивидуальную помощь.
|
Дети работают самостоятельно по плану.
|
7 ВЫСТАВКА И АНАЛИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
|
Скажите, что нового, неизвестного о матрёшке вы узнали на уроке? - Попытались ли мы с вами раскрыть тайну этой русской игрушки? - Красивыми были куклы у ваших бабушек? - И до сих пор матрёшка – лучший русский сувенир, символ России. -Я
предлагаю сейчас творческим бригадам мастеров нашего класса, которые
сделали свои авторские матрешки
выйти со своими работами, и мы посмотрим, как вы справились с заданием. Остальные группы оцените, пожалуйста, работу по критериям: -вариативность используемых материалов -яркость, оригинальность -аккуратность
После выступления всех групп Сейчас, нашу поляну мастеров мы украсим вашими матрёшками.
Какая матрешка вам больше всего понравилась? Почему? А мне понравилась матрешка….. группы. Потому что…… |
Каждая группа демонстрирует свою матрёшку. Предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы.
Оценивают работы товарищей, отмечая ошибки и понравившиеся работы.
|
8.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (итог урока) |
- Какой прием работы использовали? В какой технике мы выполняли изделие?
-Где можно использовать данную аппликацию?
-Что было сложным при выполнении изделия? -Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему? -Чему научились?
|
Аппликацию. Коллаж
Подарок родным и близким или как панно. |
9 УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА. |
Давайте уберём инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Свое место убери, И весь мусор собери. Инструменты, материал Ты в порядок приведи. Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
|
Тихо под контролем учителя убирают свои рабочие места. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.