Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Публикация является частью публикации:
ВКР КАРИНА.docx
Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Содержание Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико­методические основы социально­профилактической  работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского дома…………………………………………6 1.1. Социально­психологическая характеристика детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях  детского  дома……………………………………………………………….6 1.2. Организация социально­профилактической работы с детьми­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского  дома……………………………………………………………...12 1.3. Характеристика инновационных форм в организации социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в условиях детского дома…………………17 Глава 2. Социальный проект социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей………………………………………………………………………..25 2.1. Исследование необходимости социально­профилактической  работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей………………………………………………………………...25 2.2. Социальный проект детской кулинарной смены для детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, интернатных учреждений  Верхнекамья «Мастер­шеф»……………………………...30 Заключение……………………………………………………………………...39 Список литературы…………………………………………………………….42 Приложение……………………………………………………………………..44 2 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Введение В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения  родителей, возрастает с каждым годом. Это означает, что сиротство как  социальное явление становится проблемой не одного человека, даже не части  огромного населения, а всего общества в целом. Дети­сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или  единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в  возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя  или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,  недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта  утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от  защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из  образовательных организаций, медицинских организаций, организаций,  оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный  родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей  оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.  (Определение дано в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N159­ФЗ «О  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей» в ред. от 07.03.2018 г.). [2] 3 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста  остаются без попечения родителей. Статистика в России демонстрирует, что  за три последних года, число сирот, чьи данные размещены в федеральной  базе данных, сократилось с 87 до 71 тысячи, по итогам 2016 года эксперты  прогнозируют 57 тысяч детей, которые ищут родителей. На данный момент в  государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей  находится 50 тысяч детей, что на 17% меньше, чем в 2015 году. Все это диктует необходимость выработки и реализации подходов,  различных форм и методов социальной работы с детьми­сиротами. Изучение проблемы социального сиротства второй половины 19 века  современной исторической наукой проводится по двум направлениям: 1)  изучение вопросов социальной помощи и поддержки детства; 2) изучение  социальных аномалий в детской среде. Социальная работа и социальная защита детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства  и социума. В настоящее время активно формируется на всех уровнях  общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый  сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь  помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда,  медицинская помощь, одежда, опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное детство в семейных условиях.   Проблемами социализации детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей в детских домах и интернатах занимались такие ученые:  Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, П.Д. Павлюк, Е.И.  Холостова, В.П. Мельников и другие. Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача – смягчить  для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остроту  проблем, вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с 4 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома детьми­сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания  для детей условий жизни, близких к семейным. Важность этого аспекта  социальной помощи детям­сиротам обусловила выбор темы данной работы. На основании вышеизложенного темой нашего исследования является:  «Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома».  Объектом данной работы выступает социально­профилактическая  работа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования – инновационные формы в процессе  профилактической работы детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Целью данной работы является реализация практических подходов в  рамках социально­проектной деятельности в решении проблемы социально­ профилактической работы детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Дать социально­психологическую характеристику детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Раскрыть содержание социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 4. Провести социологическое исследование для обоснования  необходимости разработки социального проекта для детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Разработать социальный проект детской кулинарной смены для  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  интернатных учреждений Верхнекамья « Мастер­шеф». 5 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Для решения поставленных задач требуются следующие методы  исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования,   систематизация изученного) и эмпирические (анкетирование,  социологический опрос, проектирование). Глава 1. Теоретико­методические основы социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома 1.1. Социально­психологическая характеристика детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей,  воспитывающихся в условиях детского дома Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества  личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные  ориентации, жизнеспособность целеустремленность. Эти духовные качества  личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной  родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть  преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,  необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его личные  успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети­ сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.  Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям  хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую  жизнь. 6 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В последнее время интерес ученых направлен на проблемы социально­ психологического развития детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Изучаются особенности социально­психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения  интернатного типа, различные аспекты социального сиротства, практические  аспекты социально­трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни,  жизненному и профессиональному самоопределению, социально­ педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования. Традиционно формой устройства детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, являются учреждения интернатного типа. В  интернатных учреждениях не созданы условия для полноценного  формирования личности, не имеются основы для оптимального включения  воспитания в общественную жизнь страны. [7, 30]Поэтому все больше в  России начало появляться детских домов семейного типа. В таких домах  существует определенный воспитательный процесс, который позволяет  развивать детей, каждого ребенка в целом, в новых условиях жизни.  Воспитание максимально приближено к условиям семейного воспитания, при  этом каждого ребенка включают в различные виды деятельности. Другими  словами, детские дома семейного типа – это качественно новая развивающая  система воспитания, гуманистическое устройство которой создает  оптимальный фон и основу для саморегуляции, как воспитанников, так и  воспитателей в их повседневном взаимодействии, обеспечивающие развитие у  каждого ребенка – сироты способности самостоятельно строить жизнь,  достойного человека. [9, 12] Однако система такого воспитания не решает многих социально­ психологических проблем детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Воспитанники таких воспитательных учреждений имеют  специфические и различные комплексы социально­психологических черт:  слабая ориентированность на будущее; сниженная самооценка;  7 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома несформированность избирательности в отношении к миру, взрослым и  сверстникам; несамостоятельность поведения и ситуативность мышления;  ослабленное здоровье, как физиологическое, так и психологическое, высокий  уровень заболеваемости; достаточно низкое, по сравнению с детьми,  воспитывающимися в семье, интеллектуальное развитие из­за нарушения  работы центральной нервной системы. Как одну из главных возникновения  эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, педагоги  рассматривают депривацию. Открытие феномена депривации оказалось  настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и  развивающееся и в настоящее время. [16, 231] Депривация – общее значение обозначение для всех случаев  эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит  неудовлетворенность человека его жизнью. Чехословацкие исследователи И.  Лангмейер и З. Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в  результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен  возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной  мере и достаточно долгое время. Психолог Д. Хэбба считает, что депривация  – это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически  недостаточной средой. [13, 347] Все негативные черты необходимо менять и уделять огромное внимание данной проблеме, которая является актуальной в современном мире.  Зарубежные и отечественные специалисты: Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н.  Максимов, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова считают, что дети­ сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют своеобразную и  иную картину социально­психологического развития, чем дети,  воспитывающиеся в семье. Подростковый возраст – последний период пребывания большинства  детей в учреждении интернатного типа. Трудный и критический, для любого  человека, от таит особые опасности для воспитания детских домов. В  8 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников  детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их  взаимоотношения с окружающими людьми. Эти отношения связаны с  устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. Подростки  лишены важного для их психологического благополучия переживания своей  необходимости и ценности для других, спокойной уверенности в себе,  лежачей в основе формирования полноценной личности, переживаний  ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. [15, 144] Регламентированная жизнь детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, в детском доме не способствует свободному  поведению. Жизненный цикл каждого ребенка в таком учреждении расписан  педагогами, что препятствует формированию самостоятельности и  ответственности у детей­сирот. [10, 37] Также более важным становится  поиск смысла жизни, выбора будущей профессиональной деятельности. Для  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиск себя и  своего места в обществе становится затруднительным. Это связано с  однообразием межличностных контактов, ограниченного социального  пространства и отсутствием реального примера. Каждый период жизни человека связан с определенным видом  деятельности, которое соответствует психологическому развитию. Данные  виды деятельности называют ведущими. Термин был выдвинут А.Н.  Леонтьевым для обозначения деятельности с которой связано важнейшие  психические новообразования:  Младенчество – эмоциональное общение со взрослым;  ранний возраст – предметно­эрудированная деятельность;  дошкольный возраст – игра;  младший школьный возраст – учебная деятельность;  подростковый возраст – формирование взаимоотношений со  сверстниками и с обществом в целом;  юношеский возраст – профессиональное обучение или трудовая  деятельность. 9 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Каждая ведущая деятельность соответствует определенной форме  воспитания и обучения. У детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все виды  деятельности происходят с искажением. Когда воспитанники начинают  самостоятельную жизнь, то оказываются не готовы к ней. Воспитанники  детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или  специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту  индивидуальной особенности детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто  отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему  миру. Тяжесть последствий социальной депривации и трудностей  компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и  устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. [13, 37]  Ребенок, который в первые годы своей жизни получил достаточно  внимания, является эмоционально уравновешенным, доверяет людям, умеет  устанавливать социальные контакты. У детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, существует негативный опыт, который не дает им  установить прочные социальные связи. (с. 32 8). Также у ребенка отсутствует  чувство безопасности и защищенности, которое связано с привязанностью к  матери. Привязанность – это устойчивые эмоционально­психологические связи  ребенка с любящими людьми. Она проявляется по отношению к людям,  которые заботятся о ребенке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоциональную комфортность. [14, 55] Способность к любви и  привязанности – фундаментальная характеристика нормального развития,  которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные  ученые и психотерапевты, начиная с Фрейда. 10 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Недостаток материнской любви искажает привязанность. У детей  можно наблюдать боязливость, высокую тревожность, сниженную самооценку. У детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тревожность  является условием пережитой психологической травмы. Также дети,  пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности,  появляется депрессия, неумение устанавливать эмоциональные и физические  границы в общении. Этой же причиной вызваны неуверенность в себе и  трудности в преодолении сложных ситуаций. [18, 171] Данные негативные факторы можно изменить с помощью  воспитательного подхода, который перестраивает отношения взрослых и  детей.  Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том. Что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и  у него  формируются специфические черты характера, поведения, личности, про  которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Таким образом, проблема психологической помощи детям­сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий  социальных работников, психологов и педагогов в разработке  индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском  доме, приюте, социальной гостинице, интернате и так далее. Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее, что  большинству брошенных детей не хватает личного внимания и  эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у  таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и  интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что  эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент  отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю  жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной  11 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к  специалистам, готовым помочь ему справиться со всеми трудностями,  преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь  полноценным членом общества. 1.2. Организация социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского дома Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед  нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального  сиротства и повышения эффективности их профилактики. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства.  Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному  снижению издержек социальной работы с уже имеющими место,  «состоявшимися» девиациями. [8] Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря  социальной работы: Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского, под  профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно  предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных  физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных  индивидов группы риска, сохранение, содействие им в достижении  поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.  Часто первичная профилактика требует комплексного подхода,  который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить 12 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая  деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер  повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска,  создание условий для реализации принципа социальной справедливости,  называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает необходимый фон, на котором более  успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая,  медицинская и социально­педагогическая. В литературе исследователи Р.Н. Войтлев и О.Н. Чалова, выделяют  несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:  Общесоциальный уровень (общая профилактика)  предусматривает деятельность государства, общества, их  институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно­духовной сфере;  Специальный уровень (социально­педагогическая, социально­ психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на  негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;  Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика)  представляет собой профилактическую деятельность в  отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты  отклонений или проблемности. Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды  профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная   профилактика   ­   комплекс   мер,   направленных   на предотвращение   негативного   воздействия   биологических   и   социально­ психологических   факторов,   влияющих   на   формирование   отклоняющегося поведения.   Следует   отметить,   что   именно   первичная   профилактика   (ее своевременность,   полнота   и   постоянность)   является   важнейшим   видом 13 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома превентивных   мероприятий   в   области   предотвращения   отклонений   в поведении детей и подростков. Вторичная   профилактика   ­   комплекс   медицинских,   социально­ психологических,   юридических   и   прочих   мер,   направленных   на   работу   с несовершеннолетними,   имеющими   девиантное   и   асоциальное   поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Под  третичной  профилактикой   понимается  комплекс  мер  социально­   имеющих   целью психологического   и   юридического   характера, предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное   учреждение   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в социальной реабилитации. Основная   цель   профилактической   деятельности   в   социальной   работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально­экономических, правовых, организационно­   В воспитательных, профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее   психолого­педагогических   мер   воздействия. значение   имеет   умение   правильно   и   гибко   ориентироваться   в   каждой конкретной   ситуации,   объективно,   с   научной   достоверностью   обобщать фактический   материал,   тщательно   изучив   все   причины   установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.  В   соответствии   с   вышесказанным,   под   профилактикой   понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: 14 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и   условий,   вызывающих   социальные   отклонения   негативного характера;  предотвращение   возможных   физических,   психических   и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;  сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.  Профилактические   мероприятия   варьируются   в   зависимости   от характера   и   причин   социальных   отклонений.   В   обобщенном   виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным   отклонениям;   устраняющие   эти   обстоятельства;   мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует,   что   профилактика   должна   проводиться   в   форме   программы запланированных   действий,   направленных   на   достижение   желаемого результата,   предотвращение   возможных   проблем   и   наблюдение   за последующим состоянием социального объекта. Эффективность   осуществления   социальной   профилактики   во   многом определяется   профессионализмом   субъекта   воздействия   и   комплексным характером   профилактического   применения.   Социальная   профилактика создает   предпосылки   для   процесса   нормальной   социализации   личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского   энциклопедического   словаря   по   социальной   работе»,   что   в профилактике   нуждается   все   население,   однако   есть   и   приоритетные 15 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней   в   большей   мере.   К   таким   социальным   группам   можно   отнести   детей, подростков,   инвалидов,   пожилых,   лиц,   отличающихся   антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие. С учетом   социального   положения,   статуса   данных   категорий   населения, потребностей   общества   в   предотвращении   многих   социальных   проблем   и строится профилактическая работа. [12, 137] Профилактика   семейного   неблагополучия   как   фактора   социального сиротства   относится   к   важнейшим   видам   профилактики,   используемых   в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два   этапа   профилактической   работы.   Первый   связан   с   выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе   профилактики   должна   быть   обеспечена   полнота   выявления профилактируемого   контингента.   Это   будет   возможно   лишь   в   том   случае, если   в   данном   процессе   будут   участвовать   все   обозначенные   в   законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы   и   учреждения,   которые   работают   с   семьей   на   ранних   этапах формирования   личности   несовершеннолетнего   ­   учреждения   социальной   дошкольные   и   школьные защиты   населения   и   здравоохранения, образовательные   учреждения.   Согласно,   Федеральному   закону   Российской Федерации   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних»   индивидуально­профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются   специальные   программы,  включающие   специфические   для каждого профилактируемого субъекта мероприятия. Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по   реабилитации   профилактируемого   лица.   Успех   реабилитации   зависит, 16 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома прежде   всего,   от   полноты   изучения   личности   профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям,   состоянием   здоровья, труду, отклоняющегося поведения и его причин.    включая   и   психическое,   характера На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:  профилактика   социального   сиротства   ­   это   реальная необходимость,   важна   общая   организация   профилактической работы   на   определенной   территории   применительно   ко   всему контингенту несовершеннолетних и их семей;  профилактика   социального   сиротства   включает   в   себя   систему мероприятий,   связанных   с   изучением   и   прогнозированием безнадзорности,   беспризорности   и   социального   сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;  работу   по   профилактике   социального   сиротства   в   подготовке подрастающего   поколения   к   ответственному   родительству необходимо   начать   с   формирования   позитивных   родительских установок   через   разработку   и   реализацию   программ,   которые способствовали   бы   формированию   правильного   подхода   к созданию семьи у молодых людей. 1.3. Характеристика инновационных форм в организации  социально­профилактической работы с детьми­сиротами и  детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома Одной из острейших социально­экономических и психолого­ педагогических проблем в нашей стране является проблема социального  сиротства – явления, при котором дети остаются без родительской опеки при  живых родителях. 17 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений  интернатного типа (дома ребенка, детские дома и школы­интернаты)  находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на  семью. В систему государственных мер по реализации права ребенка на  воспитание в семье входит создание альтернативных форм устройства детей­ сирот. Это такие формы, как усыновление, опекунские и приемные семьи,  Детские дома семейного типа, Детские деревни и городки, замещающая  семья. Начиная с 1990 года ориентиром гуманного, нравственного подхода к  детям во многих странах мира стала Конвенция о правах ребенка. Едва ли не  первоочередными среди важнейших прав детей в ней были названы право  ребенка на семью и на нормальные условия для полноценного умственного,  физического и духовного развития. В связи со сложившейся ситуацией остро встал вопрос устройства  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существующие  формы устройства детей­сирот (школы­интернаты, детские дома) выявили в  себе ряд проблем и противоречий:  Отсутствие контактов в социально­культурной сфере, прочных  связей с внешним миром, сотрудничества с различными социальными  институтами, закрытость, замкнутость воспитанников на специфических  внутренних проблемах, что затрудняет их постинтернатную социальную  адаптацию. Недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми,    страдающими от последствий материнской депривации. Разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе  воспитанников по мере взросления из одного учебно­воспитательного  учреждения в другое. 18 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Самым страшным последствием воспитания в детских домах становится отсутствие у воспитанников умений создать собственную семью и  воспитывать своих детей. Исследования ученых свидетельствуют, что,  несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в  родную семью своего избранника или избранницы, бывшие воспитанники  интернатов почти всегда терпят неудачи на этом пути. [15, 71] Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Семья способствует  самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую  активность, развивает индивидуальность. Именно в семье закладываются  нравственные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и  индивидуальные качества личности. Масштабы социального сиротства потребовали принятия новых  конкретных мер. Ученые всего мира единодушны в одном: спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Итак, рассмотрим инновационные формы для усыновления детей:  Детский городок или деревня ­ социально­педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в  рамках которых супруги или отдельные граждане (родители­воспитатели)  выполняют обязанности по воспитанию детей­сирот, детей, оставшихся без  попечения родителей. [6] Данная форма устройства детей отличается тем, что она  запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с  биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному  направлению политики государства в области поддержки и защиты детства.  Эта политика заключается в создании оптимальных условий для обеспечения  каждому ребенку­сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей,  19 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома гарантированных прав на воспитание в семье, уровень жизни, необходимый  для полноценного физического, умственного и духовного развития. Основной целью работы коллектива является формирование навыков  семейной жизни воспитанников, создание условий для их успешной  социальной адаптации и интеграции в общество, подготовка воспитанников к  самостоятельной жизни в обществе, а также воспитание гражданских и  нравственных качеств личности.  Целями деятельности Детского городка (деревни) являются:  объединение детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, для реализации права каждого ребенка на проживание и  воспитание в семье в атмосфере любви, счастья, заботы и взаимопонимания; создание необходимых условий для полноценного развития,  обучения и воспитания, подготовки к самостоятельной и трудовой  деятельности, социальной адаптации и реабилитации детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей; осуществление государственной и общественной помощи детям­ сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов воспитанников; профилактическая работа по предупреждению асоциального  поведения и правонарушений воспитанников. Практическими задачами функционирования Детского городка  (деревни) как семейной формы устройства детей­сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, являются:  Создание комфортных условий для проживания и воспитания  детей, их всестороннего индивидуально­личностного развития. Развитие положительных качеств личности каждого ребенка. Помощь каждому ребенку, подростку в познании культуры         семейных отношений. Привитие нравственных и этических норм, воспитание культуры  здорового образа жизни. 20 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  Обучение нормам и правилам общежития, общению и  социальному взаимодействию. Осуществление социально­психологической реабилитации детей,    прибывших из неблагоприятной социальной среды. Осуществление развития гражданских и патриотических качеств  воспитанников. В Детский городок принимаются дети­сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, в возрасте от 1 года до 12 лет.  Детский городок состоит из 12 воспитательных групп (семей),  размещенных в квартирных условиях. Во главе воспитательной группы  («семьи») – родитель­воспитатель, постоянно проживающий с детьми,  надежный и заботливый взрослый, создающий атмосферу тепла и уюта в доме, формирующий тесные семейные связи между опекаемыми детьми. В Детском городке (деревне) проводится внеклассная, внешкольная  работа с воспитанниками, организуется работа кружков, спортивных секций,  которая способствует физическому развитию детей, развитию склонностей и  способностей. Опыт показывает, что такая форма устройства детей­сирот  действительно является одной из приоритетных наряду с опекунскими,  приемными семьями и усыновлением. Следующая форма – это: Детский дом семейного типа ­  форма   воспитательного   учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом. Детский  дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять   из   супругов,   брак   которых   зарегистрирован.   Для   организации детского дома семейного типа необходимо  желание  обоих  супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или   усыновленные   дети,   достигшие   10   лет,  то   необходимо   и   их   согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа.  21 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Общее   количество   детей   в   детском   доме   семейного   типа,   включая родных   и   усыновленных   (удочеренных)   детей   не   должно   превышать   12 человек. Организаторами   детского   дома   семейного   типа   не   могут   быть следующие лица:  находящиеся  в кровном  родстве  с принимаемыми  на воспитание детьми;  имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на  воспитание;  лишенные   родительских   прав   или   ограниченные   судом   в родительских правах;  признанные   в   установленном   порядке   недееспособными   или ограниченно дееспособными;  отстраненные   от   обязанностей   опекуна   (попечителя)   за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;  являющиеся   бывшими   усыновителями,   если   усыновление отменено  судом по их вине. Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа   является   юридическим   лицом   в   виде   воспитательного   учреждения (некоммерческая   организация),   учредителями   которого   являются   органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского   дома   семейного   типа   организаторы   (супруги)   кроме   документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании.   Предпочтение   при   организации   детского   дома   отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, 22 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Как   и   при   усыновлении   при   организации   детского   дома   необходимо заключение органа опеки и попечительства об условиях жизни супругов. В последующем орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома   семейного   типа   осуществляет   контроль   за   условиями   жизни   и воспитания   детей,   охраной   их   прав   и   законных   интересов,   а   также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание. Передача   ребенка   на   воспитание   в   детский   дом   семейного   типа  осуществляется с учетом его мнения (а с 10­летнего возраста только с его согласия)   и   с   согласия   администрации   образовательного   или   лечебно   ­ профилактического  учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия   воспитателей   этого   детского   дома   семейного   типа   в   целях обеспечения психологической совместимости. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся   ему   алименты,   пенсии   (по   случаю   потери   кормильца, инвалидности), другие социальные льготы. Следующая форма усыновления детей, которую мы рассмотрим, это: Замещающая   семья   ­  это   форма   семейного   устройства   детей   вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья. При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс Российской Федерации   предусматривает   общий   перечень   требований.   В   замещающую семью   могут   быть   переданы   только   дети,   оставшиеся   без   попечения родителей,   с   учётом   этнического   происхождения,   принадлежности   к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения 23 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10   лет   необходимо   их   письменное   согласие.   Кандидаты   на   создание замещающей   семьи   должны   быть   совершеннолетними   дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации.  Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным   отношения,   наиболее   близкие   к   отношениям   между родителями   и   родными   детьми,   а   в   правовом   отношении   усыновленный ребёнок   полностью   приравнивается   к   биологическим   детям   усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои   родительские   права   и   обязанности   полностью,   а   усыновители приобретают   всю   полноту   родительских   обязанностей   и   прав, предусмотренных   российским   законодательством.   Ребёнок   же   приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что   в   будущем   служит   почвой   для   создания   собственной   семьи.   Но   на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные   материальные   обязательства.   Ежегодно   только   1­2   ребёнка приобретают такую семью. В России  государство  всесторонне  поддерживает  замещающие  семьи. Одна   из   граней   поддержки,   безусловно,   является   материальная.   Согласно Федеральному закону Российской Федерации  "О государственных пособиях гражданам,   имеющим   детей"   от   19   мая   1995   года   №   81­ФЗ   приёмным родителям,   организовавшим   приемную   семью   на   договорных   основаниях выплачиваются следующие виды пособий (2014г.):  единовременное пособие при передаче детей в приёмную семью (13 087 руб. 61 коп);  пособие   на   содержание   детей   ­   40%   от   заработной   платы усыновителя в отчётном периоде; 24 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  денежные   компенсации   затрат   на   приёмного   ребёнка, произведенных в отчётном периоде;  зарплата   приёмного   родителя   (ее   размер   зависит   от   региона проживания приемной семьи). Таким   образом,   замещающая   семья   в   отношении   приёмного   ребёнка   обучающую, выполняет   многообразные   функции   (развивающую, воспитывающую,   социализирующую,   реабилитирующую)   и   призвана   решать задачи   восполнения   недостатка   его   эмоциональной,   сенсорной,   социальной информации,   ликвидации   его   отставания   в   развитии   от   сверстников   и нуждается в активной поддержке и стимулировании государства. 25

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Скачать файл