Выпускная квалификационная работа
Оценка 4.9

Выпускная квалификационная работа

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа
Здравствуйте, меня зовут Колинко Карина Дмитриевна. Тема выпускной квалификационной работы Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 50 201 детей-сирот. Сохраняется положительная динамика по сокращению численности выявляемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семейному устройству таки детей. Численность сократилась на 15,1 %. Всего за 11 месяцев 2017 года были устроены в семьи 58414 детей. Таким образом, на семейные форы устройства ежегодно передается детей больше, чем выявляется в соответствующем году.Выпускная квалификационная работа
курсач.docx
Содержание: Введение Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление 1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних 1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами  девиантного поведения Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности  несовершеннолетних в РФ Заключение Литература Введение Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под  государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее  государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего  общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод  человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают  декларативный характер. Рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально­экономическим  кризисом 90­х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная  жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные  причины и детерминанты профилактики. Актуальность темы исследования  обусловливается следующими факторами:   Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из  наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины,  способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, –  социально­экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада  жизни и нравственно­ценностных ориентаций населения, ослабление  воспитательных возможностей семьи и школы.  Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в  области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное  решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания  детей, оставшихся без попечения родителей.  В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс­бизнес, используются в съемках порно­ фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с  использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить  существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию.  Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный  характер, нарушают духовно­нравственные нормы общества. Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и  беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить  характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации. Задачи исследования:  Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических  исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних;  Оценка социально­экономических причин, оказывающих наиболее существенное  влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;  Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской  безнадзорности и беспризорности;  Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.  Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних; Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования. В первой главе беспризорность несовершеннолетних рассмотрена как социальное явление:  раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные  явления детской беспризорности и безнадзорности. Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования  профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ. В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме. В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических  исследований, тематические обзоры, посвященные проблеме беспризорности и  безнадзорности несовершеннолетних. Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:  семантика и соотношение со смежными понятиями Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды  российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом,  эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин  беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада  жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за  выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды.  У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом  воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики  беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после  голода и эпидемий 1930­х гг., в годы Великой Отечественной войны. Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в  нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или  посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы  перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены,  однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.1 По данным социологических служб, сейчас в России детей­беспризорников на порядок  больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные  (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и  образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций,  коммерческих фирм и частных лиц, – число детей­бомжей не снижается, а растет. По  оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей­ сирот­ 530 тысяч, детей­инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака,  650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся  бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями­алкоголиками, не учатся и фактически  предоставлены самим себе. 1 Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание  на различие в понятиях«беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети –  это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному  закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль  вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию,  обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо  должностных лиц. 2 Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется  высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст  безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на  социальное дно, но и по­своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях.  Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми  психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное  мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких  детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня  находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не  реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей,  родителей, слабости кадрового и материально­технического обеспечения специальных  учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью  физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.1 Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к  неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В  общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если  безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только  нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей  социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом. 1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была  направлена, преимущественно, на категорию детей­сирот. В настоящее время проблема  беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас  уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской  и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников  нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России  составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным  переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели  детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой,  голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном  благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на  улице, не поддается логическому объяснению. 1  По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской  беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %;  бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно­ бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в  приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 2 1. Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения,  когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на  чердаках, на вокзалах. К началу 90­х неблагополучных семей стало больше. И  основная причина – это ухудшение общей социально ­ экономической обстановки в  стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня  благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих  регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от  общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка  60 тыс. матерей­одиночек. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах,  не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В  отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает  грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло  количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах  внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным  правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть  браков распадается. Причем, в отличие от конца 80­х годов, наше время характеризуется  разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного ­ двоих детей.1 2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль  школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого  ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в  образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях  несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально  числясь в образовательном учреждении. 3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других  товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков. 4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций,  кружков и т.д. 5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном  законодательстве. В начале 90­х годов стало гораздо проще лишить женщину  родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство  над ребенком – в несколько раз сложнее.2 6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных  путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не  проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько. ­ Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни. ­ Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей,  еще 27 тысяч живут в 150 школах­интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде  бы как­то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ­ интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального  ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более­менее регулярное  государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги,  зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей­сирот одеждой,  обувью, постельными и школьно­письменными принадлежностями. Массовый характер  имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. 1 ­ Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со  стороны педагогических работников.  Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта».  После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную  рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному  насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших  воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских  домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в  больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к  жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем  устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников  детских домов и школ­интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами,  40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более  или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. 1 3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными  видами девиантного поведения По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух  миллионов беспризорников. У кого­то из этих детей нет родителей. У других родители  потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей­ алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской  бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и  годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая  образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее  законам. По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних  преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). 2  В психолого­педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются  понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок»,  «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как  система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным  нормам. В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм  данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения: 1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. 2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах. 3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках,  совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных  действиях. 4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах,  мелкой спекуляции, вымогательстве. 5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося  поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального  характера, направленных обычно на лиц противоположного пола. 6. Злоупотребление алкоголем. 7. Употребление наркотических и токсических веществ. 8. Уходы из дома, бродяжничество. 9. Азартные игры.1 Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей  выделяют и социально­педагогические факторы: недостаточное взаимодействие семьи и школы;   формальное исполнение учебно­воспитательной работы, недостатки в её       организации; отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся; слабое вовлечение учеников в творческую и социально­значимую деятельность,  нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий  и ответственности школьному самоуправлению; запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы; неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми»,  осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию; слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и  ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. 1 Результаты проводимых социологических опросов свидетельствуют, что среди негативных  социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются:  наркомания – 67 %; преступность – 61 %; проституция – 54 %. Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных и беспризорных  несовершеннолетних зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних,  которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В  2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн.  человек (в 1993 году ­ 656,3 тыс. человек). 2 Духовно­нравственный и социально­экономический ущерб, наносимый обществу  злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению  распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и  безнадзорных детей. Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ среди  беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением  спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших  возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за  лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность  употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам  общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью. Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятие  проституцией, секс­бизнес, используются в съемках порно­фильмов.1 Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим  обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители  наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных  сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного  общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим  богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую  свободу и деньги. Современные нищие ­ это государство в государстве. У них свой  устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один  беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы».  Власть не смогла справиться ­ ей нашлась замена. 2 Президент Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн.  рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа  беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений». Между тем, если проблему не решить в ближайшие два­три года, количество бездомных и  безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая,  деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой  государственный строй», – отметил С.Комков.1  Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних  федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации  осуществляются следующие меры: Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на  усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за  невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.1 В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом: ­ оказание социально­психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,  имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; ­ выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также  не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; ­ выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в  обучении и воспитании детей; ­ обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков,  клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; ­ осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие  законопослушного поведения несовершеннолетних.1 Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.2 Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О  внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части  усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания  ювенальных судов)». МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по  оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах  беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних,  находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению  перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по  месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в  совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие  противоправные деяния. Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных  детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах  Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том  числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного  проживания. Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления  образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в  образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы­интернаты,  образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и  медико­социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся  несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства. Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления  здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных  детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии  одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими  и наркологическими заболеваниями.1 Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в  значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер  специальной профилактики. ­ Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в  общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо  развернуть широкую информационно­просветительскую кампанию; создавать и внедрять  системы подготовки молодежи к ответственному родительству; ­ усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности; ­ эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и  безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной  политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании  условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования,  здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей. В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по  преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность  административно­карательного подхода к детям, социализация которых оказалась  деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального  права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его  прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и  учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой  детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким  спектром причин и проявлений. 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено  Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. 1 В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и  правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные  органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам  молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.  Основными координирующими органами являются комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187  стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики  безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В  2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную  реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В  системе образования профилактику социально­педагогической дезадаптации  осуществляют более 550 центров психолого­педагогической и медико­социальной помощи  детям, 50 специальных учебно­воспитательных учреждений закрытого типа, 14  специальных учебно­воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов  внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних  правонарушителей.1 Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности  для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности,  дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного  решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более  тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики  безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он  существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних  дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех  уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не  обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На  местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется  на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового  обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей  правовой базы в субъектах Российской Федерации. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением  органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами  временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел  профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей,  расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не  имеющим места жительства. Заключение Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в  конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и  детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и  рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности  происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль. Следствием этого становятся разрушение семейно­брачных отношений, преступность  несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без  попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую  тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и  создание достойных условий для его существования и развития. Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических  потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов,  подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей.  К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не  остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие  российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы  обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической  быстротой теряли свою воспитательную функцию. Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг,  также требует  затрат со стороны семьи.  Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими  негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как  правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества в РФ можно  охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне  уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и  общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к  данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со  стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные  кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской  безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома  безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной  проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех  общественных институтов. Литература: 1. Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 2. Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков  правонарушителей. ­ М.: Медицина, 1992 3. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 2. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  1920­е годы//Нескучный Сад.­ 2003.­ №1 безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 3. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская  правда.­ 2005.­ №8 4. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 5. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских  приютах//Аргументы и факты.­ 2004.­ №4 6. Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 7. Закон РФ №103­ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 8. Тематический обзор материалов на сервере news. 9. Тематический обзор материалов на сервере Полит. 1 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920­е годы//Нескучный  Сад.­ 2003.­ №1 1 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 2 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.­  2005.­ №8 2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 2 Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 1 Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских  приютах//Аргументы и факты.­ 2004.­ №4 1 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 2 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. ­ М.: Медицина,  1992 1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. ­ М.: Медицина,  1992 2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 2 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 1 Тематический обзор материалов на сервере Полит. 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 1 Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 2 Закон РФ №103­ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 1 Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 1 Тематический обзор материалов на сервере news.

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018