Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Публикация является частью публикации:
дип.раб..docx
ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,  ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.1 Понятие категории дети сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей 1.2 Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей как объект социальной работы 1.3 Социальная работа с детьми, оставшимися без  попечения родителей 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1 Профилактические методы, применяемые в практике  социальной работы 2.2 Практическая деятельность педагога по социальной  адаптации детей, оставшихся без попечения родителей 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ  БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 3.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей 3.2 Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Детьми, оставшимися без попечения родителей являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(ред. от 28.11.2015) В последние годы заметно активизировалась деятельность органов власти всех уровней, направленная на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. Несмотря на продолжающуюся нестабильность социально-экономической и политической жизни наблюдается тенденция уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года. Статистика утверждает, что с 2006 года, и с каждым последующем годом, детей, оставшихся без попечения родителей становится только меньше. (Приложение 1) На данный момент в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей находится 50 000 детей, что на 17% меньше, по сравнению с предыдущим годом. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что в России проблема помощи детям, оставшимися без попечения родителей стоит особенно остро. Их количество достаточно велико и с ними нужно проводить работу. Эти дети нуждаются в помощи адаптации к внешнему миру. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами, и у них может не очень хорошо это получаться. Цель дипломной работы - изучить социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе поставлены такие задачи, как: 1) Выявить теоретические аспекты социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) Определить положение детей-сирот и меры по их поддержке; 3) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования являются основные направления и методы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования является социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.1 Понятие категории дети, оставшихся без попечения  родителей К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(ред. от 28.11.2015) опека и попечительство - форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет . Период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других . Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80- х - начала 90-х годов. Назвать причины появления детей, оставшихся без попечения родителей довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Выделяют по крайней мере три причины такого явления. Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно; 2) у детей, оставшихся без попечения родителей, существует очень много проблем как социального, так и психологического плана; 3) дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют большого внимания со стороны государства. 1.2 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Поэтому, для улучшения эмоционального состояния ребенка, с ним необходимо проводить различного рода психологические работы. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться. Социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети переживают, как правило, моральные травмы, в связи с потерей родителей. Им не хватает общения с взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, дети-сироты приобщаются к «уличной жизни», где приобретают негативные связи. В результате этого общения у них формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья ухудшается, происходит отставание в развитие и образовании. Необходимо отметить, что у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации. В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», не так уж и редки. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям - в этих случаях ребенок становится социальным сиротой. Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. 1.3 Социальная работа с детьми, оставшимися без  попечения родителей Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. В социальной работе на современном этапе сложилась система методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого- педагогические. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Данные методы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др. Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование - довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и введении в действие различных положений, обязательных для исполнения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами организационного воздействия. Сущность нормирования - в определении и установлении нормативов в деятельности человека. Инструктирование в социальной работе обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. К организационно-распорядительным методам социальной работы также относятся подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения. В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира личности, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально- психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, расширение возможностей индивида для проявления творческих возможностей и др.). Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома. В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др. Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные - получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование. Рассмотрим социально- педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности - социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. В таблице 1 указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического состояния ребенка. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности. Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1 Профилактические методы, применяемые в практике  социальной работы В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в зависимости от категорий населения. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа специалиста имеет ряд направлений: 1) психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое, а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, при окончании школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе; 2) работа по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни; 3) организация педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития воспитанников, наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности; 4) работа по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа, оптимизации формы общения в педагогическом коллективе, улучшения норм общения педагогов с детьми; 5)развитие коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; 6) работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома или школы-интерната; 7) оптимизация взаимоотношения воспитанников с членами их семей в случае, если такие взаимоотношения сохраняются. Важным аспектом социальной работы является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на общение со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру. Консультирование в области профилактической работы с детьми имеет следующие задачи: 1)информирование педагогов о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта; 2)своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в соответствующие консультации; 3) предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психо- профилактике; 4) составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для педагогов; 5) проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми. Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины во многом кроются в том, что факторы объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы. 2.2 Практическая деятельность педагога по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их успешная адаптация ? основная задача детского дома. Многолетняя практика работы в интернатных учреждениях показывает, что при выходе в большой мир выпускник не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми, в различных ситуациях. Сложившаяся на сегодня общественные отношения обострили актуальность проблемы, потому что изменились социокультурные требования к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома. Воспитывающиеся в интернатных условиях, дети испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться к жизни. Для успешной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в интернатом учреждении для их полноценного включения в общество необходимо повышение уровня социальной компетентности, которая поможет воспитаннику лучше сориентироваться в окружающем мире. А грамотно принять эти знания в жизни воспитанник сможет только в том случае, если он хотя бы раз сталкивался с подобными ситуациями на практике, пусть даже в игровой форме. Использование технологии проектирования в деятельности социального работника является одним из наиболее подходящих и эффективных средств, которые обеспечат успешную социальную адаптацию данной категории детей. Целью педагога является подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, а также перед педагогам стоят такие задачи, как: 1) Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно - личностных отношений). 2) Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей. 3) Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно-ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни. Работа проводится в групповой и индивидуальной формах, с использованием следующих методов: тренинг, тестирование, профдиагностика, собеседование, наблюдение. Направления в работе с выпускниками: Направление в работе Краткое содержание работы Формирование Я-концепции Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. Правовая ориентация Перечень документов, которые необходимы выпускнику. Валеологическая ориентация Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. Социально-бытовая ориентация Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. Профессиональная и трудовая ориентация Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица. Семейная ориентация Роль семьи в жизни человека. Любовь. Финансово-экономическая ориентация Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально- психологического результата процесса постинтернатной адаптации. Проводимые занятия педагога с детьми позволят сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа: 1) Умение управлять своим эмоциональным состоянием. 2) Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия. 3) Выработка навыков коммуникативной культуры. Для достижения поставленной цели педагог организует различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, проводит психологические тренинги с использованием анкетирования и тестирования, беседы, даёт для ознакомления различные памятки. В ходе данных занятий происходит обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами; мотивирование подростков к получению информации; Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии; получение информации о том, правильно ли подросток сделал профессиональный выбор; знакомство с основными правилами поиска работы; диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье; обучение подростков умению делать правильный выбор и обосновывать его; Определение уровня сформированности социальных навыков у подростка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными, и т.д. Практическая деятельность социального работника в процессе социального проектирования может осуществляться в рамках одной из двух технологий: индивидуального (эмпирического) проектирования и типового (прикладного) проектирования. Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, то есть необходимо помнить, что: 1) Социальный объект - противоречив; у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории(принципиальная неформализуемость); на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь, может по-разному оценить зрелость развития социального объекта. 2) Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием" Этапы проектирования ? система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) ? социальный заказ ? социальный паспорт ? цели проекта? задачи проекта ? изыскательский прогноз ? нормативный прогноз верификация и корректировка ? модель ? конструкт ? проект. 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) ? некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития. 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед. 3. Паспортизация объекта ? получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт ? это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий к т. п. 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ  БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 3.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности - в соответствующие учреждения для детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 Семейного Кодекса Российской Федерации "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015), не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" от 29.03.2000 N 275 (ред. от 02.06.2016). Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами. Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: 1) готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; 2) усыновляется ли он законным путем; 3) дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; 4) в случае с международным усыновлением - дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; 5) существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей: 1) тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; 2) следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; 3) помочь усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраста, состояния здоровья, характерологических особенностей); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей - к особенностям детей. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления. Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам. Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье Положение о приемной семье (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829) С изменениями и дополнениями от: 18 августа 2008 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: 1) образовательные учреждения, в которых содержатся дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 2) учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); 3) учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей. Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения, проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте. Эта изолированность детских домов, усиливает зависимость детей от учреждения и не способствует формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить пищу, купить что-либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо: 1) привести их в соответствие с нормативами для определенного количества детей; 2) создать социальное и эмоциональное окружение, близкое к семейному; 3) организовать небольшие группы семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями»; 4) проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка; 5) предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту; 6) не разделять братьев и сестер по разным учреждениям; 7) укреплять связи между детьми и их родителями; 8) развивать у детей умения бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников. Сиротство - это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 3.2 Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе. Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(ред. от 02.06.2016), органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству. Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей). Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 Семейного Кодекса Российской Федерации решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) . Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159- ФЗ (ред. от 28.11.2015), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии: 1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. 2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан . 3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно- профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно. 4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм .Таким образом, основными нормативно- правовыми документами, затрагивающими проблемы детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: 1. Семейный кодекс РФ; 2. Конституция РФ; 3. Жилищный кодекс; 4. Гражданский кодекс; 5. Конвенция о правах ребенка; 6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 28.11.2015). ; 7. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ(ред. от 28.11.2015); 8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016); ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями. Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав. Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше. Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии. В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье). Значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье. Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью. Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) 3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 02.06.2016) 4. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 28.11.2015). 6. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) 2. Литература: 7. Михеева Л.Ю. Учебно- практическое пособие. Опека и попечительство: Правовое регулирование / Л.Ю. Михеева. - М: Юрист, 2009. - 192 с. 8. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте / Т.Я. Михеева. - М.: Проспект, 1995. - 246 с. 9. Шульга Т.И. Учебник «Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки». Издательство Юрайт, 1997год. - 575 с. 10. Сулейманова, Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2002. - 448 с. 11. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - 104 с. 3. Интернет-ресурсы 12. www.consultant.ru 13. www.wikipedia.org 14.www.libraryno.ru 15. www.pravo.news 16. www.studme.org 17. www.festival.1september.ru

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Скачать файл