Конфуций говорил: «Размышление — это самый благородный путь к знанию».
Все технологии современного образования, несмотря на отличия содержательной и материальной базы, имеют ряд общих черт. Одним из главных объединяющих качеств является направленность на обучение ребёнка самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи. Действенным считается метод критического мышления с определённым набором приёмов. Один из них — ИНСЕРТ как основной прием эфективного чтения.
Суть приёма ИНСЕРТ
Приём был разработан американскими учёными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:
I — interactive (интерактивная)
N — noting (познавательная)
S — system for (система)
E — effective (для эффективного)
R — reading and (чтения и)
T — thinking (размышления).
Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:
V — «Эта информация мне уже известна»;
+ — «Новые факты для меня»;
— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Для закрепления прочитанного ученику предлагается перенести сделанные пометки в таблицу
Преимущества технологии эффективного чтения
Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. Что касается ИНСЕРТа, то он может быть применён на любой стадии работы с учениками:
для актуализации изученного на этапе вызова;
в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.
В итоге у школьников:
· повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
· запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
· формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
· развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.
Кроме того, дети учатся:
· ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
· сортировать материал на главный и второстепенный;
· критически подходить к оценке новых знаний;
· делать выводы и обобщать в процессе размышления.
Приём эффективного чтения позволяет реализовать индивидуальный подход в работе с учащимися
Учителю, поставленному образовательными программами в рамки постоянной нехватки времени для изложения нового материала, ИНСЕРТ позволяет:
· существенно сэкономить время на уроке;
· индивидуально подойти к вопросу разъяснения непонятной информации;
· научить ребят работать с учебником самостоятельно;
· выявить то информационное поле, которое требует дополнительной работы;
· увидеть творческий и организаторский потенциал малышей.
Использование приёма
ИНСЕРТ может быть эффективным только в том случае, если дети достаточно подготовлены, то есть обладают некоторыми навыками анализа. Поэтому методисты и психологи рекомендуют вводить технологию эффективного чтения не ранее третьей четверти первого года учёбы. И начинать рекомендуется с комплекса картинок на уроках.
В среднем и старшем звене ИНСЕРТ может применяться в полном объёме. Важно научить ребят обрабатывать большое количество информации, что пригодится им и в дальнейшем обучении. Для этого ИНСЕРТ может использоваться обучающимися как в классе, так и при подготовке домашней работы. И в том, и в другом случае школьники должны стремиться к максимальному сокращению заметок в колонках, подбирая наиболее ёмкие слова и выражения.
Научить детей выделять главное и второстепенное, анализировать и давать оценку не только новой информации, но и уже имеющимся знаниям — ключевое направление современного образования. Обладая навыком выстраивания правильных причинно-следственных связей, ребятам будет значительно легче осваивать большие объёмы материала
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.