Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснолучская общеобразовательная школа I-III ст. № 11»
Выступление
на городском теоретическом семинаре
«Приоритетные направления
физкультурно-оздоровительной деятельности
педагогов в условиях модернизации образования».
Тема выступления
«Влияние физических упражнений на различные системы организма»
Выступление подготовила:
Учитель
физического воспитания
ГБОУ КОШ № 11
Костина Т.Г.
21 ноября 2019 г.
Влияние физических упражнений на различные системы организма
Актуальность
1. Физическая активность (ФА) является биологической потребностью растущего организма, удовлетворение которой является важнейшим фактором в полноценном становлении и развитии потенциалов организма и личности.
2. Характерной особенностью жизнедеятельности современных детей и подростков является малоподвижный образ жизни. Международное исследование, проведенное ВОЗ (Health behaviour in School-Aged Children), выявило, что среди школьников необходимый уровень двигательной активности, имеет только каждый шестой подросток.
3. По данным Министерства здравоохранения доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 52,7% численности данной категории населения
Влияние физических упражнений на обмен веществ и энергии
Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)
Занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.
Влияние физических упражнений на нервную систему
При занятиях физическими упражнениями улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга
При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение).
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.
Ò 1. При проведении занятий с учащимися, больными гипертиреозом1 следует учитывать, скоростные физические нагрузки. Учитывая большую возбудимость этих больных, скоростные физические нагрузки следует проводить с осторожностью, под контролем реакции сердечно-сосудистой системы. В подготовительной части не рекомендуется выполнять прыжки, бег на короткие дистанции, челночный бег, упражнения с резким изменением скорости и направления. Физические упражнения следует проводить в медленном и среднем темпе широко используя гимнастику, равномерный бег в медленном и среднем темпе, подвижные игры, элементы баскетбола, плавание.
Ò 2. При нарушениях жирового обмена и ожирении величина физических нагрузок определяется физической подготовленностью школьников с учетом более быстрой усталости и, как правило, пониженной функции органов кровообращения и дыхания. Рекомендуются различные физические упражнения с участием больших мышечных групп, которые выполняются в среднем темпе хорошо сочетаются с дыхательными упражнениями. В занятия следует включать гимнастические упражнения с отягощением и сопротивлением. Широко применяются упражнения с набивными мячами, гантелями разнообразными мячами, ходьба и бег в медленном темпе. Осторожно следует применять упражнения на гимнастических приборах и прыжки. В результате физических занятий должно происходить улучшение физического развития - увеличение подвижности грудной клетки, уменьшение обхвата живота и повышение показателей физической подготовленности.
Ò 3. При неврозах, неврастении, психастении, физическая нагрузка должна служить средством отдыха и укрепления нервной системы. В занятии должны преобладать, несложные по координации, разнообразные гимнастические упражнения, игры, которые вызывают положительные эмоции, обеспечивают разнообразное воздействие на организм.
Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
При регулярных занятиях физическими упражнениями :
• увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;
• повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ССС
1. Правильное, полноценное дыхание при выполнении физических упражнений способствует снижению ЧСС и улучшению функций сердечно-сосудистой системы. Постепенное улучшение реакции пульса на физическую нагрузку дает основание к постепенному увеличению нагрузки.
2. Физические упражнения следует выполнять под контролем изменения ЧСС и кровяного давления. В подготовительной части во время выполнения упражнений не должно превышать 120-130 ударов в минуту. Кровяное давление должно меняться следующим образом: систолическое увеличивается, а диастолическое - снижается, или остается на прежнем уровне. Кровяное давление следует измерять непосредственно сразу после нагрузки на первой минуте восстановительного периода.
3. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части проводятся в темпе глубокого ритмичного дыхания. Лишь по мере адаптации сердечно-сосудистой системы следует постепенно увеличивать темп движений и выполнять более сложные по координации упражнения.
4. В подготовительной части не следует давать силовые упражнения, которые сопровождаются задержкой дыхания. В основной части упражнения также следует применять с большой осторожностью. Напряжение должно быть умеренным, кратковременным, не сопровождается венозным застоем крови, (покраснение кожи лица), проявлениями головной боли, головокружением или нарушением координации движений, а также появлением болей в области сердца. Для учащихся с артериальной гипертензией силовое напряжение, а также упражнения с положением тела вниз головой (стойки на голове и руках, кувырки, резкие наклоны туловища) должны быть полностью исключены.
5. Следует широко применять циклические физические упражнения в медленном и среднем темпе (ходьба, бег и др.), в которых есть чередование умеренных сокращений с полным расслаблением крупных мышечных групп. Также физические упражнения легко сочетаются с дыханием, способствуют усилению периферийного кровообращения, что ведет к нормальной работе сердца и даже облегчает его работу, если они сочетаются с полноценным дыханием.
6. Скоростные физические упражнения, которые быстро вызывают большую ЧСС, следует включать постепенно после того, как будет отмечено улучшение кровообращения. Скорость, продолжительность выполнения скоростных нагрузок должны быть строго индивидуальными
Влияние физических упражнений на органы дыхания
Занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы; увеличивают подвижность грудной клетки и тем самым повышают дыхательный объем легких.
• При хронических бронхитах следует добиваться увеличения подвижности грудной клетки. Особое внимание следует обращать на наполненный продолжительный выдох с сокращением вспомогательных мышц.
• При всех заболеваниях органов дыхания во время выполнения физических упражнений следует дышать только через нос.
• С детьми, у которых бронхиальная астма упражнения в подготовительной части занятия проводятся в медленном темпе, всегда строго согласованы с ритмом дыхания, особый аспект делается на полный выдох. Во время подготовительной части, ученик должен хорошо разогреться, у него должно появиться умеренное потоотделение. После этого дыхание улучшается, протекает свободно и физические нагрузки выполняются значительно легче. В основную часть занятия следует включить разнообразные игры, скоростные напряжения, нагрузки, повышенное эмоциональное состояние, чередуя их с дыхательными упражнениями.
Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
В процессе занятий физическими упражнениями происходит:
ü рост мышечных волокон - увеличивается масса мускулатуры
ü кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам
ü устранение нарушений осанки
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. В подборе комплексов физических упражнений нужно обеспечить сугубо индивидуальный подход, исходя из двигательных возможностей ребенка, следует широко использовать локальные упражнения, направленные на укрепление мышц, которые обеспечивают компенсаторную функцию и улучшение движений.
2. При хронических заболеваниях суставов ограничением их подвижности при остаточных явлениях полиомиелита и других заболеваниях ЦНС, которые вызывают нарушения движений, весьма полезно и эффективно применять комплексные занятия. Во время выполнения упражнений важно правильно дышать. В большинстве упражнений рекомендуется делать выдох на усилии. Нужно не задерживать дыхание и не сокращать выдох.
3. При остеохондрозе прежде всего нужно в подготовительной части сделать разминку. Лучше всего, если это будет ходьба. Если нет болевого синдрома, можно перейти на бег в легком темпе. Во время выполнения упражнений важно правильно дышать. В большинстве упражнений рекомендуется делать выдох на усилии. Нужно не задерживать дыхание и не сокращать выдох.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ
• Облегчают прохождение пищи по пищеварительному тракту, в результате чего улучшается весь процесс пищеварения;
• повышают обмен веществ и энергии;
• увеличивают потребность организма в питательных веществах;
• стимулируют выделение пищевых соков, активизируют перистальтику кишечника;
повышают эффективность процессов пищеварения.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ
1. Следует включать специальные упражнения для мышц живота, которые вызывают местное усиление кровообращения, ведут к укреплению мышц брюшного пресса, повышают чувственность измененных органов и вызывают большие колебания внутрибрюшного давления;
2. Упражнения не должны вызывать боли в органах полости живота;
3. Упражнения необходимо сочетать с правильным дыханием, а при возникновении отдышки чередовать их с дыхательными упражнениями.
4. Нельзя применять большие силовые напряжения, поднятие тяжестей, упражнения которые вызывают сотрясение тела.
Таким образом, благодаря физическим упражнениям улучшаются развитие и деятельность всех органов и систем, повышается работоспособность, укрепляется здоровье, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки.
1Гипертиреоз (избыточная активность щитовидной железы, гиперфункция щитовидной железы) представляет собой состояние, при котором щитовидная железа вырабатывает слишком много гормонов.
Гипертиреоз может значительно ускорять обмен веществ в организме, что приводит к внезапному снижению массы тела, ускоренному или нерегулярному сердцебиению, потливости и нервозности или раздражительности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.