Выступление на ШМО учителей-предметников "Развитие речеслуховой памяти и внимания на уроках и внеурочных занятиях с детьми ОВЗ"
Оценка 4.8

Выступление на ШМО учителей-предметников "Развитие речеслуховой памяти и внимания на уроках и внеурочных занятиях с детьми ОВЗ"

Оценка 4.8
docx
21.10.2024
Выступление на ШМО учителей-предметников "Развитие речеслуховой памяти и внимания на уроках и внеурочных занятиях с детьми ОВЗ"
выступление на ШМО учителей-предметников и воспитателей, 31.10.2023г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Брюховская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат

  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речеслуховой памяти и внимания

 на уроках и внеурочных занятиях с детьми ОВЗ

(выступление на ШМО учителей-предметников, воспитателей)

                                                            

 

                               Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,

                                                    высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.10.2023г.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием  речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств.

Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи. А недостаточная   сформированность  устной речи ведет к нарушениям письменной речи.

Нарушение письменной речи ещё у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова,  И.Н. Садовникова,  Р.И. Лалаева,  А.Н.Корнев и другие. В данном случае  этот вопрос остается одним из актуальных по причине того, что мы имеем дело с обучающимися старших классов. И грамотность письма у школьников 5-9 классов должна быть всегда на особом контроле педагогов, работающих с этой категорией ребят, которые находятся на ступени социализации в общество. А от успешного усвоения языка детьми с интеллектуальными нарушениями  во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным предметам.

Трудности в усвоении учебного материала приводят к снижению у старших школьников с умственной отсталостью  интереса к учению. Для развития интереса  к учебным занятиям,  мобилизации внимания, речеслуховой памяти, активизации деятельности ребят я в своей работе на уроках и внеурочных занятиях применяю дидактические игры и упражнения. Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением систем фонем. Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у умственно отсталых детей.

Примеры игр:

 

1.     «Пропущенные буквы» (слайд2) При повторении темы «Двойные согласные». На доске вывешиваю таблицу со словами, в которых пропущены двойные согласные. Детям предстояло их вставить:

ва…а        

гру…а

кла…

то…а

су…а

дро…и

ка…а       

мета…

Вызванные к доске ученики заполняли таблицу, объясняя какие буквы в данном слове удваиваются.

2.     «Шарады» (слайд3). Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память.

(Из первых слогов данных слов составить слово - под руководством учителя).

- Деревня, река, вода  (дерево);

- Дорога, бросок, таяние (доброта);

- Народ, водник, невод, нива, Емеля (наводнение);

 

3. Кроссворды. (слайд 4).

 

https://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_25/DocLib1/%D0%9A%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1.png

 

 

4. Упражнение на развитие фонематических функций (слайд 5):

Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые

начинаются со звука [А]. Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

 

5. Упражнение на развитие грамматического строя речи  (слайд 6):

0024-024-Uprazhnenija-na-razvitie-svjaznoj-rechi-i-obogaschenie-slovarja.jpg

 

 

6.. Найди и вычеркни: все буквы О (аналогично другие на другом уроке, можно количество посчитать)                                                       (слайд7)

Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф Л К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Б Ю Е Э Э Ж А М Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М Л С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х М О Т Д В Ш Ц Е Б Т К В У Ч Е Н Ы Й И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б Э К Л А И С Ч О Т Н Е Д А Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К Л В С Б В О С Е Т И В ЩГ Л К Р Л Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л И Я С В У Ц Д АЪ

7. Тренировка концентрации внимания (слайд 8):

Просматривая буквы, найдите профессии.

 

ПППВОТТПОВАРТИЛПТПИСАТЕЛЬДОААЕРТИОТШОФЕРТБПУЧИТЕЛЬПООПЕКАРЬМРАЕЮЖВОДИТЕЛЬИАОТОПАРИКМАХЕРРЛЛШДОКТОРЧКАЕПИЛОЕГПОЧТАЛЬОНТПНГПОЖАРНЫЙИЬРАЕДИРЕКТОРМАПЬОПВРАЧТЛБКОНДИТЕРАПИЬАДВОКАТБРАКОСМОНАВТАРБИБЛИОТЕКАРЬИАЕОРИСЛЕСАРЬПЛВКАСКАДЕРТИБАПРОДАВЕЦМТПЛЬОПЕРАТОРМИВЛЕЩЦДВОСПИТАТЕЛЬИОДАДВОКАТОМЛПЩКТМЕНЕДЖЕРВЬИОУКУЧЕРИДКЗУШП

 8. Закрепление образа букв, развитие образного восприятия (слайд 9)

.https://img.razrisyika.ru/img/180/719222-neyro-dlya-korrekcii-disgrafii-14.jpg

9.  Как можно быстрее вычеркни цифры от 1 до 25 (слайд 10).

Методика - Таблицы Шульте


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью

Шарады» (слайд3). Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память

Шарады» (слайд3). Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память

Найди и вычеркни: все буквы О (аналогично другие на другом уроке, можно количество посчитать) (слайд7)

Найди и вычеркни: все буквы О (аналогично другие на другом уроке, можно количество посчитать) (слайд7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024