Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие речеслуховой памяти и внимания
на уроках и внеурочных занятиях с детьми ОВЗ
(выступление на ШМО учителей-предметников, воспитателей)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
31.10.2023г.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств.
Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи. А недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.
Нарушение письменной речи ещё у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев и другие. В данном случае этот вопрос остается одним из актуальных по причине того, что мы имеем дело с обучающимися старших классов. И грамотность письма у школьников 5-9 классов должна быть всегда на особом контроле педагогов, работающих с этой категорией ребят, которые находятся на ступени социализации в общество. А от успешного усвоения языка детьми с интеллектуальными нарушениями во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным предметам.
Трудности в усвоении учебного материала приводят к снижению у старших школьников с умственной отсталостью интереса к учению. Для развития интереса к учебным занятиям, мобилизации внимания, речеслуховой памяти, активизации деятельности ребят я в своей работе на уроках и внеурочных занятиях применяю дидактические игры и упражнения. Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением систем фонем. Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у умственно отсталых детей.
Примеры игр:
1. «Пропущенные буквы» (слайд2) При повторении темы «Двойные согласные». На доске вывешиваю таблицу со словами, в которых пропущены двойные согласные. Детям предстояло их вставить:
ва…а |
гру…а |
кла… |
то…а |
су…а |
дро…и |
ка…а |
мета… |
Вызванные к доске ученики заполняли таблицу, объясняя какие буквы в данном слове удваиваются.
2. «Шарады» (слайд3). Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память.
(Из первых слогов данных слов составить слово - под руководством учителя).
- Деревня, река, вода (дерево);
- Дорога, бросок, таяние (доброта);
- Народ, водник, невод, нива, Емеля (наводнение);
3. Кроссворды. (слайд 4).
4. Упражнение на развитие фонематических функций (слайд 5):
Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые
начинаются со звука [А]. Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
5. Упражнение на развитие грамматического строя речи (слайд 6):
6.. Найди и вычеркни: все буквы О (аналогично другие на другом уроке, можно количество посчитать) (слайд7)
Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф Л К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Б Ю Е Э Э Ж А М Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М Л С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х М О Т Д В Ш Ц Е Б Т К В У Ч Е Н Ы Й И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б Э К Л А И С Ч О Т Н Е Д А Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К Л В С Б В О С Е Т И В ЩГ Л К Р Л Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л И Я С В У Ц Д АЪ
7. Тренировка концентрации внимания (слайд 8):
Просматривая буквы, найдите профессии.
ПППВОТТПОВАРТИЛПТПИСАТЕЛЬДОААЕРТИОТШОФЕРТБПУЧИТЕЛЬПООПЕКАРЬМРАЕЮЖВОДИТЕЛЬИАОТОПАРИКМАХЕРРЛЛШДОКТОРЧКАЕПИЛОЕГПОЧТАЛЬОНТПНГПОЖАРНЫЙИЬРАЕДИРЕКТОРМАПЬОПВРАЧТЛБКОНДИТЕРАПИЬАДВОКАТБРАКОСМОНАВТАРБИБЛИОТЕКАРЬИАЕОРИСЛЕСАРЬПЛВКАСКАДЕРТИБАПРОДАВЕЦМТПЛЬОПЕРАТОРМИВЛЕЩЦДВОСПИТАТЕЛЬИОДАДВОКАТОМЛПЩКТМЕНЕДЖЕРВЬИОУКУЧЕРИДКЗУШП
8. Закрепление образа букв, развитие образного восприятия (слайд 9)
.
9. Как можно быстрее вычеркни цифры от 1 до 25 (слайд 10).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.