Цели и задачи:
• Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»).
• Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения.
• Расширение знаний о правилах перехода улицы, о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки).
• Воспитание у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.
«Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного
учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям,
усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в
детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и
правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих
ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную
информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого
поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая
роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,
составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель
должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском
саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек,
тем легче ему будут даваться знания. Очень важно приобретение таких навыков и привычек,
как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать
– не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить –
перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать –
но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна привычка сосредоточивать
внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно
помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача
воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в
воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте. Главная
цель моей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у
детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Я реализую её путём
решения нескольких задач:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия
окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с
полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения
с движениями других людей и перемещением предметов.
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся
ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
1. Ребёнок – пешеход.
2. Ребёнок – пассажир.
3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков
и др.).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не
должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она
не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды
детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал
через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни запределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности
с детьми в данном направлении я определяю сама в зависимости от условий, темы, сезонности,
состояния детей, вида занятий и т.д.
Этапы организации воспитательнообразовательного процесса по формированию знаний детей о
безопасном поведении на улице:
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного
движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика
необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей,
уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний
о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к
соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений
художественной литературы, игрдраматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного
опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности
отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и
усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои
поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении
правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно
ориентироваться в создавшейся ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют
современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью я осуществляю
инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаю поставленные задачи:
воспитательные: реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не
страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;
развивающие: направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации
внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по
координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;
обучающие: направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного
поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих
Правилам дорожного движения.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения:
Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в
нагляднодейственной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое)
действие с предметами при отражении реальной ситуации.
Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные занятия:
«Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора».
Работу я веду систематически: не менее 23 раз в неделю беседую с детьми о безопасном
поведении на улицах и дорогах, о дорожнотранспортных происшествиях, связывая это с
изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.). Приучаю
детей проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти ивнутренней речи. Объясняю и повторяю детям, как они должны вести себя на улице и в
транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали
алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и
предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то
останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до
пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части.
Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея
минимум дорожных символов и атрибутов.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Поэтому я, понимая всю важность данной проблемы, стараюсь включать занятия по ПДД во все
виды деятельности в ДОУ.