Выступление "Формирование навыков безопасного поведения детей на улице"

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: • Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»). • Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения. • Расширение знаний о правилах перехода улицы, о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки). • Воспитание у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.
Иконка файла материала Формирование у детей навыков безопасного поведения.docx
«Формирование у детей навыков  безопасного  поведения на улицах города».        Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного  учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям,  усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в  детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из  детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и  правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих  ситуациях.  Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную  информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого  поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая  роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,  составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель  должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском  саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек,  тем легче ему будут даваться знания.  Очень важно приобретение таких навыков и привычек,  как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать  – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить –  перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать –  но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна привычка сосредоточивать  внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно  помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача  воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в  воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте. Главная  цель моей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у  детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города. Я  реализую её путём  решения нескольких задач: 1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; 2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия  окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с  полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов. 3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»: 1. Ребёнок – пешеход. 2. Ребёнок – пассажир. 3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков  и др.).         Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не  должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды  детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал  через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни запределами детского сада. Когда и сколько времени  отводить на тот или иной вид деятельности  с детьми в данном направлении я определяю сама в зависимости от условий, темы, сезонности,  состояния детей, вида занятий и т.д.                                                                                                        Этапы организации воспитательно­образовательного процесса по формированию знаний детей о  безопасном поведении на улице: Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного  движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей,  уровень их возможностей. Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний  о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил. Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к  соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений  художественной литературы, игр­драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного  опыта. Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности  отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и  усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои  поступки придёт позже.  Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении  правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.         Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют  современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью я осуществляю  инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаю поставленные задачи: ­ воспитательные: реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не  страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней; ­ развивающие: направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации  внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по  координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице; ­ обучающие: направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного  поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих  Правилам дорожного движения. Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения: Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в  наглядно­действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое)  действие с предметами при отражении реальной ситуации.  Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные занятия:  «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора». Работу я веду систематически: не менее 2­3 раз в неделю беседую с детьми о безопасном  поведении на улицах и дорогах, о дорожно­транспортных происшествиях, связывая это с  изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.). Приучаю  детей проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти ивнутренней речи. Объясняю и повторяю детям, как они должны вести себя на улице и в  транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали  алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и  предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то  останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до  пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.  Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части.  Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея  минимум дорожных символов и атрибутов. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.  Поэтому я, понимая всю важность данной проблемы, стараюсь включать занятия по ПДД во все  виды деятельности в ДОУ.