Выступление на городском методическом объединении
Оценка 5

Выступление на городском методическом объединении

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
21.11.2018
Выступление на городском методическом объединении
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Ребенок, заканчивающий начальную школу, это человек любознательный, активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Такой интересный предмет, как окружающий мир, является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников.
Выступление на городском методическом объединении.docx
Выступление на ГМО учителей начальной школы на тему: »Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».  Учитель:Климова А.Ф. МОУ Львовская школа №4   Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский   Активность   личности   в   обучении   является   важнейшим   фактором   для   достижения   целей   обучения,   общего развития   личности.   Новый   стандарт   предъявляет   новые   требования   к   результатам   начального образования.  Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта  сказано,  что  ребёнок,  оканчивающий   начальную   школу, —  это   человек   любознательный,  интересующийся, активно   познающий   мир;   умеющий   учиться,   способный   к   организации   собственной   деятельности.   Одним   из интереснейших, на мой взгляд,  такой учебный предмет, как окружающий мир. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого   индивид   приобретает   знания,   познаёт   законы   существования   окружающего   мира   и   учится   не   только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать   его.   Интерес   к   окружающему   миру   является   одним   из   видов   общественного   интереса,   он   проявляется   в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные   сведения, выражать   своё  отношение  к  изучаемому  объекту  в  различной  деятельности:  в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность. Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить  по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь   на   некоторых   способах   развития   познавательной   активности   младших   школьников   на   уроках окружающего мира, которые я использую в своей практике. Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме   проведения,   например:   уроки­соревнования;   уроки   —   КВН   («Птичьи   разговоры»3кл.);   уроки   —   творческие отчёты; уроки­конкурсы(«12 ареля­ День космонавтики»); уроки­обобщения («Страницы Всемирной истории» 4 кл.); уроки­игры («Поле чудес»); уроки­экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки­путешествия («Путешествие по природным зонам России», « Путешествие по городу Здоровейску»), интегрированные уроки, уроки – сказки.  Сказки – верные   спутники   малышей.   Они   учат   добру,   учат   общаться,   радоваться   и   огорчаться,   сопереживать, разбираться   в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о своем любимом цветке» (животном) и т.д. Однако часто использовать их нецелесообразно. Ценным средством развития познавательной активности детей я считаю игру. Познавательные игры расширяют объём   получаемой   информации,   стимулируют   процесс   перехода   от   любопытства   к   любознательности;   активизируют психические   процессы;   являются   прекрасным   средством   развития   интеллектуальных   и   творческих   способностей; снижают   психические   и   физические   нагрузки;   заряжают   положительными   эмоциями;   способствуют   созданию   зоны ближайшего   развития,   дают   возможность   подготовить   сознание   для   восприятия   нового.   Вот   некоторые   примеры различных видов игр. На уроках я часто использую игру «Что, Где? Когда?» . Можно проводить ее разделив класс на группы, а можно и индивидуально. Она позволяет повторить знания по изученной теме в игровой форме. Например, при изучении темы «Птицы» можно задать вопросы: ­ Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (нет) ­ У какой птицы появляются птенцы зимой? (клест) ­Какую птицу называют «зимой – кузнецом, а летом­ врачом»? (дятел) ­ Какая птица может бегать по стволам деревьев вниз головой? (поползень) ­ Какая самая маленькая птица в нашей стране? (королек) Очень нравится детям разгадывать  анаграммы, которые можно использовать  на разных этапах урока, как на этапе актуализации опорных знаний, так и в работе над темой или в подведении итогов урока. Анаграммы могут быть разные, как составить из букв слово, так перестановка слогов в слове. Например: Переставь в слове буквы так, чтобы вместо грызуна появилась лошадь. (крыса­рысак). Или из предложенных букв составить слова: укащ (щука), парк (карп), каула (акула). Также очень привлекают учащихся метаграммы, где они должны получить новые слова заменив только в нем одну букву. Например: Я зверь домашний – мышеловка. Я у хозяина живу, Но, если «о» на «и» сменяю, В холодных водах поплыву. (кот­кит)   Мне недолго измениться: С «с»­ животное, с «р»­ птица. (Осел­орел)   Также на этапе актуализации знаний или при проверке знаний можно использовать игру «Четвертый лишний». Она позволяет проверить, как учащийся усвоил пройденный материал. Например, «Зона лесов» в 4 классе: 1. сосна, ель, дуб, саксаул 2. пихта, липа, полярная ива, кедр 3. карликовая берёза, сосна, черемуха, дуб 4. кипарис, клён, рябина, вяз 5. ясень, яблоня, берёза, пальма 6. соболь, куница, барсук, полярный волк 7. медведь, лиса, ящерица, тушканчик 8. варан, ёж, барсук, сова. Детям такой вид работы очень нравится. Также им интересна, а также познавательна такая игра, как «Ну-ка, прочитай». Где они составляют слова, если они зачеркнут в ряду одинаковые буквы или правильно их соединят. Темы для составления слов можно подобрать разные. Еще игра, которую любят дети «Найди зашифрованные слова». Где в ряду букв они должны найти слова по заданной теме Например, зашифрованные понятия по теме «Органы чувств» Роогааьтблносравкбдлорпаглазторпаамюжлдоравроухотпилдпаввччсмсмжрравыуирязыкитллбьпправссдрть кожатовпиидоьрпаамльтоа По теме «Грибы» Роовтитовьалаьприподберёзовиктаоввиыпыьалебклсыроежкатлвтиснавимввлисичкиьвоапраидужэцылш опёноктаоаьвлвсрыжикмлвьвра Когда дети найдут слова, можно к ним подобрать слово - обобщение. С помощью этой работы я подвожу к изучению новой темы, или наоборот, как обобщение изученной темы. Играя,я проверяю усвоен ли материал учащимися, а в процессе работы происходит развитие внимания. Игра «Соедини линиями название с соответствующими символами». С помощью игры «Крестики-нолики» можно быстро проверить, домашнее задание. Дети получают матрицу ответов, где при ответе «да» они ставят «х», а «нет»- «о». Например, при изучении темы «Начало истории человечества» можно задать вопросы: -Первые люди появились в жарком поясе Земли (да) - Древний человек жил дольше, чем современный? (нет) - Орудия труда древние люди изготавливали из природных материалов? (да) - Древние люди жили общинами - родами? (да ) - Самые важные вопросы решал старейшина? (нет) - Одомашнивание диких животных было началом оседлой жизни? (да) Такую игру я провожу иногда в начале урока, перед изучением новой темы. Даю вопросы по новой теме урока. Дети, отвечают, не изучив ее. Потом им становится интересно узнать правильные ответы и мы весь урок работаем над ними. В конце урока мы снова выполняем эту работу. И проверяем , сколько верных ответов уже после изучения темы. Игра «Да ­ нет». Я загадываю какой­нибудь объект, по определенной теме. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы я отвечаю только словами «да», «нет», «И да и нет». Или я задаю учащимся вопросы, а они отвечают «да»или «нет». Очень нравится детям игра «Ты мне ­ я тебе». Где дети задают вопросы друг другу. Которые они приготовили по теме урока. Активизирует учащихся на работу также работа «Узнай по описанию». Где дети должны узнать объект по описанию или по рисунку. Например: Кто в лесу живет?   Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где­нибудь неподалеку. (Соловей) Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит   орехи,   желуди,   шишки.   Заготавливает   он   и   грибы,   накалывая   их   на   сухие   веточки   высоко   над землей. (Белка) Или предлагаю отгадать, о чем говорится, предлагая несколько подсказок­описаний: Лиственница нашей страны. Каждую осень дерево сбрасывает свои иголки. 1.     Это дерево – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом 2.     Оно выше сосны и выше ели. Ветки у этого дерева редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. 3.     Весной   на   ветках   появляются   мелкие,   величиной   с   грецкий   орех,   шишки.   Незрелая   шишка   красная,   издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. 4.     Дерево неприхотливо, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. 5.     Живёт дерево 300–500 лет. 6.     Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою этого дерева очень любят зайцы. Также я использую игры «Выпавшие слова», где дети должны вставить пропущенные слова по теме урока. ». Младшие школьники   очень   любят   искать   ошибки,   поэтому   я   также  предлагаю   учащимся   тексты­описания,   фенологические рассказы с ошибками . Это им очень нравится, т. к. они выполняют роль учителя какого­то вымышленного героя, который так написал текст. Эту работу можно применять при актуализации знаний, а также в ходе изучения темы урока или при первичном закреплении. Например,  в 4 классе: Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера.   На   территории   России   расположены   равнины:   Западно   ­   Европейская,   Среднесибирская,   и Западно   ­ Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское. Только одна река большая река – Енисей ­ несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон . Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра. Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью» я предлагаю детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы... Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...» Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли ёж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Сначала обсуждаю с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляю (дополняя, уточняя) высказывания ребёнка. На своих уроках  при изучении нового материала в 3­4 классах я применяю «Инсерт», т. е. чтение с пометками. Где дети отмечают, что они уже знают, что им показалось новым, над какой информацией нужно работать. Я предлагаю им текст, где они делают пометки. При решении проблемного вопроса мне помогает прием «Фишбоун» (рыбьи косточки). Где на голове рыбы мы записываем   проблему,   в   верхней   части   скелета   рыбы   мы   записываем   доводы   «за»,   а   внизу   «против»,   а   в   хвосте формулируем   вывод. В   основе   Фишбоуна   ­   схематическая   диаграмма   в   форме   рыбьего   скелета,   который   могут располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы. Такой прием можно использовать при изучении темы «Здоровье и безопасность» (Важно ли здоровье для человека? Надо ли соблюдать безопасность или нет?), «Экологическая безопасность» (Надо построить завод на берегу реки, что скажут на это экологи и строители, их доводы). Во 2 классе я предлагаю варианты ответов, которые дети должны наклеить на косточки, а 3,4 классы уже пишут сами. Одной из форм работы на уроках окружающего мира может быть работа с синквейном. Синквейн- прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Слово синквейн происходит от французского слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк. Есть еще несколько определений синквейна. Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану. Правила написания синквейна. 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; 5 строка- слово-обобщение, дающее новую интерпретацию темы. Ребятам это нравится и учит находить главные, важные слова, которые характеризуют важные понятия урока. Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проблемно­задачного подхода. Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается   в   диалог,   учится   нестандартно   мыслить,   устанавливать   причинно­следственные   связи.   Например,   при изучении темы «Растения. Части растений», я предлагаю учащимся такие проблемные вопросы: 1. В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть? 2. Почему на верхушках деревьев листья опадают последними? Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха. ­ Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я… -          А я ­ Воздух, я расскажу о себе следующее…   Значит,   нужно   это   показать!   В   этом   помогают   мне   презентации, На уроках я использую и творческие физкультминутки, в которых мы показываем повадки зверей, птиц, насекомых. А также и не живой природы. Очень нравится детям «Зверобика», которую мы выполняем под музыку. Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня   или   степь.   детские энциклопедии. Использование   занимательного   материала   на   уроках   окружающего   мира   также способствует развитию познавательной  активности. Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты — всё это, несомненно, заинтересует младших школьников. Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах. Способствует развитию познавательной активности учащихся и внеурочная деятельность, в частности, предметные недели. В своей школе мы проводим «Неделю экологии в начальных классах», «Неделю начальных классов».А также принимаем участие в «Неделе биологии и географии ».В рамках предметных недель проводятся олимпиады, лекции, беседы, познавательные игры и викторины, конкурсы рисунков и наглядных пособий, плакатов и стенгазет. А также проводим мероприятия совместно с сельской библиотекой. Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к   учебной   деятельности,   познанию   окружающего   мира,   формируют   устойчивый   познавательный   интерес,   позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности. Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что­то новое о уже знакомых. Младшие школьники выращивают растения из семян, наблюдают за погодой. Изучение свойств воды, снега, льда, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов. Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Так, уже в 1  классе младшим школьникам предлагают поработать над темой «Мое село», во 2­4 классах над  темами: «Красная книга», «Профессии», «Родной город», «Моя семья» Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки  их  к  реальным  условиям  жизнедеятельности. Выводит  процесс  обучения  и воспитания  из  стен  школы  в окружающий мир. В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении

Выступление на городском методическом объединении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018