Цель: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;
- создание условий для формирования здорового образа жизни.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.
Адаптация первоклассников к школе.
Подготовила учитель
начальных классов ГБОУ
«АООШI-III cт.№2»ЛНР
Куницкая Светлана Васильевна
Сделать школьные годы золотой порой
в жизни каждого ребенка – долг каждого
учителя.
Приходя к нам учиться, дети должны
почувствовать себя счастливыми.
Счастливого ребенка легче учить и
воспитывать. Ребенку важно успешно
учиться, почувствовать себя умным,
догадливым,
сообразительным.
Адаптация к школе-
перестройка познавательной,
мотивационной и эмоционально
волевой сфер ребенка при
переходе к систематическому
организованному школьному
обучению
Общие сведения об обучающихся в 1А классе
Не получили
класс
предшкольну
ю подготовку
Из них получили предшкольную подготовку
На базе ДОУ На базе
На базе школ
1 «А»
22
-
7
учреждений
доп.
образования
1
Общие сведения об обучающихся в1А классе
Очень плохо
класс
по слогам
Умение читать
По слогам
словами
бегло
Конец
Iсеместра
8
17
1
4
Анализ личных дел учащихся
класс
Кол-во
полных
семей
Кол-во
неполных
семей
Кол-во
многодетн
ых семей
1 «А»
27
3
3
Кол-во
малообесп
еченных
семей
2
Из опыта работы по адаптации
детей в школе.
До поступления в школу:
-прием заявлений;
-беседа с родителями на тему «Как
готовить ребенка к школе»;
-день открытых дверей для
будущих первоклассников и их родителей;
-занятия с будущими
первоклассниками;
-родительское собрание на тему: «Советы.
Помощь. Как собрать портфель?»
-совместная встреча детей,
учителя и родителей до начала учебного года «1
сентября-День Знаний»
Этапы адаптации:
1 этап (первая-вторая недели) –
ориентировочный. Значительное
напряжение всех систем организма.
2 этап (третья-четвёртая недели) –
неустойчивое, постепенное
приспособление.
относительно устойчивое
приспособление.
3 этап (пятая-шестая недели) –
Показатели трудностей
адаптации. «Школьный
стресс»:
Изменения в поведении
(агрессивность, слезливость,
капризность , вялость или
перевозбуждение,
раздражительность).
Трудности в усвоении
программы.
Проблемы в отношениях со
сверстниками, учителем.
Показатели трудностей
адаптации. «Школьный
стресс»:
Выраженное утомление – у
40%.
Неврозоподобные реакции
(нарушение сна или
аппетита, страх перед
школой, головные боли,
боли в животе – до 75%
детей в начале учебного
года.
Ухудшение состояния
Диагностика агрессивности
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
агрессивность
норма
выше нормы
приближены к
поргу
агрессивности
Диагностика тревожности
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
тревожность
норма
выше нормы
На уроке:
использование схемзнаков;
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
движения тела и пальцев ;
упражнения для релаксации;
точечный массаж;
психогимнастика;
арттерапия;
сказкотерапия;
тренинги;
игры;
проблемные ситуации;