Одна из основных целей обучения – повышение качества знаний.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся с присущими ему характеристиками: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность.
Это то, что требует постоянной работы и совершенствования, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Р.Киплинг
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» А. Дистервег
Каждый учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования.
Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Что определяет степень профессионализма педагога?
Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается, например, в Профессиональном стандарте педагога. На сегодняшний день разработаны 4 профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя); педагога-психолога; педагога дополнительного образования детей и взрослых; специалиста в области воспитания. Сегодня уже применяются только 2 профстандарта: педагога-психолога (с 01.01.2017) и специалиста в области воспитания (с 06.01.2017).
Профессиональный стандарт педагога (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, должен применяться с 01.01.2017, но приостановлен по 01.09.2019) – это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.
Крайне важным согласно этому стандарту становится непрерывное профессиональное развитие педагога. Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям современного мира и профессии.
Что может быть педагогическим опытом?
алгоритмы учебных действий по предмету;
технологии урока или элементы технологии;
авторские программы (учебного курса, воспитательные);
системы методических приемов (например, набор упражнений для повышения качества обучения учащихся по предмету и др.);
эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
эффективные системы оценки знаний и др.
Виды и формы обобщения педагогического опыта
1. Практический, формы обобщения: открытые уроки, конкуры педагогического мастерства, семинары-практикумы, творческие отчеты, выставки педагогических достижений, рефераты, справки, индивидуальные консультации для коллег и родителей, наставничество.
2. Методический, формы обобщения: педсоветы, РМО (работа методических объединений) педагогов, педагогические чтения, мастер-классы, авторские школы, форумы, видео.
3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи и тезисы в сборниках научно-практических конференций, размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах, монографии, другое.
Цели
(зачем педагогу публиковать разработки)
1. Помочь коллегам в их работе, обмен опытом.
2. Получить признание.
3. Возможность получить свидетельство о публикации.
«...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи» В.А. Сухомлинский
П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И
1. презентации;
2. учебно-методические разработки;
3. конспекты уроков или занятий;
4. календарно-тематическое планирование;
5. рабочие программы;
6. элективные курсы;
7. учебно-методические материалы и пособия;
8. тесты;
9. тренажеры;
10. компьютерные программы;
11. электронные образовательные ресурсы;
12. статьи на педагогическую тематику;
ВИДЫ ПУБЛИКАЦИЙ
13. сценарии классных часов, внеклассных мероприятий и праздников;
14. олимпиадные задания;
15. проекты;
16. опыты и эксперименты;
17. видеоуроки;
18. материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
19. консультации;
20. творческие работы учащихся;
21. книги;
22. другое.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПУБЛИКАЦИЕЙ
1. Определить цель публикации (для чего она создается)
2. Выбрать вариант публикации (печатный или электронный)
3. Составить подробный план публикации
4. Поработать над названием статьи, определить его
5.Написать введение (вступление), сформулировав необходимость проведения работы и ее основные направления
6. Разыскать всю необходимую информацию по теме в разных источниках
7. Проанализировать найденную информацию
8. Выделить основное из полученной информации, синтезируя его со своими мыслями по теме
9. Зафиксировать структурированный материал в черновике (бумажном или электронном)
10. Отредактировать материал, при необходимости разделив его на разделы
11. Сформулировать выводы работы, подвести итоги, написать заключение
12, Составить список использованной литературы с необходимыми ссылками
13. Перечитать работу, проведя повторное редактирование (сократить все, что не несет полезной информации, вычеркнуть лишние слова и непонятные термины)
14. Разместить публикацию в печатном или электронном издании
Примеры тем собственных статей разного уровня
2. Системно-деятельностный подход в обучении как основа ФГОС
3. История развития организационных форм обучения. Урок как дидактическая единица
статьи городского уровня на портале Экстернат
http://ext.spb.ru/user/pluginclass/cbgallery.html?action=folders&func=show&type=files&id=490&user=4914&tab=33
4. Облачные технологии в образовании
5. Десять проблем школьной информатики
6. Применение ИКТ-технологий на уроках математики – обобщение десятилетнего опыта
статьи всероссийского уровня на nsportal
https://nsportal.ru/annakovaleva
ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ПУБЛИКАЦИЙ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1. Создание видеоуроков
Camtasio Studio
Windows Movie Maker
Audacity
Power Point: Подготовить и открыть презентацию, которую вы хотите превратить в видеоурок – Показ слайдов – Запись показа слайдов – Начать запись с первого слайда – Выбрать, что вы собираетесь записать (время показа слайдов и/или речевое сопровождение, тогда к компьютеру должен быть подключен микрофон) – Начать запись – По окончании записи нажать на крестик и затем правильно сохранить: Файл – Сохранить и отправить – Создать видео – Выбрать параметры и место сохранения, теперь процесс сохранения отражается в нижней части экрана в виде зеленой полосы, это займет некоторое время в зависимости от объема вашего видеоурока. Когда вся зеленая полоса заполнится, видео готово и его можно просмотреть в сохраненной папке.
Подробно этот процесс расписан на моем первом сайте в разделе советы по компьютеру. Там же, кстати, есть полезные советы по уменьшению объема презентаций, текстовых документов и графических файлов (это обычно необходимо, когда выкладываешь свои разработки в Интернете – сайты устанавливают ограничения максимально допустимого объема разработки).
https://nsportal.ru/user/886999/page/sovety-po-komyuteru
ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ПУБЛИКАЦИЙ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2. Создание электронных тестов
Google, LearningApps.org
Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru
Пример теста по информатике на тему Алгоритмизация (8 класс)
https://onlinetestpad.com/ru/testview/66600-test-po-informatike-na-temu-algoritmizaciya-8-klass
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах!Ш. А. Амонашвили
В заключение хотелось бы привести пожелания учителям:
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, а также простая человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
Пусть учитель и будет в классе солнышком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.