Выступление на педсовете по теме «Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе »
Выступление на педсовете по теме «Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе »
Оценка 5
Педсоветы
docx
физика
Взрослым
01.04.2017
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
«Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам ».docx
«Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим
олимпиадам, научнопрактическим конференциям, исследовательской работе »
Гришанова Жанна Петровна, учитель физики, 20152016 уч. год
Не существует скольконибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех,
которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко
не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от
семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача
школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы
эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще
на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают
словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях
знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными
областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести
школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность синоним талантливости. В психологии же под ней
понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности
освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с
интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная
личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психологопедагогической науке существуют различные концептуальные модели
одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является
концепция, разработанная американским исследователем Рензулли. Он считает, что
одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
• креативности;
• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду.
Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили
высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор
заменяет термин «одаренность» на «потенциал».
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с
высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие
дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны
принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и
трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры
разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности я
занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
• выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
• создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей:
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к
размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна
научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым
помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я
использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
На своих уроках я использую маленькие задачки, которые предлагаю учащимся в качестве
разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую
обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю
подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля
поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» для 7 класса; «У вас есть моток тонкой
проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь
поперечного сечения проволоки?» для 8 класса и т. д.
Для многих тем курса физики использую системы задач для домашней работы учащихся,
включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня
сложности.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных
детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними
данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на
Земле и других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения
на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся найдут в
справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения
свободного падения.
На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем
людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры,
эксперименты, качественные задачи.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом
не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения
квалификации, методические объединения школы и района, областные научнопрактические
конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике.
Часто в нашей школе проводятся недели физики, на которых учащиеся могут проявить себя
в различных викторинах, конкурсах.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей,
становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к
получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и
практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного
уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь
после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми
— это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области
психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами,
другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует
постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще
сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО
«Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002
3. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка
для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: ШколаПресс. 2000. 80с. (Библиотека
журнала «Физика в школе». Вып. 16)
4. Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961
5. Интернетматериалы.
6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ.
Серия: Педагогика / Новосиб гос унт. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
Выступление на педсовете по теме «Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе »
Выступление на педсовете по теме «Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе »
Выступление на педсовете по теме «Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.