Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Оценка 4.9

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
Взрослым
05.02.2017
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
В данном выступлении рассказывается о современных образовательных технологиях в преподавании литературы, на каких видах уроках они используются, подробно рассказывается о кейс-технологии. Даются примеры заданий по кейс-технологии по повести Л. Толстого "Детство", М. Лермонтова "Герой нашего времени", Н.Карамзин" Бедная Лиза" ,С.Маршак "Вересковый мёд"и др.
Соврем технологии в преподавании литекратуры.docx
Применение современных образовательных технологий обучения в преподавании литературы Бурмистрова Наталья Алексеевна,  учитель русского языка и литературы Перспективы развития современного мира требуют, покидая школу, не только уносили с собой багаж теоретических знаний, но и обладали практическими  навыками. Необходимость работы по развитию у обучающихся умений  применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и  результаты исследований Международной программы по оценке  образовательных достижений учащихся ­ PISA. Это исследование направлено  на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку  способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в  жизненных ситуациях. В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими  практическими умениями:  Умение работать с текстом: быстро находить нужную  информацию, анализировать текст.  Умением грамотно и доказательно представить свою точку зрения. Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию  собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики  покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и  внутренних ресурсов для решения жизненных задач. Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному  анализу текста без предварительного изучения таких литературных  теоретических понятий как: "литературное направление", "идея", "тема",  "структура", "средства выразительности", "образ" и т.д. и т.п. Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать  практическое применение полученных знаний при ограниченности времени  урока? Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально  оптимизировать обучение. Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких  технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу  учащихся на уроке: Технологии, используемые мною в практике работы  1. Проблемное  обучение Форма активного обучения, позволяющая  актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового  материала, закреплении и контроле. Реализую в форме  диспута по вопросам, содержащим какое­либо  противоречие, который присутствует практически на  каждом уроке литературы. Использовать наглядные опоры при анализе худ.  произведений. С помощью схем на доске можно  продемонстрировать особенности развития сюжета  произведения, особенности взаимоотношений и  характеры героев. 2. Технология  обучения на основе  схемных и знаковых  моделей (опорные  схемы) 4. Игровые технологии Позволяют разнообразить процесс обучения и  5. Кейс­технологии активизировать деятельность учащихся. Лучше всего  использовать на этапе проверки знаний по предмету. Например: "Своя игра"(контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок­"Что?Где?Когда?" (7 класс), урок­ викторина, урок­концерт, кроссворды по изучаемым  произведениям Позволяет найти подход к раскрытию проблемы,  проиллюстрировать учебные ситуации, может быть  использован на уровне элементов или стать основой  для занятий в виде деловых игр типа: урок ­ пресс ­  конференция, урок ­ презентация писателя Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы.  6. Современные  технологии контроля и оценки Подробнее хочу остановиться на кейс­ технологиях. Кейс­технологии ранее традиционно применялся только в обучении  менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из  экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Кейс­технологии (или кейс ­ метод, как определяют его другие методисты) с  одной стороны ­ противопоставлены таким видам работы, как повторение за  учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой ­  совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как:  метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть  кейс­технологий ­ анализ реальной ситуации (каких­то вводных данных)  описание которой одновременно отражает не только какую­либо  практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом  сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным  методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету.  Применение данной технологии помогает развить у обучающихся  важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого  человека. Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного  предмета может составлять:  публицистическая литература,  художественная литература. Примеры кейс­заданий При изучении творчества Л.Толстого. Отрывок из произведения "Детство". Основой обсуждения является поступок  мальчика ­ главного героя, который, имея очень чуткую, "жалостливую"  натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со  своими товарищами издевается над другим мальчиком. Кейс­задание: Возможно ли было поступить по­другому и к каким бы последствиям это бы привело. Для решения данного кейса мною используется инсценировка ­ эксперимент.  Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают  свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее  верная поведенческая модель. По творчеству Лермонтова. "Герой нашего времени". Кейс­ задание: ­ Является ли Лермонтов прообразом своего героя? Учащийся, работая с текстом ­ биографией и текстом произведения, должен  привести свои доказательства и сделать вывод. В 9 классе при изучении произведения " Слово о полку Игореве…» Кейс­ ситуация: ­ Представьте, каждый из вас ­ летописец, живущий в Киеве, за окном  не 2016, а 968 год (пусть учащиеся подсчитают, сколько лет тому назад  это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие­либо важные сведение об этом  нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили,  записали, зарисовали? И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись,  составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов  рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом. В 9 классе при изучении произведения "Бедная Лиза". 1 Кейс­задача: ­ Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат  рокового стечения обстоятельств или финал закономерен? 2 Кейс­задача: ­ Предложите свой вариант решения подобной проблемы  взаимоотношений между главными героями в современном мире. 3 Кейс­задача: ­ Представьте, вы ­ редакторы Московского издательства конца 18  столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки  зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в  произведении? Кейс может быть представлен и в виде одного предложения ­ цитаты из  текста. Например, при изучении произведения Стивенсона "Вересковый мёд" в  переводе Маршака. Кейс­задача в начале урока: ­ Как вы понимаете эти слова?: ­ Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают  своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа  всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с  предложенными толкованиями до знакомства с произведением. Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе  учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения  кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта,  критической справки, описательной работы, эссе. Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из  факторов, повышающих качественный уровень обученности учеников.  Именно применение кейс ­ технологий в обучении литературы позволяет  создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений,  необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода  информацией, позволяет активизировать теоретические знания и  практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и  аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо  еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в  реальной жизни.

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"

Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017