Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
Взрослым
05.02.2017
В данном выступлении рассказывается о современных образовательных технологиях в преподавании литературы, на каких видах уроках они используются, подробно рассказывается о кейс-технологии. Даются примеры заданий по кейс-технологии по повести Л. Толстого "Детство", М. Лермонтова "Герой нашего времени", Н.Карамзин" Бедная Лиза" ,С.Маршак "Вересковый мёд"и др.
Соврем технологии в преподавании литекратуры.docx
Применение современных образовательных технологий обучения в
преподавании литературы
Бурмистрова Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Перспективы развития современного мира требуют, покидая школу, не только
уносили с собой багаж теоретических знаний, но и обладали практическими
навыками. Необходимость работы по развитию у обучающихся умений
применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и
результаты исследований Международной программы по оценке
образовательных достижений учащихся PISA. Это исследование направлено
на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку
способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в
жизненных ситуациях.
В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими
практическими умениями:
Умение работать с текстом: быстро находить нужную
информацию, анализировать текст.
Умением грамотно и доказательно представить свою точку зрения.
Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию
собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики
покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и
внутренних ресурсов для решения жизненных задач.
Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному
анализу текста без предварительного изучения таких литературных
теоретических понятий как: "литературное направление", "идея", "тема",
"структура", "средства выразительности", "образ" и т.д. и т.п.
Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать
практическое применение полученных знаний при ограниченности времени
урока?
Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально
оптимизировать обучение.
Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких
технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу
учащихся на уроке: Технологии, используемые мною в практике работы
1. Проблемное
обучение
Форма активного обучения, позволяющая
актуализировать знания, применить их в новой учебной
ситуации. Использую при объяснении нового
материала, закреплении и контроле. Реализую в форме
диспута по вопросам, содержащим какоелибо
противоречие, который присутствует практически на
каждом уроке литературы.
Использовать наглядные опоры при анализе худ.
произведений. С помощью схем на доске можно
продемонстрировать особенности развития сюжета
произведения, особенности взаимоотношений и
характеры героев.
2. Технология
обучения на основе
схемных и знаковых
моделей (опорные
схемы)
4. Игровые технологии Позволяют разнообразить процесс обучения и
5. Кейстехнологии
активизировать деятельность учащихся. Лучше всего
использовать на этапе проверки знаний по предмету.
Например: "Своя игра"(контроль знаний за I полугодие
в 8 классе), урок"Что?Где?Когда?" (7 класс), урок
викторина, урокконцерт, кроссворды по изучаемым
произведениям
Позволяет найти подход к раскрытию проблемы,
проиллюстрировать учебные ситуации, может быть
использован на уровне элементов или стать основой
для занятий в виде деловых игр типа: урок пресс
конференция, урок презентация писателя
Тестирование. Используются и разрабатываются тесты
по всему курсу литературы.
6. Современные
технологии контроля и
оценки
Подробнее хочу остановиться на кейс технологиях.
Кейстехнологии ранее традиционно применялся только в обучении
менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из
экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях
и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.
Кейстехнологии (или кейс метод, как определяют его другие методисты) с
одной стороны противопоставлены таким видам работы, как повторение за
учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой
совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как:
метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть
кейстехнологий анализ реальной ситуации (какихто вводных данных)
описание которой одновременно отражает не только какуюлибо
практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом
сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным
методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету.
Применение данной технологии помогает развить у обучающихся важные для
дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность,
умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого
человека.
Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного
предмета может составлять:
публицистическая литература,
художественная литература.
Примеры кейсзаданий
При изучении творчества Л.Толстого.
Отрывок из произведения "Детство". Основой обсуждения является поступок
мальчика главного героя, который, имея очень чуткую, "жалостливую"
натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со
своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Кейсзадание:
Возможно ли было поступить подругому и к каким бы последствиям
это бы привело.
Для решения данного кейса мною используется инсценировка эксперимент.
Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают
свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее
верная поведенческая модель.
По творчеству Лермонтова.
"Герой нашего времени". Кейс задание:
Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Учащийся, работая с текстом биографией и текстом произведения, должен
привести свои доказательства и сделать вывод.
В 9 классе при изучении произведения " Слово о полку Игореве…»
Кейс ситуация:
Представьте, каждый из вас летописец, живущий в Киеве, за окном
не 2016, а 968 год (пусть учащиеся подсчитают, сколько лет тому назад
это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какиелибо важные сведение об этом
нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили,
записали, зарисовали?
И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись,
составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов
рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом.
В 9 классе при изучении произведения "Бедная Лиза".
1 Кейсзадача:
Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат
рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?
2 Кейсзадача:
Предложите свой вариант решения подобной проблемы
взаимоотношений между главными героями в современном мире.
3 Кейсзадача:
Представьте, вы редакторы Московского издательства конца 18
столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки
зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в
произведении?
Кейс может быть представлен и в виде одного предложения цитаты из
текста.
Например, при изучении произведения Стивенсона "Вересковый мёд" в
переводе Маршака.
Кейсзадача в начале урока:
Как вы понимаете эти слова?:
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают
своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа
всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с
предложенными толкованиями до знакомства с произведением.
Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе
учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения
кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта,
критической справки, описательной работы, эссе. Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из
факторов, повышающих качественный уровень обученности учеников.
Именно применение кейс технологий в обучении литературы позволяет
создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений,
необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода
информацией, позволяет активизировать теоретические знания и
практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи,
предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и
аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо
еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в
реальной жизни.
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Выступление на школьном методобъединении "Применение современных образовательных технологий в преподавании литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.